Главная
АИ #38 (168)
Статьи журнала АИ #38 (168)
Экологическое воспитание дошкольников

Экологическое воспитание дошкольников

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

экологическое воспитание
дошкольники
прогулки
экскурсии
наблюдение
предмет

Аннотация статьи

Исследование посвящено детальному анализу экологического воспитания дошкольников. Кроме того, автором обозначены ключевые аспекты экологического воспитания в дошкольном возрасте. Также отмечено, что для получения экологических знаний наиболее целесообразным будет участие ребенка в познавательных активностях, таких как экологические экскурсии, наблюдения и природные прогулки.

Текст статьи

Актуальность исследования

Экологические проблемы, такие как изменение климата, загрязнение окружающей среды, уменьшение биоразнообразия и многие другие, оказывают негативное воздействие на нашу планету и будущее следующих поколений.

Воспитание детей с экологической осознанностью с младших лет играет важную роль в решении экологических проблем. Воспитание дошкольников в духе заботы о природе и понимания важности экологических вопросов может способствовать формированию у них ответственного отношения к окружающей среде. Научные оценки современной глобальной экологической ситуации вызывают серьезную тревогу. Они мотивируют каждого разумного человека, заботящегося о будущем своих детей, внуков и всей нашей планеты, задуматься. Поэтому наиболее важным становится проведение экологического воспитания и формирование у личности умения сосуществовать с природой, чувствовать себя ее неотъемлемой частью и признавать бережное обращение с окружающей средой как нормой жизни. Начинать этот процесс следует с самого раннего детства. В свете актуальности данной проблемы возникает неотложная задача улучшения экологического воспитания нового поколения.

Цель исследования

Целью исследования является изучение и анализ методов и подходов к экологическому воспитанию детей дошкольного возраста с целью определения эффективных практик и стратегий экологического образования, способствующих формированию у детей понимания и ответственности по отношению к окружающей среде.

Материал и методы исследования

Изучением вопросов, посвященных экологическому воспитанию дошкольников, занимались такие ученые как С.А. Габбасова, С.Л. Рубинштейна, Л. Выготского, А.В. Запорожца, М.М. Поддьякова, В.В. Давыдова и др.

Методами исследования являются: метод кейс-исследования, метод теоретического и практического анализа, метод сравнительного анализа.

Результаты исследования

Экологическое воспитание дошкольников играет важную роль в формировании их осознанного отношения к природе, окружающей среде и участии в сохранении экологической устойчивости планеты. Это процесс, который помогает детям развивать знания, навыки и ценности, связанные с экологической ответственностью и уважением к окружающей среде. Можно выделить следующие ключевые аспекты экологического воспитания в дошкольном возрасте:

  1. Изучение природы. Дети должны иметь возможность исследовать окружающую природу, наблюдать за животными, растениями, изменениями в погоде и сезонами. Это помогает им развивать любопытство и уважение к природе.
  2. Сортировка мусора. Развивайте привычку сортировки мусора среди детей. Объясните им, почему это важно для окружающей среды и какие материалы можно перерабатывать.
  3. Практика экологических привычек. Поощряйте детей выключать свет и приборы, когда они не используются, экономить воду и использовать экологически чистые продукты в быту.
  4. Экологические проекты и мероприятия. Организуйте проекты и мероприятия, связанные с окружающей средой, такие как посадка деревьев, уборка прибрежных зон или создание экологических иллюстраций.
  5. Игры и занятия. Используйте игры и занятия, которые способствуют пониманию экологических концепций, такие как циклы воды и круговорот материалов в природе.
  6. Поддержка экологического сознания. Помогайте детям понимать важность бережного отношения к природе и показывайте, как они могут внести свой вклад в сохранение окружающей среды.
  7. Образцы и ролевые модели. Показывайте пример экологически ответственного поведения и объясняйте, почему это важно. Родители и педагоги могут быть ролевыми моделями для детей [1, c. 176].
  8. Экскурсии и посещения. Организуйте поездки на природу, в парки, зоопарки и музеи, чтобы дети могли увидеть разнообразие живой природы и понять, как они могут ее защищать.
  9. Диалог и обсуждение. Проводите беседы и обсуждения на темы экологии, слушайте мнения и вопросы детей, развивая их критическое мышление и осознанность.

