Поликодовый текст. Интердискурсивный аспект анализа

Поликодовый текст. Интердискурсивный аспект анализа

В статье рассматриваются разные медиамодели поликодового текста. В журналистике, как в медийной области знаний, интегрируются разные дискурсивные практики: социальные, научные, гуманитарные, культурологические. Журналистский текст обретает интердискурсивную значимость, что отражается в проецировании поликодового текста. Наличие параграфических невербальных средств – отнюдь не основное условие функционирования поликодового текста. Семантические компоненты – вербальные и невербальные – взаимообусловливают единую структуру.

Аннотация статьи
журналистский текст
поликодовый текст
интердискурс
медиамодель
дайджестовая композиция
интерактивная система ценностей
параграфические невербальные средства
целевая аудитория
актуализация медиасобытия
Ключевые слова

Интердискурсивное исследование современного языка, и как его порождение текста, имеет большое значение и для ученых, и для практиков. Несомненно, конвергентные медиамодели являются неотъемлемой частью журналистского текста, в котором синтезируются разные жанры и формы повествования. В медийном пространстве поликодовый текст воспринимается как трансформация журналистского текста интердискурсивной направленности. «Под интердискурсом мы понимаем то множество форм, аналогий, метафор, символов и мифов, нарративных стереотипов, которые впоследствии воплощаются в тексты и другие продукты человеческой коммуникации» [7, с. 60].

В журналистике, как в медийной области знаний, интегрируются разные дискурсивные практики: социальные, научные, гуманитарные, культурологические. Журналистский текст обретает интердискурсивную значимость, что отражается в проецировании поликодового текста. Сегодня создаются условия для развития интерактивной системы ценностей, главным действующим «героем» которого является потребитель. Лаконичность, оперативность,  наглядность – именно такие характеристики важны в процессе создания информационного медиапространства. Кроме того, дайджестовая композиционная целостность помогает воспринимать фактологический материал целенаправленно – в контексте важных медиасобытий.

Далеким прошлым кажется то время, когда визуальный ряд, в отличие от вербального, уходил на второй план. Во всех массмедиа активно реализуются поликодовые модели. Наличие параграфических невербальных средств – отнюдь не основное условие функционирования поликодового текста. Семантические компоненты – вербальные и невербальные – взаимообусловливают единую структуру. Параграфические средства должны расширять содержательный контент. Можно выделить основные приемы поликодового текста:

  • синтез разных медийных моделей: жанровых, событийных, параграфических;
  • проецирование новой коммуникативной парадигмы;
  • ориентация на определенный сегмент целевой аудитории;
  • развитие стратегии брендовой политики российских медиа.

Законы поликодового текста предопределяют то или иное дизайнерское параграфическое решение. Но визуальная динамика не может «работать» без текстового сопровождения: сбалансировать шрифт, цвет и слово, не оказаться во власти цифровой моды - задача далеко не простая. Нельзя не подчеркнуть значимость поликодового текста не только для журналистов, но и для художников, дизайнеров, маркетологов. Широкие возможности параграфической коммуникации не умаляют значения слов: журналистский текст обретает новый поликодовый интердискурсивный статус. Важно отметить, что менеджмент репутации и популярности российских масс-медиа обусловливается требованиями современного информационного рынка. Стоит учитывать, как динамично развиваются конвергентные редакции печатных СМИ, как выявляются все возрастающие медиаресурсы электронных платформ. Приведем пример презентации журнала Discovery в формате Youtube. Задача поликодового текста соотносится с интердискурсивной журналистской установкой: необходимо интегрировать рекламный, лингвострановедческий, научно-познавательный дискурсы. Сделан акцент на таком жанре, как обзор, то есть поликодовом тексте “перед постом”. Стандартное структурирование: тезис – аргумент – комментарий – обусловлено основным контентным, механизмом – стандарт-экспрессия. Важно целенаправленно подвести адресата к текстовой интенции (коммуникативное намерение): “Смотрите прямо сейчас!” “Не пропустите важную информацию!” “Подписывайтесь на наши соцсети!”

