Главная
АИ #38 (168)
Статьи журнала АИ #38 (168)
Система работы педагога по подготовке высокомотивированных обучающихся к участию...

Система работы педагога по подготовке высокомотивированных обучающихся к участию в конкурсах

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

высокомотивированный ребенок
одаренность
способности
творческий потенциал обучающихся

Аннотация статьи

В статье рассматривается система работы по выявлению и развитию одаренности обучающихся, созданию условий для раскрытия и поддержки потенциала каждого ребёнка через участие в конкурсах разного уровня.

Текст статьи

В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат.
В. А. Сухомлинский

Сегодня наше общество нуждается в творческих, неординарно мыслящих людях, способных не только решать разного рода задачи, но и ставить перед собой перспективные цели. Поэтому современные стандарты образования предъявляют особые требования не только к уровню образовательной подготовки обучающихся, но и к уровню их личностного развития.

Соответственно, на сегодняшний день нужны такие педагоги, которые могут не только разглядеть особенности каждого ребенка, но и развивать его творческий потенциал.

Успех работы с высокомотивированными детьми зависит от правильной организации образовательного процесса в школе, так как для развития способностей одаренных обучающихся необходимы определенные условия. Поэтому задача педагога - вовремя выявить скрытые способности школьника, создать для него ситуацию успеха, определить пути реализации его творческого и интеллектуального потенциала.

Самое главное – раздвинуть информационные рамки, показать своим ученикам, что мир не замыкается на уроках, что он ярче и многограннее.

Великий педагог-новатор Василий Александрович Сухомлинский писал: «Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».

Сегодня министерство просвещения России ведёт масштабную работу по выявлению и развитию молодых талантов, созданию условий для раскрытия и поддержки потенциала каждого ребёнка, уделяя особое внимание олимпиадам и конкурсам, так как конкурсы являются действенным механизмом развития творческих способностей детей.

Все конкурсы можно разделить на две группы:

  • по форме проведения: дистанционные, заочные, очные;
  • по уровню проведения: международные, федеральные (всероссийские), региональные, муниципальные и школьные.

Участие в конкурсах разного уровня оказывает положительное влияние на обучающихся:

  • мотивирует к творческой активности;
  • пробуждают интерес и инициативность;
  • способствуют самостоятельности и открывают способность к саморазвитию.

На сегодняшний день существует множество разнообразных конкурсов, которые раскрывают тот или иной талант ребенка. Перечень конкурсов можно легко найти в интернете и выбрать тот, который будет интересен ребенку, который сможет раскрыть его социальную активность.

Подготовка к конкурсам – это не только предметно-содержательная работы, ориентированная на совершенствование аналитических навыков, развитие логического мышления и творческих способностей, но и тренировка психофизических возможностей школьника.

Для совершенствования работы с одаренными детьми в процессе подготовки к конкурсам необходимо придерживаться следующих правил:

  • Во-первых, это максимальная самостоятельность. Школьники должны сами находить правильные ответы, так как наиболее прочными знаниями становятся те, которые добыты самостоятельно. Учитель должен обеспечить учащегося необходимой литературой, помочь найти необходимые источники информации, однако с информацией школьники должны работать самостоятельно.
  • Во-вторых, новые знания школьник должен активно применять, для этого необходимо обеспечить многократное повторение уже пройденного материала, делая упор на углубление знаний обучающихся.
  • В-третьих, при подготовке к олимпиадам и конкурсам, необходимо использовать задания высокого уровня сложности, однако нельзя выбирать только сложные задания, чтобы не отбить у обучающихся желание заниматься самообразованием.
  • В-четвертых, детальный анализ прошлых конкурсных работ и заданий способствует выявлению недостатков и упущений, допущенных ранее. Данная работа также дает возможность учителю учесть те моменты, которые не были использованы в предыдущей работе.
  • Пятое: необходимо настроить ребенка на нужный лад, проводя доверительную беседу. Объяснить, что все участники конкурса находятся в равных условиях, поэтому результат будет зависеть от уровня подготовки самого ученика.

В процессе подготовки к участию в конкурсах необходимо обратить внимание на следующие методические принципы: регулярность; опережающая сложность, вариативность, самоконтроль, повторение.

Использование и варьирование различных методов и приемов при подготовке к конкурсам позволяет педагогам поддерживать познавательный интерес и мотивацию к самосовершенствованию. Ниже перечислены некоторые из методов, позволяющих формировать творческий потенциал обучающихся.

Метод вживания позволяет учащимся посредством чувственно-образных и мыслительных представлений «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.

Метод эвристических вопросов порождает необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.

Метод сравнения дает возможность сопоставить версии разных учащихся, а также их версии с культурно-историческими аналогами, сформированными великими учеными.

Метод конструирования понятий способствует созданию коллективного творческого продукта.

Метод путешествия в будущее способствует развитию навыков предвидения и прогнозирования.

Метод придумывания позволяет создать неизвестный ранее продукт в результате определенных творческих действий.

Метод «если бы…» помогает детям нарисовать картину или составить описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира.

На сегодняшний день немаловажно использование компьютерных технологий, которые позволяют:

  • обеспечить каждому школьнику собственную траекторию обучения;
  • возможность найти необходимую и дополнительную информацию;
  • задействовать разные каналы восприятия информации;
  • углубить, обобщить и систематизировать знания.

Рассмотренные выше методы и приёмы обучения направлены на поддержку познавательного интереса высокомотивированных обучающихся и обеспечивают возможность самореализации каждого ученика, становятся важным средством в подготовке учащихся к конкурсам разных уровней.

Таким образом, системная и целенаправленная работа по подготовке к конкурсам помогает расширить способности ребенка, то есть дает возможность подготовиться школьникам к взрослой жизни, определиться с будущей профессией.

Список литературы

  1. Аллаяров З.А. Теория и практика работы образовательных организаций и органов управления образованием по комплексному сопровождению развития детской одаренности [методические рекомендации] / З.А. Аллаяров, Р.М. Фатыхова. - Уфа: Мир печати, 2016. - 46 с.
  2. Методические рекомендации по подготовке и участию школьников в предметных олимпиадах и конкурсах научных работ и проектов. - Москва: РУДН, 2015. - 92с.
  3. Фатыхова Р.М. Система работы образовательной организации по комплексному сопровождению гармоничного развития одаренных школьников: материалы Всероссийского конкурса / под ред. проф. Р.М. Фатыховой. - Уфа: Мир печати, 2016. - 256 с.

Поделиться

1319

Барыбина И. С., Зайцева О. Д., Лебедкина В. Б. Система работы педагога по подготовке высокомотивированных обучающихся к участию в конкурсах // Актуальные исследования. 2023. №38 (168). Ч.II.С. 42-44. URL: https://apni.ru/article/7024-sistema-raboti-pedagoga-po-podgotovke-visokom

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января