Девиантное поведение среди обучающихся вузов является актуальной проблемой в современном образовании. Оно проявляется в различных формах и может включать в себя такие негативные явления, как нарушение правил поведения, установленных норм, а также нарушение законодательства. Данная статья посвящена исследованию причин и последствий девиантного поведения среди студентов вузов. Важно выяснить, какие факторы способствуют возникновению данной проблемы, а также какие последствия она может иметь для образовательного процесса и дальнейшей жизни студентов
Девиантное поведение может представлять опасность для общества и для самих учащихся. Поэтому необходимо принимать меры, чтобы справиться с данной проблемой.
На первом месте стоит мониторинг поведения студентов. Администрация вуза должна контролировать, что происходит на территории учебного заведения. Камеры наблюдения и приборы охраны помогают в этом процессе. Если находится студент, проявляющий негативное девиантное поведение, его следует отстранить от учебного процесса. В противном случае, его поведение может негативно повлиять на остальную часть студенческого сообщества, а также на самого студента.
Важное значение для предупреждения девиантного поведения у студентов имеют социальные программы. Часто такие программы включают в себя психологическую помощь, занятия спортом, культурные мероприятия и работу социальных служб, направленную на предотвращение негативных проявлений в поведении студентов.
Профилактика должна быть регулярной и контролируемой. Модернизация вузов в этом направлении может значительно снизить число инцидентов девиантного поведения среди студентов. Систематические меры могут иметь существенный вклад в предотвращении этой проблемы. Это достигается путем создания благоприятной образовательной среды и направленной работы с каждым студентом.
Социальные отклонения, то есть девиантное поведение можно классифицировать по ряду оснований:
- в зависимости от типа нарушений (моральные устои, этикетные нормы)
- по целевой направленности и мотивации (корыстные, меркантильные, агрессивные)
- по субъекту: социальные организации, группы и отдельные личности.
В зависимости, от величины причиняемого вреда интересам общества, социальным группам или же отдельным личностям различают следующие основные виды девиантного поведения:
- Деструктивное поведение. Наносит ущерб только самой личности, не соответствует общепринятым социальным и нравственным нормам – циничность, конформизм, бескомпромиссность, мазохизм и др.
- Асоциальное поведение. Причиняет вред не только личности, но и социальным общностям, таким как: семья, соседи, друзья. Проявляется в алкоголизме, суицидальном поведении, наркомании, и др.
- Противоправное поведение. Представляет собой нарушение моральных и правовых норм, выражается в причинении вреда здоровью человека, грабежах и других преступлениях. Для предупреждения и преодоления отклоняющегося поведения, необходимо знать, что является его причиной. В происхождении отклоняющегося поведения значительное место отводится изучению мотивов, причин и условий, способствующих его развитию.
Выделяются следующие биологические причины девиантного поведения: поражения ЦНС, наследственная предрасположенность к тем или иным отклонениям, раннее половое созревание или его дисгармония, психические заболевания.
Таким образом, можно заметить, что девиантное поведение является предметом изучения ученых разных областей – социологии, медицины, психологии. Этот термин с одной стороны означает поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам, а с другой – социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам.
Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие причины девиантного поведения среди студентов: высокая степень свободы и независимости, нахождение в периоде формирования своей личности, самостоятельность принятия решений и несение ответственности за них, становление мировоззрения, самоопределения, убеждений, взглядов, ценностных ориентаций, конфликты на почве культурных и социальных разногласий между людьми с разными представлениями о социальных нормах и ценностях, трудности в учебе и адаптации к новой среде, предвзятое отношение преподавателей, стереотипы, чрезмерное увлечение компьютерными играми или социальными сетями.
Таким образом, проблема девиантного поведения среди студентов вузов – это важный вызов для современного образования, требующий широкого внимания и общественной поддержки. Важно совместными усилиями управляющих органов, педагогического персонала, работников медицинской, социальной сфер и студенческого сообщества стремиться к формированию здорового, ответственного и образованного молодого поколения.
Обучающиеся вузов – это будущее общества. Поэтому каждый шаг необходимо предпринимать не только для предотвращения девиантного поведения, но и для формирования гражданской и социальной ответственности, образованности, моральных и этических ценностей. Это становится возможным только при наличии культуры открытости и доверия между всеми участниками образовательного процесса. Обеспечение такой культуры при борьбе с девиантным поведением играет важную роль.
Так, например, при проведении социальных программ, необходимо вовлекать студентов в их планирование и проведение, создавая условия для проявления их творческих способностей и возможностей. Также важно обеспечить наличие круглосуточной психологической поддержки, доступной для всех студентов, которая могла бы помочь им в трудной жизненной ситуации и предотвратить дальнейшее продвижение в проблемное поведение.
