Главная
АИ #38 (168)
Статьи журнала АИ #38 (168)
Проблема девиантного поведения обучающихся вузов

Проблема девиантного поведения обучающихся вузов

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

девиантное поведение
студенты
причины
последствия
мониторинг
социальные программы
профилактика
классификация
виды
мотивы

Аннотация статьи

Научная статья исследует актуальную проблему девиантного поведения среди студентов вузов, анализируя его причины и последствия. Авторы подчеркивают необходимость мониторинга поведения студентов, а также внедрения социальных программ и систематической профилактики. Статья также предоставляет классификацию девиантного поведения и выделяет основные виды, отмечая их влияние на общество и индивидуальные личности.

Текст статьи

Девиантное поведение среди обучающихся вузов является актуальной проблемой в современном образовании. Оно проявляется в различных формах и может включать в себя такие негативные явления, как нарушение правил поведения, установленных норм, а также нарушение законодательства. Данная статья посвящена исследованию причин и последствий девиантного поведения среди студентов вузов. Важно выяснить, какие факторы способствуют возникновению данной проблемы, а также какие последствия она может иметь для образовательного процесса и дальнейшей жизни студентов

Девиантное поведение может представлять опасность для общества и для самих учащихся. Поэтому необходимо принимать меры, чтобы справиться с данной проблемой.

На первом месте стоит мониторинг поведения студентов. Администрация вуза должна контролировать, что происходит на территории учебного заведения. Камеры наблюдения и приборы охраны помогают в этом процессе. Если находится студент, проявляющий негативное девиантное поведение, его следует отстранить от учебного процесса. В противном случае, его поведение может негативно повлиять на остальную часть студенческого сообщества, а также на самого студента.

Важное значение для предупреждения девиантного поведения у студентов имеют социальные программы. Часто такие программы включают в себя психологическую помощь, занятия спортом, культурные мероприятия и работу социальных служб, направленную на предотвращение негативных проявлений в поведении студентов.

Профилактика должна быть регулярной и контролируемой. Модернизация вузов в этом направлении может значительно снизить число инцидентов девиантного поведения среди студентов. Систематические меры могут иметь существенный вклад в предотвращении этой проблемы. Это достигается путем создания благоприятной образовательной среды и направленной работы с каждым студентом.

Социальные отклонения, то есть девиантное поведение можно классифицировать по ряду оснований:

  • в зависимости от типа нарушений (моральные устои, этикетные нормы)
  • по целевой направленности и мотивации (корыстные, меркантильные, агрессивные)
  • по субъекту: социальные организации, группы и отдельные личности.

В зависимости, от величины причиняемого вреда интересам общества, социальным группам или же отдельным личностям различают следующие основные виды девиантного поведения:

  • Деструктивное поведение. Наносит ущерб только самой личности, не соответствует общепринятым социальным и нравственным нормам – циничность, конформизм, бескомпромиссность, мазохизм и др.
  • Асоциальное поведение. Причиняет вред не только личности, но и социальным общностям, таким как: семья, соседи, друзья. Проявляется в алкоголизме, суицидальном поведении, наркомании, и др.
  • Противоправное поведение. Представляет собой нарушение моральных и правовых норм, выражается в причинении вреда здоровью человека, грабежах и других преступлениях. Для предупреждения и преодоления отклоняющегося поведения, необходимо знать, что является его причиной. В происхождении отклоняющегося поведения значительное место отводится изучению мотивов, причин и условий, способствующих его развитию.

Выделяются следующие биологические причины девиантного поведения: поражения ЦНС, наследственная предрасположенность к тем или иным отклонениям, раннее половое созревание или его дисгармония, психические заболевания.

Таким образом, можно заметить, что девиантное поведение является предметом изучения ученых разных областей – социологии, медицины, психологии. Этот термин с одной стороны означает поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам, а с другой – социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам.

Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие причины девиантного поведения среди студентов: высокая степень свободы и независимости, нахождение в периоде формирования своей личности, самостоятельность принятия решений и несение ответственности за них, становление мировоззрения, самоопределения, убеждений, взглядов, ценностных ориентаций, конфликты на почве культурных и социальных разногласий между людьми с разными представлениями о социальных нормах и ценностях, трудности в учебе и адаптации к новой среде, предвзятое отношение преподавателей, стереотипы, чрезмерное увлечение компьютерными играми или социальными сетями.

Таким образом, проблема девиантного поведения среди студентов вузов – это важный вызов для современного образования, требующий широкого внимания и общественной поддержки. Важно совместными усилиями управляющих органов, педагогического персонала, работников медицинской, социальной сфер и студенческого сообщества стремиться к формированию здорового, ответственного и образованного молодого поколения.

Обучающиеся вузов – это будущее общества. Поэтому каждый шаг необходимо предпринимать не только для предотвращения девиантного поведения, но и для формирования гражданской и социальной ответственности, образованности, моральных и этических ценностей. Это становится возможным только при наличии культуры открытости и доверия между всеми участниками образовательного процесса. Обеспечение такой культуры при борьбе с девиантным поведением играет важную роль.

Так, например, при проведении социальных программ, необходимо вовлекать студентов в их планирование и проведение, создавая условия для проявления их творческих способностей и возможностей. Также важно обеспечить наличие круглосуточной психологической поддержки, доступной для всех студентов, которая могла бы помочь им в трудной жизненной ситуации и предотвратить дальнейшее продвижение в проблемное поведение.

Следовательно, проблема девиантного поведения обучающихся вузов – это далеко не только проблема отдельного индивидуума, но и проблема всего общества в целом. Поэтому, для того чтобы она была решена, необходимо объединить усилия всего педагогического и управленческого коллектива, студенческого сообщества и целого ряда других участников образовательного процесса. Только так, мы сможем создать благоприятную и безопасную образовательную среду, в которой каждый студент сможет реализовать свой потенциал и вести здоровый образ жизни.

