Развитие любой боевой экипировки военнослужащего в значительной степени зависит от её исторических предпосылок. Под этими предпосылками подразумеваются природные ресурсы, особенности местности, взаимоотношения с соседними государствами (враждебные и дружелюбные), а также чередой событий и преобразований внутри государства.
Приводя в пример периодизацию русской армии, мы сталкиваемся с наличием в ней промежуточных периодов, когда армия не в полной мере соответствует термину “русская армия”. Так, войско Древней Руси и Новгородское войско состояла из славян, впоследствии ставших частью других государств. В связи с чем, как минимум, мы можем объединить особенности развития боевой экипировки первых трёх периодов.
Развитие боевой экипировки армии Русского государства обусловлено предпосылками предыдущих этапов развития русской армии и истории России. Таким образом, развитие боевой экипировки армии Русского государства обусловлено развитием войска Древней Руси и Новгородского войска [1].
Вооружение русских воинов IX-XI века составляли копья, дротики (сулицы), луки, боевые ножи, а также топоры трех основных типов - тяжелые секиры скандинавских наемников на минных рукоятях, кавалерийские топорики-чеканы с узким лезвием и топорики славянского пехотного типа с широким лезвием.
Широко употреблялось ударное оружие: палица с металлическим, а иногда и с каменным навершием и кистень – боевая гиря на ремне или цепи. Булавы появляются ещё в древности, распространение их в русском войске в XI веке – результат юго-восточного влияния. Распространение ударного оружия на Руси связано с простотой его изготовления. В период IX – первой половины XI века начали распространяться мечи в качестве холодного оружия рубящего действия. С X века русскими воинами начинает использоваться сабля, заимствованная вместе с самим своим названием из хазаро-мадьярского комплекса вооружения. Этим оружием пользовались преимущественно конные воины, причём более распространена была на юге и юго-востоке. Они более эффективны для борьбы с конными кочевниками. С середины XII в., наряду с появлением метательных машин, появились и ручные самострелы (арбалеты), постепенно получая распространение в первую очередь в западнорусских землях. Как утверждают в своих трудах Перхавко В.Б. и Сухарев Ю.В., оружие древнерусской эпохи никогда не представляло из себя единого целого на просторах огромной страны. В разных краях Руси существовали местные особенности, предпочтения, обусловленные в первую очередь вооружением противника. Из общего массива заметно выделялись западная и степная юго-восточная пограничные зоны. Где-то предпочитали нагайку, а где-то шпоры, саблю - мечу, арбалет - луку и т.п. В последней четверти XIV в. появилась вариация огнестрельного оружия, обобщённо именуемая как пищали. В конце XV в. (1480 г.) пищалями называется не только артиллерия, но и стрелковое оружие. В качестве ручных пищалей появилось такое вооружение, как ручница и самопал. В совокупности, комплект вооружения армии Русского государства можно наблюдать у стрельцов.
К VIII–IX веку получает распространение такая разновидность доспеха как кольчуга. В период IX–X века появляется иная система защитного вооружения – пластинчатая или “дощатая бронь”, называемая специалистами ламеллярным панцирем (ламеллярные доспехи). С XV века начинает развиваться новый тип доспехов – кольчато-пластинчатый [2].
Щиты чаще всего применялись круглые, варяжские или миндалевидные, общеевропейского типа. В X веке были распространены круглые, плоские деревянные, обтянутые кожей щиты с железным умбоном. С начала XI века распространяются миндалевидные щиты, удобные для всадников. А с середины XIII века они начинают превращаться в треугольные. С середины XIV века в коннице и пехоте применялись щиты с желобом – павезы.
Шлемы, по данным археологии, в широкое употребление входят с X века. Поначалу это были конические шлемы норманнского типа, пришедшие в Европу из Азии. Примерно тогда же были вытеснены появившимися сфероконическими шлемами. С XII века на Руси появляются высокие шеломы со шпилем и наносником и вскоре становятся наиболее распространённым типом шлема, сохраняя первенство несколько веков – сфероконическая форма лучше всего подходит для защиты от ударов сверху, что важно в районах конно-сабельного боя. В XIV веке появились шишаки, которые отличались полусферической формой – позднее они, вместе с шапками железными, вытеснили шеломы [5].
Развитие происходило путём заимствования и совершенства образцов вооружения и средств защиты как с западной, так и с восточной стороны мира. Вооружение не было унифицировано относительно всей территории армии Русского государства – каждая территория использовала тот тип вооружения, который считался для них удобным. Подобный тип заимствования находится в более выигрышном положении относительно соседних государств. Он позволяет всесторонним образом оценить применение тех или иных элементов боевой экипировки при ведении боевых действий. В свою очередь, всесторонняя оценка элементов боевой экипировки позволяет не просто заимствовать те или иные его образцы, но и совершенствовать их. Кроме того, наличие соседних государств обеспечивает потенциальное разнообразие элементов боевой экипировки, что делает процесс их заимствования и совершенства более рациональным и целесообразным. Как минимум, это позволяет избежать ситуаций некорректного заимствования априори неудачных элементов боевой экипировки. Как пример, заимствование вооружения “ручница” потребляет много ресурсов, не очень удобна в применении среди пехоты. Как следствие такой ошибки – нехватка ресурсов для создания артиллерии и людские потери за счёт отсутствия удобства использования ручницы.