Следовательно, проблема девиантного поведения обучающихся вузов – это далеко не только проблема отдельного индивидуума, но и проблема всего общества в целом. Поэтому, для того чтобы она была решена, необходимо объединить усилия всего педагогического и управленческого коллектива, студенческого сообщества и целого ряда других участников образовательного процесса. Только так, мы сможем создать благоприятную и безопасную образовательную среду, в которой каждый студент сможет реализовать свой потенциал и вести здоровый образ жизни.
Важным аспектом при решении проблемы девиантного поведения среди студентов вузов является осуществление комплексной работы по профилактике проблемного поведения и развитию позитивных качеств личности. Это включает в себя:
- Проведение семинаров, тренингов и консультаций для студентов по профилактике девиантного поведения и развитию личности.
- Организация здорового образа жизни среди студентов путем физической активности, спортивных мероприятий, занятий фитнесом и йогой.
- Поддержание профессиональной ориентации студентов и предоставление возможностей для развития их творческого потенциала через участие в проектах и конкурсах.
- Развитие социальной ответственности и волонтерской деятельности среди студентов, что поможет им осознать свою значимость в обществе и заботу о его благополучии.
- Внедрение современных технологий в образовательный процесс с целью создания интерактивной и инновационной среды, способствующей развитию креативности и логического мышления студентов.
Все вышеперечисленные действия помогут не только предотвратить девиантное поведение студентов вузов, но и сформировать молодое поколение, способное к гармоничной жизни в современном обществе.
В современном обществе употребление наркотиков и курение являются серьезными проблемами, особенно среди молодежи. Эти вредные привычки в значительной мере влияют на здоровье и качество жизни человека. К счастью, многие университеты принимают меры по профилактике курения и употребления наркотиков среди своих студентов.
Одним из ключевых аспектов профилактики является информирование студентов о вреде курения и употребления наркотиков. На университетском уровне такое образование может осуществиться через проведение специальных лекций и семинаров, где студенты смогут получить информацию от профессионалов, сведения об опасностях, причинах, как и почему люди начинают курить и употреблять наркотики, а также о том, какие последствия могут случиться в будущем в результате подобного образа жизни.
Другой важный аспект – это индивидуальная поддержка и помощь для студентов, уже находящихся в курительных или наркотических привычках. Университетские психологические и медицинские службы могут предоставлять консультации и рекомендации, а также предлагать различные программы по снятию зависимости и восстановлению здоровья.
Кроме этого, существенное значение имеет работа, направленная на формирование у студентов здорового образа жизни. Для этого могут проводиться курсы и тренинги по правильному питанию, физической активности и здоровому сну. Студентам также могут быть предоставлены различные меры поддержки в вопросах организации своего дня: например, консультации по управлению временем, организации учебного процесса и т.д. Все это позволяет студентам не только избавиться от вредных привычек, но и создать условия для нормальной жизнедеятельности всего организма в целом.
Важно также обеспечить студентов необходимой информацией о том, какие инструменты и ресурсы доступны для тех, кто хочет отказаться от курения или употребления наркотиков. Это могут быть различные группы поддержки и сообщества, персональные консультанты, литература и иные ресурсы, которые помогут им преодолеть привычку и восстановить свое здоровье.
Таким образом, профилактика курения и употребления наркотиков среди студентов вузов представляет собой комплексную задачу, которая требует индивидуального подхода и системного подхода со стороны университетов. Создание альтернативных и здоровых форм времяпрепровождения, индивидуальная помощь для тех, кто стал жертвой вредных привычек, и общественное осознание опасности курения и употребления наркотиков позволит нам сделать больше для того, чтобы защитить здоровье нашей молодежи и обеспечить устойчивое развитие всего общества.
Важным аспектом профилактики девиантного поведения является сотрудничество между вузом и семьей студента. Семьи должны понимать роль, которую они должны сыграть в профилактике вредных привычек своих детей. Они могут вести активную работу с ребенком, регулярно обсуждая ситуацию в университете, оказывая поддержку и помощь, когда это необходимо. Также важно информировать родителей о наличии различных программ, направленных на профилактику вредных привычек у студентов вузов.
Кроме того, важно развивать на университетской территории здоровый образ жизни, создавая условия для занятий физической культурой и спортом. Для этого можно организовывать специальные секции, тренировки, соревнования и другие мероприятия, которые способствуют укреплению физического и психического здоровья студентов.
В заключении можно добавить, что актуальная проблема девиантного поведения требует своего разрешения, необходимо детально исследовать причины возникновения поведенческих девиаций среди обучающихся в вузе молодых людей. Студенты высших учебных заведений зачастую попадают в зону риска, так как уменьшается родительская опека, снижается уровень авторитета старших, увеличивается влияние сверстников, которое зачастую и порождает наиболее распространенные виды девиаций. Система мировоззрения молодых людей находится в процессе становления, а еще не оформившаяся система ценностей изменяющегося социума не может предоставить необходимые ориентиры поведения.