Экологическое воспитание дошкольников нацелено не только на передачу соответствующих знаний, но и на формирование осознанности экологической ценности природной среды в единстве с человеком. Важно предоставлять детям информацию в доступной форме, чтобы стимулировать их дальнейшее изучение окружающего мира и способствовать их развитию и воспитанию.

Экологическое воспитание в дошкольных учреждениях включает в себя необходимые и желаемые компоненты:

  • Создание условий для экологического воспитания в детском саду: развитие подходящей образовательной среды; наличие методических и наглядных материалов [2, c. 128].
  • Организация «экологического пространства» внутри детского сада, включая: учебные уголки, посвященные природе; зимний сад; теплицу; комнату, посвященную природе; аквариум (мини-экосистема, имитирующая пресноводный водоем); живой уголок с уходом, соответствующим экологическим принципам.
  • Организация и оборудование «экологических зон» на территории детского сада, включая: природные площадки; микрофермы; уголок, сохраненный в своем первозданном состоянии (лес, луг, пустырь); экологическую тропу; грядки с лекарственными растениями и огород.
  • Создание условий для взаимодействия детей и взрослых с природой на территории детского сада, включая организацию природного труда и заботы о природе.

Указанные меры помогают детям развивать экологическое сознание и уважение к окружающей среде уже на раннем этапе их образования, способствуя формированию бережного и ответственного отношения к природе.

Эффективность экологических занятий увеличится, если ребенок самостоятельно открывает и находит новые вещи. Существует множество методов работы с детьми, которые помогают им развивать интерес к природе. Для получения экологических знаний наиболее целесообразным будет участие ребенка в познавательных активностях, таких как экологические экскурсии, наблюдения и природные прогулки.

Экологические экскурсии, в педагогической практике, представляют собой метод обучения и воспитания, который позволяет детям изучать разнообразные объекты и явления природы в естественных условиях. Во время таких экскурсий дети приходят в контакт с природой, наблюдают природные явления в их естественном окружении, а также изучают воздействие человека на окружающую среду. Программа экскурсий может включать следующие моменты: изучение местности для получения представления о природных условиях, изучение рельефа местности, наблюдение за растительным и животным миром в их природной среде обитания. В ходе экскурсий дети собирают природный материал, который может использоваться для создания коллекций, проведения игр и учебных занятий по флористике, рисованию и различным видам труда. Экскурсии способствуют расширению экологических знаний у детей, развитию их эмоционального отношения к красотам природы и формированию культуры поведения в природной среде [3, c. 284].

Выводы

Суть экологического воспитания и возможность его внедрения в детском саду сильно зависят от условий, в которых живут дети, и методов, используемых для их воспитания. Успешное проведение экологического воспитания требует активного взаимодействия с природой, которая непосредственно окружает детей, и включает в себя разнообразные подходы, которые применяются в работе педагогов. Систематическое наблюдение, работа, игры и обучение – все это хорошо продуманные элементы работы, которые являются ключом к успешному экологическому воспитанию и достижению необходимых результатов.

Список литературы

  1. Насонова С.А. Экологическое воспитание дошкольников / С.А. Насонова // Молодой ученый. – 2020. – № 11 (301). – С. 175-177.
  2. Анцыперова Т.А. Экологические проекты как средство формирования познавательного интереса дошкольников к природе / Анцыперова Т.А. // Детский сад от А до Я. – 2015. – № 13. – 394 с.
  3. Бобылева Л. К природе – с добротой: экологическая беседа со старшими дошкольниками / Бобылева Л., Бобылева О // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 12. – 475 с.

Поделиться

1201

Ибрагимова Ш. Х. Экологическое воспитание дошкольников // Актуальные исследования. 2023. №38 (168). Ч.II.С. 48-50. URL: https://apni.ru/article/7018-ekologicheskoe-vospitanie-doshkolnikov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января