Главная
АИ #38 (168)
Статьи журнала АИ #38 (168)
Профилактика дислексии у младших школьников

Профилактика дислексии у младших школьников

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

дислексия
младшие школьники
профилактика
чтение
восприятие

Аннотация статьи

Исследование посвящено анализу и характеристике профилактика дислексии у младших школьников. Кроме того, автором представлены проблемы и пути решения, связанные с профилактикой дислексии у младших школьников. Также автором отмечено, что в последние годы в России наблюдается значительный рост числа детей, имеющих дислексию. Исследования показывают, что в общеобразовательных школах этот процент составляет более 30%, а в гимназиях – 20%.

Текст статьи

Актуальность исследования

Представленная тема исследования является актуальной и важной в настоящее время по следующим причинам. Дислексия – это невозможность нормально читать, понимать и правильно интерпретировать письменный текст, несмотря на нормальное интеллектуальное развитие. Проблемы с чтением могут серьезно повлиять на учебные успехи и самооценку детей, и поэтому профилактика дислексии имеет важное значение.

Дислексия является одной из наиболее распространенных учебных и развитых нарушений у детей. Согласно данным исследований, она встречается у приблизительно 5-10% детей в мире. Дислексия может серьезно ограничивать способности ребенка в учебе, особенно в чтении и написании. Без своевременной поддержки дети с дислексией могут испытывать трудности и неудачи в школе. Дети с дислексией могут столкнуться с негативными эмоциональными и социальными последствиями, такими как низкая самооценка, тревожность и социальная изоляция. Профилактика и поддержка в данной области могут помочь улучшить качество жизни этих детей.

Цель исследования

Целью исследования является оценка методов и инструментов для раннего выявления признаков дислексии у детей до того, как они начинают испытывать серьезные трудности в чтении.

Материал и методы исследования

Изучением вопросов, посвященных профилактике дислексии у младших школьников, занимались такие учены как О.А. Величенкова, А.А. Байтаевич, И.Н. Садовникова, О.А. Токарева, Н.И. Васильева, Г.И. Рожкова и др.

Методами исследования являются: метод кейс-исследования, метод теоретического и практического анализа, метод сравнительного анализа.

Результаты исследования

Профилактика дислексии у младших школьников является важной задачей, так как раннее выявление и устранение проблемы может существенно помочь детям развивать навыки чтения и письма. Можно выделить следующие методы, способствующие профилактике дислексии:

  1. Раннее чтение и общение. Начните читать детям вслух с самого раннего возраста. Это помогает им развивать слуховые навыки и словарь. Проводите много времени с детьми в общении, разговаривая и задавая им вопросы. Это способствует развитию речи и понимания языка.
  2. Развитие фонематического восприятия. Фонематическое восприятие – это способность различать и анализировать звуки в словах. Игры и упражнения, направленные на развитие этой способности, могут быть полезными.
  3. Поддержка чтения. Предоставьте детям доступ к разнообразным книгам и материалам для чтения. Стимулируйте их интерес к чтению. Читайте вместе с детьми и обсуждайте прочитанное. Это помогает им развивать понимание текста.
  4. Развитие моторики. Работайте над мелкой моторикой рук, так как хорошая моторика рук важна для навыков письма. Предлагайте детям задания, которые развивают координацию глаз и рук, такие как раскрашивание, рисование, лепка и письмо.
  5. Обратите внимание на зрительное восприятие. Проверьте, нет ли у ребенка проблем со зрением. Плохое зрение может быть причиной затруднений при чтении. Если есть подозрения на проблемы со зрением, обратитесь к врачу-офтальмологу.
  6. Регулярный медицинский осмотр. Регулярные медицинские осмотры могут помочь выявить возможные проблемы в развитии детей и своевременно принять меры.
  7. Поддержка и понимание. Важно проявлять терпимость и понимание к детям, которые могут столкнуться с трудностями при чтении. Поддержка со стороны родителей и учителей играет важную роль в преодолении трудностей.

Обучение детей с дислексией требует учета двух важных методологических аспектов. В первую очередь, необходимо провести критическую оценку и внести изменения в учебные материалы, предназначенные для младших школьников с особыми образовательными потребностями. Во-вторых, необходимо разработать специализированные методики, способствующие формированию буквенного гнозиса у детей с дислексией и их предрасположенностью к этому расстройству [1, c. 243].

