Автор(-ы):
Барыбина Ирина Сергеевна
Зайцева Ольга Дмитриевна
Лебедкина Викотия Борисовна
20 сентября 2023
Секция
Педагогика
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье рассматривается система работы по выявлению и развитию одаренности обучающихся, созданию условий для раскрытия и поддержки потенциала каждого ребёнка через участие в конкурсах разного уровня.
Текст статьи
В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат.
В. А. Сухомлинский
Сегодня наше общество нуждается в творческих, неординарно мыслящих людях, способных не только решать разного рода задачи, но и ставить перед собой перспективные цели. Поэтому современные стандарты образования предъявляют особые требования не только к уровню образовательной подготовки обучающихся, но и к уровню их личностного развития.
Соответственно, на сегодняшний день нужны такие педагоги, которые могут не только разглядеть особенности каждого ребенка, но и развивать его творческий потенциал.
Успех работы с высокомотивированными детьми зависит от правильной организации образовательного процесса в школе, так как для развития способностей одаренных обучающихся необходимы определенные условия. Поэтому задача педагога - вовремя выявить скрытые способности школьника, создать для него ситуацию успеха, определить пути реализации его творческого и интеллектуального потенциала.
Самое главное – раздвинуть информационные рамки, показать своим ученикам, что мир не замыкается на уроках, что он ярче и многограннее.
Великий педагог-новатор Василий Александрович Сухомлинский писал: «Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».
Сегодня министерство просвещения России ведёт масштабную работу по выявлению и развитию молодых талантов, созданию условий для раскрытия и поддержки потенциала каждого ребёнка, уделяя особое внимание олимпиадам и конкурсам, так как конкурсы являются действенным механизмом развития творческих способностей детей.
Все конкурсы можно разделить на две группы:
Участие в конкурсах разного уровня оказывает положительное влияние на обучающихся:
На сегодняшний день существует множество разнообразных конкурсов, которые раскрывают тот или иной талант ребенка. Перечень конкурсов можно легко найти в интернете и выбрать тот, который будет интересен ребенку, который сможет раскрыть его социальную активность.
Подготовка к конкурсам – это не только предметно-содержательная работы, ориентированная на совершенствование аналитических навыков, развитие логического мышления и творческих способностей, но и тренировка психофизических возможностей школьника.
Для совершенствования работы с одаренными детьми в процессе подготовки к конкурсам необходимо придерживаться следующих правил:
В процессе подготовки к участию в конкурсах необходимо обратить внимание на следующие методические принципы: регулярность; опережающая сложность, вариативность, самоконтроль, повторение.
Использование и варьирование различных методов и приемов при подготовке к конкурсам позволяет педагогам поддерживать познавательный интерес и мотивацию к самосовершенствованию. Ниже перечислены некоторые из методов, позволяющих формировать творческий потенциал обучающихся.
Метод вживания позволяет учащимся посредством чувственно-образных и мыслительных представлений «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.
Метод эвристических вопросов порождает необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.
Метод сравнения дает возможность сопоставить версии разных учащихся, а также их версии с культурно-историческими аналогами, сформированными великими учеными.
Метод конструирования понятий способствует созданию коллективного творческого продукта.
Метод путешествия в будущее способствует развитию навыков предвидения и прогнозирования.
Метод придумывания позволяет создать неизвестный ранее продукт в результате определенных творческих действий.
Метод «если бы…» помогает детям нарисовать картину или составить описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира.
На сегодняшний день немаловажно использование компьютерных технологий, которые позволяют:
Рассмотренные выше методы и приёмы обучения направлены на поддержку познавательного интереса высокомотивированных обучающихся и обеспечивают возможность самореализации каждого ученика, становятся важным средством в подготовке учащихся к конкурсам разных уровней.
Таким образом, системная и целенаправленная работа по подготовке к конкурсам помогает расширить способности ребенка, то есть дает возможность подготовиться школьникам к взрослой жизни, определиться с будущей профессией.
Список литературы
Поделиться
Барыбина И. С., Зайцева О. Д., Лебедкина В. Б. Система работы педагога по подготовке высокомотивированных обучающихся к участию в конкурсах // Актуальные исследования. 2023. №38 (168). Ч.II.С. 42-44. URL: https://apni.ru/article/7024-sistema-raboti-pedagoga-po-podgotovke-visokom