Youtube, 2 апреля 2020 год.

Западные Готы. Планета мутантов.

После названия следует предпостовый текст – краткий обзор.

Тезис

«Западные Готы – это сеть водопадов, древних болот и джунглей, ставшие домом для самых разнообразных существ.”

Аргумент подразумевается, нужно посмотреть познавательный фильм (видеоролик).

Комментарий-интенция

Что скрывается в глубинах лесов? Откуда пришли эти животные и как они сосуществуют друг с другом? Смотрите прямо сейчас!”

Youtube, 21 апреля 2020 год.

Тайна формирования планет. Как устроена вселенная.

После названия следует предпостовый текст – краткий обзор.

Тезис

«Открытие новой планетной системы Kepler-107 позволило поставить под сомнение общепринятую теорию о формировании планет и заявить о новом виде небесных тел — синестии. Были ли когда-то Земля и Луна единым телом? Смотрите прямо сейчас! Как устроена вселенная — ваш билет в глубины космоса и интригующие тайны вселенной. Это программа, в которой ведущие астрономы и астрофизики объясняют, как устроены звезды и планеты и как они влияют на нас. Разгадывайте многочисленные загадки космоса по вторникам в 22:00 (мск) на телеканале Discovery. Подписывайтесь на наши соцсети».

Аргумент подразумевается, нужно посмотреть познавательный фильм (видеоролик).

Комментарий-интенция

«Как устроена вселенная? Ваш билет, в глубины космоса и интригующие тайны вселенной. Это программа, в которой ведущей астрономы и астрофизики объясняют, как они устроены звезды и планеты и как они влияют на нас».

В комментарии подчеркивается, что нас ждет не только интересный рассказ о вселенной. Мы можем услышать интересные репортажи, а интервью с учеными-специалистами откроет мир творческих исследований.

Youtube, 13 марта 2020 год.

Эксклюзив. Интервью с Ричардом Хаммондом.

После названия следует предпостовый текст – краткая аннотация.

Тезис

«Ричард Хаммонд – не только популярный телеведущий «Top Gear», но и просто увлеченный человек, который не боится задавать самые глупые вопросы. Наши коллеги из Популярной механики http://bit.ly/popmerch_yt отправились в Лондон, чтобы взять у него эксклюзивное интервью».

Аргумент подразумевается – необходимо прослушать интервью.

Комментарий-интенция

«Поговорили о самых гениальных инженерных конструкциях со всего мира и о тонкостях создания нашего шоу «БОЛЬШОЕ и Ричард Хаммонд». Приоткрыли завесу тайной жизни и обсудили, как жена отпускает его на опасные съемки. Разузнали о возможности съемок в России. И, конечно, много времени посвятили автомобилям! Смотрите прямо сейчас или читайте текстовый вариант интервью по ссылке http://bit.ly/popmech_big. Подписывайтесь на наши соцсети.»

Без сомнения, в беседе с Ричардом Хаммондом раскрываются важные проблемы современной науки. Но не только. Самое главное – это личность: перед нами предстает человек, тонко разбирающийся в своей работе, увлеченный своим хобби, которое стало профессией. К сожалению, комментарий будто умаляет значение интервью. Много штампов и общих фраз, фактических неточностей («приоткрыли завесу тайной жизни»). Хотелось бы, чтобы журналисты или редакторы не шли на поводу десемантизации текста интервью: лучше отказаться от комментария, оставить только рекламу-интенцию, понятно, что требуется выдержать стандарт поликодового текста – но «медиапродукт» теряет качество контента.

