Главная
АИ #38 (168)
Статьи журнала АИ #38 (168)
Пути совершенствования прокурорского надзора за исполнением законов судебными п...

Пути совершенствования прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами.

Научный руководитель

Осокин Роман Борисович

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

прокурорский надзор
исполнение законов
судебные приставы
совершенствование
стратегии
прозрачность
руководящие принципы
стандарты
мониторинг
оценка
коммуникация
координация
надзор
подотчетность

Аннотация статьи

В данной статье рассматриваются различные стратегии усиления прокурорского надзора за деятельностью судебных приставов по исполнению законов. В нем исследуются такие методы, как повышение прозрачности деятельности судебных приставов, установление четких руководящих принципов и стандартов, осуществление регулярного мониторинга и оценки, а также усиление связи и координации между прокурорами и судебными приставами. Целью является обеспечение эффективного надзора и подотчетности, что в конечном итоге позволит улучшить исполнение законов судебными приставами.

Текст статьи

На сегодняшний день большинство физических и юридических лиц сталкиваются с такой проблемой, что в их пользу вынесено решение, но другая сторона отказывается выполнять обязательства. В таком случае существует государственный орган судебных приставов, который, в свою очередь, выполняет функцию принуждения. Это необходимо для того, чтобы исполнялось решение суда реально. Важно отметить, что совсем недавно ФССП приравняли к таким органам власти, как Министерство внутренних дел, Федеральная служба исполнения наказаний. В силу того, что данное ведомство стало правоохранительным органом, соответственно обязанностей и функций стало больше.

Участниками исполнительного производства являются с одной стороны - граждане, с другой - правоохранительный орган. Так как права лиц нарушаются, ужесточили путём реформы требования к сотрудникам по соблюдению антикоррупционного законодательства.

Прокуратура является главным атрибутом страны, так как выполняет функцию надзора при нарушении законности. В данном случае объектом выступает ФССП.

Случаи, которые встречаются на практике, актуальны в настоящее время. При выдаче исполнительного листа часто происходит конфликт интересов между должником и правоохранительным органом-ФССП. Часто со стороны должника применяется сила, впоследствии этого может быть причинён как лёгкий, так и тяжкий вред здоровью.

Рассмотрим пример из судебной практики.

В Новосибирске было совершено нападение на сотрудника ФССП, осуществлявшего законные действия на основании решения суда. Находясь в квартире должника N, сотрудник получил удар кухонным ножом в грудь, но был спасен, так как вовремя надел бронежилет под униформу. В отношении гражданина N возбуждено уголовное дело за применение насилия, опасного для жизни или здоровья, на основании ч. 2 статьи 318 УК РФ. В данном случае субъектом выступает должник, но бывают случаи, когда Федеральная служба судебных приставов выступает в этом лице.

Большинство случаев связано со взятками. Рассмотрев статистику, только за 2022 год привлечено к ответственности 40 сотрудников.

Работник ФССП по Ленинградской области получала взятки в размере от 17 000 р до 30 000 рублей. Денежные средства переводились по реквизитам, тем самым снимал арест с транспортных средств и на запрет с регистрационными действиями. В соответствии с данным фактом в отношении сотрудника было возбуждено уголовное дело. Вина признана.

Как считает Н.М. Гончарова, неэффективность защиты прав в суде и недостаточность исполнения судебных решений Федеральной службой судебных приставов можно объяснить несколькими факторами. К ним относятся: отсутствие должного контроля во всей организации, нехватка квалифицированных и хорошо подготовленных специалистов, недостаточное количество судебных приставов, что приводит к высокой нагрузке, низкая эффективность мер воздействия.

Обращаясь к федеральному закону «о прокуратуре», в третьем разделе представлены отрасли, на основании которых органы прокуратуры осуществляют надзор. К таким отраслям относятся: надзор за исполнением законов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера; надзор за администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Но как мы видим, деятельность прокурора не представлена по надзору за органами судебных приставов, но при этом регламентируется в ст.1 данного закона.

Представляется возможным прийти к тому, чтобы устранить данную проблему. Подход 1. Необходимо включить в раздел главу по регулированию деятельности органов прокуратуры по надзору за ФССП.

Нельзя не указать подход №2. Он более рационален, поскольку он соответствует внутреннему содержанию закона, предлагая отнести надзор судебных приставов к общему надзору, а не к самостоятельной отрасли. Данная редакция основана на определении общего надзора, который подразумевает надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти. Федеральная служба судебных приставов согласно Положению является федеральным органом исполнительной власти, ответственным за обеспечение надлежащего функционирования судов, исполнение судебных актов и обеспечение исполнения законов в пределах установленной сферы деятельности.

Например, Н.В. Трошина считает, что у сотрудников судебных приставов недостаточно профессионализма (знаний и навыков), поэтому на практике сотрудники не могут применить специальные меры. Так же, в результате прокурорских проверок выявлено, что неэффективно приставы выполняют свои служебные полномочия.

Итак, мы разобрали небольшую часть пробелов в законодательстве по регулированию и осуществлению прокурорского надзора в сфере исполнительного производства.

Пути совершенствования по данной проблеме следующие.

Авторы предлагают устранить пробелы в законодательстве путем внесения изменений в гражданское процессуальное законодательство и законодательство об исполнительном производстве. В частности, учёный предлагает предоставить прокурору право обжалования действий и правоприменительных актов должностных лиц службы судебных приставов. Одним из возможных способов установления исполнительной дисциплины является установление различных уровней ответственности должностных лиц в зависимости от причин несоблюдения требований. Следствием введения данной меры могут быть резко возросшая ответственность приставов-исполнителей и увеличение нагрузки на прокуроров. Реализация прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами направлена на защиту прав и законных интересов человека и гражданина путем гарантирования восстановления нарушенных прав на основе решений судов и иных органов государственной власти. Это повысит доверие общества как к службе судебных приставов, так и к надзорной роли прокуратуры, способствуя единству верховенства закона.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
  2. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
  3. Федеральный закон от 1 октября 2019 г. № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета от 4 октября 2019 г. № 223.
  4. Указание Генерального прокурора от 12.05.2009 № 155/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами».
  5. Винокуров А.Ю., Гришин А.В. Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами-исполнителями. – М.: Академия ГП РФ, 2018. – C. 54.
  6. Гончарова Н.М. Отдельные проблемы прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами // Научный альманах. – 2016. – № 8–1.
  7. Елгина Н.О., Кузьмина Д.К. Актуальные проблемы осуществления прокурорского надзора за соблюдением законов судебными приставами-исполнителями // Научный форум «Юриспруденция, история, социология, политология и философия»: сб. статей по материалам XX международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 49–55.
  8. Смоленский М.Б. Прокурорский надзор / М.Б. Смоленский, И.А. Жильцов. – М.: Дашков и Ко; АкадемЦентр, 2019. – 240 c.

Поделиться

1345

Мороз К. Д. Пути совершенствования прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами. // Актуальные исследования. 2023. №38 (168). Ч.I.С. 75-77. URL: https://apni.ru/article/7032-puti-sovershenstvovaniya-prokurorskogo-nadzor

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#49 (231)

Прием материалов

30 ноября - 6 декабря

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

11 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 декабря