Проблема визуальной организации учебных материалов, которые предлагаются детям с дислексией, остается мало исследованной. Развитие навыков офтальмокинеза, улучшение зрительной работоспособности и концентрации внимания может быть достигнуто через правильное оформление упражнений и текстов на странице. Ведь именно строки и тексты являются объектом сканирования, удержания и распознавания для ребенка.

Первое, на что следует обратить внимание, это минимизация «шума» на странице. Необходимо сократить количество иллюстративных и текстовых элементов, а также избавиться от рамок, теней и цветных фонов. Блоки с упражнениями должны быть легко выделяемыми на странице, а направление сканирования внутри них должно быть горизонтальным.

Шрифтовое оформление учебника следует делать простым и единообразным. Использование слишком множества разных размеров шрифтов может сбивать ребенка с дислексией с толку. Различные размеры шрифтов могут использоваться, чтобы выделить различные текстовые элементы, но на странице должен быть только текст, предназначенный непосредственно для ученика, и это поможет улучшить его восприятие.

Дислексия – это нейрологическое расстройство, которое влияет на способность человека читать, понимать и правильно интерпретировать письменный текст. Она может проявляться в разных формах и степенях тяжести. Обычно дислексия связана с трудностями в распознавании букв и звуков, что затрудняет процесс чтения и написания.

Следует отметить, что дискалькулией страдают 30% людей с дислексией. Дислексией страдают 35% людей с нарушением языкового развития. Тревожное расстройство имеют 15% людей с дислексией. Депрессия встречается у 8% людей с дислексией. Синдром дефицита внимания и (или) гиперактивности наблюдается у 10% людей с дислексией [2, c. 35].

Профилактика дислексии у младших школьников является важной задачей, так как раннее выявление и предотвращение этого нарушения чтения и письма способствует более успешной учебе и адаптации ребенка в школьной среде. Можно выделить следующие распространенные проблемы, связанные с дислексией, и пути их решения:

  • Позднее обнаружение дислексии. В целях решения проблемы необходимо регулярное скрининговое тестирование младших школьников на предмет нарушений чтения и письма может помочь выявить дислексию в ранние стадии. Это может быть выполнено специалистами в области образования или психологии.
  • Отсутствие информирования родителей. В качестве решения проблемы следует проводить информационные собрания и обучающие мероприятий для родителей помогает им понимать, что такое дислексия и как оказать поддержку своему ребенку. Это также способствует ранней диагностике и помощи.
  • Недостаточное обучение учителей. Решение: педагоги должны получить соответствующую подготовку в области работы с детьми, страдающими дислексией. Это может включать в себя курсы по специальному образованию и методикам обучения чтению и письму [3, c. 104].

Выводы

Дислексия у детей младшего школьного возраста проявляется через трудности в чтении и написании, и это влияет на различные аспекты их развития и успеха в учебе. Эта ситуация требует системного вмешательства, поскольку существует прямая связь между дислексией и успеваемостью, самооценкой, социальными отношениями, достижениями и мотивацией ребенка. Очень важно заниматься профилактикой дислексии и выявлять эту особенность как можно раньше, еще до начала обучения в школе.

При проведении коррекционной работы с логопедами необходимо уделить особое внимание развитию различных навыков. Это включает в себя улучшение зрительной памяти и пространственного мышления, развитие внимания, формирование аналитической деятельности и укрепление мелкой моторики. Кроме того, важно работать над исправлением произношения звуков и развитием лексической и грамматической речи.

Эффективное воздействие на эти аспекты позволяет детям с дислексией успешно преодолевать трудности в учебе и повышать их уверенность в себе и способности.

Список литературы

  1. Апетян М.К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника / М.К. Апетян // Молодой ученый. – 2014. – № 14 (73). – С. 243-244.
  2. Ковина М.В. Психологические особенности детей младшего школьного возраста и факторы их успешного обучения // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». – 2020. – № VI. – С. 32-39.
  3. Садовникова И.Н. Дисграфия, дислексия. Технология преодоления: учебное пособие / И. Н. Садовникова. – Москва: ПАРАДИГМА, 2012. – 279 c.

Поделиться

1092

Петрухина М. П. Профилактика дислексии у младших школьников // Актуальные исследования. 2023. №38 (168). Ч.II.С. 71-73. URL: https://apni.ru/article/7017-profilaktika-disleksii-u-mladshikh-shkolnikov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря