Актуальность исследования
Представленная тема исследования является актуальной и важной в настоящее время по следующим причинам. Дислексия – это невозможность нормально читать, понимать и правильно интерпретировать письменный текст, несмотря на нормальное интеллектуальное развитие. Проблемы с чтением могут серьезно повлиять на учебные успехи и самооценку детей, и поэтому профилактика дислексии имеет важное значение.
Дислексия является одной из наиболее распространенных учебных и развитых нарушений у детей. Согласно данным исследований, она встречается у приблизительно 5-10% детей в мире. Дислексия может серьезно ограничивать способности ребенка в учебе, особенно в чтении и написании. Без своевременной поддержки дети с дислексией могут испытывать трудности и неудачи в школе. Дети с дислексией могут столкнуться с негативными эмоциональными и социальными последствиями, такими как низкая самооценка, тревожность и социальная изоляция. Профилактика и поддержка в данной области могут помочь улучшить качество жизни этих детей.
Цель исследования
Целью исследования является оценка методов и инструментов для раннего выявления признаков дислексии у детей до того, как они начинают испытывать серьезные трудности в чтении.
Материал и методы исследования
Изучением вопросов, посвященных профилактике дислексии у младших школьников, занимались такие учены как О.А. Величенкова, А.А. Байтаевич, И.Н. Садовникова, О.А. Токарева, Н.И. Васильева, Г.И. Рожкова и др.
Методами исследования являются: метод кейс-исследования, метод теоретического и практического анализа, метод сравнительного анализа.
Результаты исследования
Профилактика дислексии у младших школьников является важной задачей, так как раннее выявление и устранение проблемы может существенно помочь детям развивать навыки чтения и письма. Можно выделить следующие методы, способствующие профилактике дислексии:
- Раннее чтение и общение. Начните читать детям вслух с самого раннего возраста. Это помогает им развивать слуховые навыки и словарь. Проводите много времени с детьми в общении, разговаривая и задавая им вопросы. Это способствует развитию речи и понимания языка.
- Развитие фонематического восприятия. Фонематическое восприятие – это способность различать и анализировать звуки в словах. Игры и упражнения, направленные на развитие этой способности, могут быть полезными.
- Поддержка чтения. Предоставьте детям доступ к разнообразным книгам и материалам для чтения. Стимулируйте их интерес к чтению. Читайте вместе с детьми и обсуждайте прочитанное. Это помогает им развивать понимание текста.
- Развитие моторики. Работайте над мелкой моторикой рук, так как хорошая моторика рук важна для навыков письма. Предлагайте детям задания, которые развивают координацию глаз и рук, такие как раскрашивание, рисование, лепка и письмо.
- Обратите внимание на зрительное восприятие. Проверьте, нет ли у ребенка проблем со зрением. Плохое зрение может быть причиной затруднений при чтении. Если есть подозрения на проблемы со зрением, обратитесь к врачу-офтальмологу.
- Регулярный медицинский осмотр. Регулярные медицинские осмотры могут помочь выявить возможные проблемы в развитии детей и своевременно принять меры.
- Поддержка и понимание. Важно проявлять терпимость и понимание к детям, которые могут столкнуться с трудностями при чтении. Поддержка со стороны родителей и учителей играет важную роль в преодолении трудностей.
Обучение детей с дислексией требует учета двух важных методологических аспектов. В первую очередь, необходимо провести критическую оценку и внести изменения в учебные материалы, предназначенные для младших школьников с особыми образовательными потребностями. Во-вторых, необходимо разработать специализированные методики, способствующие формированию буквенного гнозиса у детей с дислексией и их предрасположенностью к этому расстройству [1, c. 243].
Проблема визуальной организации учебных материалов, которые предлагаются детям с дислексией, остается мало исследованной. Развитие навыков офтальмокинеза, улучшение зрительной работоспособности и концентрации внимания может быть достигнуто через правильное оформление упражнений и текстов на странице. Ведь именно строки и тексты являются объектом сканирования, удержания и распознавания для ребенка.
Первое, на что следует обратить внимание, это минимизация «шума» на странице. Необходимо сократить количество иллюстративных и текстовых элементов, а также избавиться от рамок, теней и цветных фонов. Блоки с упражнениями должны быть легко выделяемыми на странице, а направление сканирования внутри них должно быть горизонтальным.
Шрифтовое оформление учебника следует делать простым и единообразным. Использование слишком множества разных размеров шрифтов может сбивать ребенка с дислексией с толку. Различные размеры шрифтов могут использоваться, чтобы выделить различные текстовые элементы, но на странице должен быть только текст, предназначенный непосредственно для ученика, и это поможет улучшить его восприятие.
Дислексия – это нейрологическое расстройство, которое влияет на способность человека читать, понимать и правильно интерпретировать письменный текст. Она может проявляться в разных формах и степенях тяжести. Обычно дислексия связана с трудностями в распознавании букв и звуков, что затрудняет процесс чтения и написания.
Следует отметить, что дискалькулией страдают 30% людей с дислексией. Дислексией страдают 35% людей с нарушением языкового развития. Тревожное расстройство имеют 15% людей с дислексией. Депрессия встречается у 8% людей с дислексией. Синдром дефицита внимания и (или) гиперактивности наблюдается у 10% людей с дислексией [2, c. 35].
Профилактика дислексии у младших школьников является важной задачей, так как раннее выявление и предотвращение этого нарушения чтения и письма способствует более успешной учебе и адаптации ребенка в школьной среде. Можно выделить следующие распространенные проблемы, связанные с дислексией, и пути их решения:
- Позднее обнаружение дислексии. В целях решения проблемы необходимо регулярное скрининговое тестирование младших школьников на предмет нарушений чтения и письма может помочь выявить дислексию в ранние стадии. Это может быть выполнено специалистами в области образования или психологии.
- Отсутствие информирования родителей. В качестве решения проблемы следует проводить информационные собрания и обучающие мероприятий для родителей помогает им понимать, что такое дислексия и как оказать поддержку своему ребенку. Это также способствует ранней диагностике и помощи.
- Недостаточное обучение учителей. Решение: педагоги должны получить соответствующую подготовку в области работы с детьми, страдающими дислексией. Это может включать в себя курсы по специальному образованию и методикам обучения чтению и письму [3, c. 104].
Выводы
Дислексия у детей младшего школьного возраста проявляется через трудности в чтении и написании, и это влияет на различные аспекты их развития и успеха в учебе. Эта ситуация требует системного вмешательства, поскольку существует прямая связь между дислексией и успеваемостью, самооценкой, социальными отношениями, достижениями и мотивацией ребенка. Очень важно заниматься профилактикой дислексии и выявлять эту особенность как можно раньше, еще до начала обучения в школе.
При проведении коррекционной работы с логопедами необходимо уделить особое внимание развитию различных навыков. Это включает в себя улучшение зрительной памяти и пространственного мышления, развитие внимания, формирование аналитической деятельности и укрепление мелкой моторики. Кроме того, важно работать над исправлением произношения звуков и развитием лексической и грамматической речи.
Эффективное воздействие на эти аспекты позволяет детям с дислексией успешно преодолевать трудности в учебе и повышать их уверенность в себе и способности.