Печатный формат журналов просветительской направленности отнюдь не уступает онлайн-формату. Обратимся к журналу «Вокруг света», основанному в 1861 году. Классическая система рубрикаций концентрирует внимание читателя, не нужны дополнительные рекомендации – что прочитать, предоставлена свобода выбора. Кроме того, рубрики «Картография», «Автопробег», «Годовые кольца», «Особый ряд», «Наука», «Медицина» построены по принципу поликодового текста. Словесный ряд минимизируется, сделан акцент на приемах визуализации. Как кажется, невозможно рассказать о науке коротко. Но в контексте журнала это возможно: например, рубрика «Наука» является неотъемлемой частью познавательного контента, читатель готов перейти от объемных очерков и обзоров к краткой визуально-вербальной демонстрации темы. Сделан акцент на четком структурировании поликодового текста: рубрика, название, аннотация и далее включение неязыковых параграфических средств: шрифтовой вариативности, цифровой динамики, дизайнерских решений («Вокруг света», 2020 год, февраль).

Рубрика Наука.

Название «Исчезающая пища».

Аннотация. «Глобализация сделала доступными продукты, которые прежде были экзотикой. Но глобальными становятся и проблемы: болезни, потепление, засухи…И к середине XXI века авокадо и рыба, бананы и кофе снова могут оказаться деликатесами».

Насущные потребности людей соотносятся с научными гипотезами и прогнозами. Выбран дизайнерский прием визуализации – обыграны цифры 1, 2,3,4,5. Каждая из цифр начинает короткий рассказ-комментарий, сопровождающийся красивым изображением. Несомненно, ориентация на читательское восприятие имеет первостепенное значение для масс-медиа как в печатном, так и в Интернет-формате.

Процесс «вовлечения аудитории» многоступенчатый, предполагающий:

  • отбор информационного материала в соотнесенности с менеджментом репутации популярности издания;
  • создание поликодового текста по принципу лаконичного дизайна: пост – текст на посте – предпостовый текст – комментарий пользователей.

Кроме того, актуализация медиасобытия – это завершающий этап подготовки контента: тексты на посте и тексты после поста должны синтезировать стилистическую модель «стандарт-экспрессия». Социальные сети открывают для российских изданий новые медийные границы, помогают сегментировать целевую аудиторию. Внеязыковые основы параграфики – это единая система текстообразования: учитываются стилистическое богатство русского и латинского алфавита,  а также цветовые, шрифтовые, графические средства изображения. Визуализация информации расширяет возможности Интернет-ресурсов. Успешные коммуникативные модели интегрируют семиотическую вариативность: информация в концентрированном знаковом виде требует соблюдения композиционной целостности и целесообразности.

Текст статьи
  1. Бреусов Е.И. Графико-орфографическое оформление современных текстов как проявление демократизации и интернационализации языка, Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017, № 9. 200 с.
  2. Куницына Н.В. Приемы создания поликодового текста (по материалам публикации российских СМИ в соцсетях). Материалы международной научной практической конференции. Журналистика в 2019 году: творчество, профессия, индустрия. 2020, 400 с.
  3. Куницына Н.В., Виноградский В.С. Конвергентные жанры в современной периодике, вопросы теории практики журналистики. 2016, № 3. 371 с.
  4. Куницына Н.В., Виноградский В.С. Факты и мнения в новостном дайджесте. М., Фак. журн. МГУ. 2011. 50 с.
  5. Лазутина Г.В. Журналистика в жизни общества – пером теоретика и практика. М., Факт. журн. МГУ, 2015. 350 с.
  6. Медиасистема России / Под ред. Е.Л. Вартановой. М., Аспект Пресс, 2017. 382 с.
  7. Пастухов А.Г. Вопросы интердискурсивности и селекция новостей. Актуальные проблемы современной медиалингвистики и медиакритики в России и за рубежом, Белгород, 2016 г. 379 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 06 марта по 12 марта
Осталось 6 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
16 марта
Загрузка в elibrary
16 марта
Рассылка печатных экземпляров
22 марта