Важным аспектом при решении проблемы девиантного поведения среди студентов вузов является осуществление комплексной работы по профилактике проблемного поведения и развитию позитивных качеств личности. Это включает в себя:

  • Проведение семинаров, тренингов и консультаций для студентов по профилактике девиантного поведения и развитию личности.
  • Организация здорового образа жизни среди студентов путем физической активности, спортивных мероприятий, занятий фитнесом и йогой.
  • Поддержание профессиональной ориентации студентов и предоставление возможностей для развития их творческого потенциала через участие в проектах и конкурсах.
  • Развитие социальной ответственности и волонтерской деятельности среди студентов, что поможет им осознать свою значимость в обществе и заботу о его благополучии.
  • Внедрение современных технологий в образовательный процесс с целью создания интерактивной и инновационной среды, способствующей развитию креативности и логического мышления студентов.

Все вышеперечисленные действия помогут не только предотвратить девиантное поведение студентов вузов, но и сформировать молодое поколение, способное к гармоничной жизни в современном обществе.

В современном обществе употребление наркотиков и курение являются серьезными проблемами, особенно среди молодежи. Эти вредные привычки в значительной мере влияют на здоровье и качество жизни человека. К счастью, многие университеты принимают меры по профилактике курения и употребления наркотиков среди своих студентов.

Одним из ключевых аспектов профилактики является информирование студентов о вреде курения и употребления наркотиков. На университетском уровне такое образование может осуществиться через проведение специальных лекций и семинаров, где студенты смогут получить информацию от профессионалов, сведения об опасностях, причинах, как и почему люди начинают курить и употреблять наркотики, а также о том, какие последствия могут случиться в будущем в результате подобного образа жизни.

Другой важный аспект – это индивидуальная поддержка и помощь для студентов, уже находящихся в курительных или наркотических привычках. Университетские психологические и медицинские службы могут предоставлять консультации и рекомендации, а также предлагать различные программы по снятию зависимости и восстановлению здоровья.

Кроме этого, существенное значение имеет работа, направленная на формирование у студентов здорового образа жизни. Для этого могут проводиться курсы и тренинги по правильному питанию, физической активности и здоровому сну. Студентам также могут быть предоставлены различные меры поддержки в вопросах организации своего дня: например, консультации по управлению временем, организации учебного процесса и т.д. Все это позволяет студентам не только избавиться от вредных привычек, но и создать условия для нормальной жизнедеятельности всего организма в целом.

Важно также обеспечить студентов необходимой информацией о том, какие инструменты и ресурсы доступны для тех, кто хочет отказаться от курения или употребления наркотиков. Это могут быть различные группы поддержки и сообщества, персональные консультанты, литература и иные ресурсы, которые помогут им преодолеть привычку и восстановить свое здоровье.

Таким образом, профилактика курения и употребления наркотиков среди студентов вузов представляет собой комплексную задачу, которая требует индивидуального подхода и системного подхода со стороны университетов. Создание альтернативных и здоровых форм времяпрепровождения, индивидуальная помощь для тех, кто стал жертвой вредных привычек, и общественное осознание опасности курения и употребления наркотиков позволит нам сделать больше для того, чтобы защитить здоровье нашей молодежи и обеспечить устойчивое развитие всего общества.

Важным аспектом профилактики девиантного поведения является сотрудничество между вузом и семьей студента. Семьи должны понимать роль, которую они должны сыграть в профилактике вредных привычек своих детей. Они могут вести активную работу с ребенком, регулярно обсуждая ситуацию в университете, оказывая поддержку и помощь, когда это необходимо. Также важно информировать родителей о наличии различных программ, направленных на профилактику вредных привычек у студентов вузов.

Кроме того, важно развивать на университетской территории здоровый образ жизни, создавая условия для занятий физической культурой и спортом. Для этого можно организовывать специальные секции, тренировки, соревнования и другие мероприятия, которые способствуют укреплению физического и психического здоровья студентов.

В заключении можно добавить, что актуальная проблема девиантного поведения требует своего разрешения, необходимо детально исследовать причины возникновения поведенческих девиаций среди обучающихся в вузе молодых людей. Студенты высших учебных заведений зачастую попадают в зону риска, так как уменьшается родительская опека, снижается уровень авторитета старших, увеличивается влияние сверстников, которое зачастую и порождает наиболее распространенные виды девиаций. Система мировоззрения молодых людей находится в процессе становления, а еще не оформившаяся система ценностей изменяющегося социума не может предоставить необходимые ориентиры поведения.

Список литературы

  1. Алланазаров Е.К. Причины возникновения девиантного поведения среди студентов высших учебных заведений // Вестник науки: №5 (62) том 4. С. 197–201. 2023 г.
  2. Власов, А.В. Понятия девиантного поведения, отклоняющегося поведения и социальной патологии: метод. разработка // Ставрополь. 2016.
  3. Гилинский, Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений»: монография. СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2007. С. 28.
  4. Костюнина Н.Ю., Лучинина, А.О. Превентивная педагогика и психология: учеб. пособие // Казань, Издательство «Бриг», 2015.
  5. Павленок, П.Д. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения [Электронный ресурс] // Lib.Sale [сайт]. URL: https://lib.sale/sotsialnaya-rabotaknigi/ponyatie-klassifikatsiya-deviantnogo-84685.html

Поделиться

1341

Лопаткина И. А., Гриднева Е. А. Проблема девиантного поведения обучающихся вузов // Актуальные исследования. 2023. №38 (168). Ч.II.С. 62-65. URL: https://apni.ru/article/7034-problema-deviantnogo-povedeniya-obuchayushchi

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января