Особенности этапов становления инвестиционной деятельности в России

В статье рассматриваются правовая природа и определение понятия инвестиции, а также дореволюционный и советский этапы становления инвестиционной деятельности в России, во взаимосвязи с политическими, экономическими и социальными процессами и событиями, послужившими предпосылками к формированию современной отечественной инвестиционной деятельности.

Аннотация статьи
инвестиционный капитал
инвестиции
инвестирование
инвестиционная деятельность
Ключевые слова

В юридической и экономической литературе содержание понятия «инвестиции» вызывает многолетние дискуссии, и ввиду отсутствия единого толкования, представляет интерес вкладываемое в него исходное содержание и значение данного термина, а также этапы становления инвестиционной деятельности в России.

Мнения ученых на правовую природу и определение понятия инвестиций условно можно разделить на 3 группы: к первой группе можно отнести мнение ученых, которые определяют инвестиции как вложение капитала (например, Е. Ф. Борисов, П. И. Вахрин, А. В. Воронцовский); вторая группа – понимание инвестиций через расходы, и вложении средств ради получения будущих выгод (например, У. Ф. Шарп, Г. Д. Александр, Дж. В. Бейли); к третьей группе относится определение инвестиции через объекты, которые используются в процессе предпринимательской деятельности (Г. И. Иванов, А. Г. Ивасенко) [1].

С точки зрения Целовальниковой И. Ю., «инвестиции – это принадлежащие инвестору на законном основании (титуле) объекты гражданских прав (в виде имущества и исключительных прав на интеллектуальную собственность), имеющие денежную оценку и вложенные им в объект предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли, недопущения расходов (потерь) и (или) достижения положительного социально-экономического эффекта» [10, с. 9].

По мнению профессора Т.К. Руткаускаса, инвестиции – «денежные средства, имущественные и интеллектуальные ценности государства, юридических и физических лиц, направляемые на создание новых предприятий, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих, приобретение недвижимости, активов, акций, облигаций и других ценных бумаг с целью получения прибыли и/или иного положительного эффекта» [9, с. 10].

Возникновение современного этапа инвестирования, как вложения капитала, стало возможным благодаря наличию предшествовавшим ему дореволюционному и советскому периодам. Смена каждого из указанных этапов была взаимосвязана с рядом условий и процессов, напрямую зависящих с политическими, экономическими и социальными факторами, и событиями, происходящими в обществе и государстве.

Первый, дореволюционный этап можно отнести к периоду со второй половины XVII века до 1917 года. Экономические и финансовые нужды российского государства, в указанный период, могли основываться только на внутренние ресурсы, и пополнялись за счет налогов. сборов, займов, и реквизиций у монастырей и населения.

До XVIII века существующее законодательство дозволяло единственно возможную форму кредита предоставляемого, ссужаемого ростовщиками, и не предполагало введение векселя взамен на деньги.

Попытки получения внешних, иностранных займов были безуспешны, т.к. нестабильные политические отношения между государствами, рассматриваемого периода времени, ведение постоянных военных кампаний и войн, геополитические факторы, негативная тенденция к частой смене правителей, повлекли нежелание потенциальных иностранных инвесторов, удовлетворять потребность российских правителей в предоставлении займов на нужды государства.

Данная тенденция сохранялась до периода правления Екатериной II. В 1768 года в Российской империи был провозглашен Манифест «Об учреждении в Санкт-Петербурге и Москве государственных банков для вымена ассигнаций» [8], которым было положено начало проведение денежной реформы.

Причиной реформирования, и введение в оборот бумажных денег, послужили ряд факторов: растущие расходы государства на военные кампании, дефицит серебра и меди на чеканку монет, затруднения транспортировки медных монет, необходимость сближения с банковской системой Европы.

Для покрытия растущих финансовых расходов, связанных с начавшейся в 1768 году русско-турецкой войной, был взят облигационный займ с Голландией, на 7,5 миллионов гульденов сроком на 10 лет под 5%. В последующем, в связи с рядом одержанных Россией побед в 1770 г. при Чесме и на реке Кагул, оправдались ожидания инвесторов, и голландцами были приобретены еще облигации на 6 миллионов гульденов.

За счет выплаченных Турцией контрибуций и таможенных пошлин с прибалтийских городов, Российская империя успешно выполнила обязательства по займу, а гарантии, предоставленные инвесторам-голландцам, в том числе и на случай форс-мажорных обстоятельств, создали России положительные кредитные условия для последующих займов. В период правления Екатериной II было осуществлено двадцать займов общей суммой семьдесят пять миллионов гульденов. Обеспеченность бумажных ассигнаций металлическими денежными средствами (медными, серебряными и золотыми), позволили обеспечить их эмиссию.

В последующие периоды вплоть до 1817 года использование денежных ассигнаций распространилось по всей империи, и на присоединенные польские территории.

1769 г. (год первого государственного внешнего займа) был организован особый «Комитет уполномоченных для произведения денежных негоциаций в иностранных землях». На него было возложено ведение всех дел, связанных с внешними займами. Впоследствии Комитет был переименован в Комитет государственных долгов.

Предоставленные инвесторам торговые льготы по поставке в Россию сахара, и предоставленное ей встречное право осуществлять продажи в европейские страны древесины и пшеницы, позволили снизить кредитную ставку по займам с 5% до 4,5%.

До революции 1917 года Россия сохраняла сложившиеся отношения, что позволило ей получить порядка 18 кредитных займов. И резюмируя основные тенденции данного периода можно сделать вывод, что не всегда успешные попытки создать слаженный механизм инвестиционных процессов, позволили положить начало формированию правовой основы регулирования капиталовложений в основные сферы деятельности российского государства.

Так, в Манифесте от 27 мая 1810 г. правительством было объявлено о выпуске облигаций внутреннего займа. С этого момента в России появилась такая форма государственного кредита (долга), как внутренний облигационный заем, а также создана Государственная комиссия погашения долгов Важным моментом в управлении внешней задолженностью стало учреждение в 1810-1812 гг. «для наблюдения порядка в платежах, ясности и точности в счетах и для сохранения прав каждого» Государственной долговой книги. В книге выделялось три части: первая часть – внешние долги, вторая – внутренние срочные долги, третья – долги бессрочные. Впоследствии структура книги, которая просуществовала до 1917 г., в связи с изменением классификации долгов менялась. В книгу стали заноситься и гарантированные государством железнодорожные займы, городские займы и т. п. Государственная книга внешнего долга была воссоздана в Российской Федерации лишь в 1994 г. Выпуск новых займов в царской России был непосредственно в компетенции царя и министерства финансов. Однако после революции 1905-1907 гг. и созыва Государственной думы новая законодательная власть получила право утверждать заключаемый заем в каждом конкретном случае [8].

Реформы, проведенные Александром II, повлекли целый комплекс преобразований, в различных сферах государственной и общественной жизни, включая макроэкономические российские преобразования: свободу предпринимательской деятельности, изменения в праве собственности на землю, реформирование финансовой системы, модернизация в промышленной, транспортной, экономической, строительной сфер деятельности, социальные преобразования общества.

В числе этих мер были масштабные инфраструктурные проекты, основанные на частно-государственном партнерстве, прежде всего при массированном строительстве железных дорог, а также развитие отдельных промышленных районов и отраслей. Многие экономические достижения того периода связаны с форсированием строительства Великого сибирского пути (Транссибирской магистрали), сооружении в Маньчжурии Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), что позволило не только провести дорогу до Владивостока в более короткие сроки, но и усилить экономическую экспансию Российской империи в Китае [6].

В период до конца 19 века были кардинально расширены права осуществления внешнеэкономической деятельности, участие иностранного капитала и предприниматели допускались к деятельности российских коммерческих компаний. Одним из крупных инвестиционных проектов стало строительство железной дороги из Санкт-Петербурга в Москву, с бюджетом 20 миллионов фунтов.

Период середины XVIII века до начала XIX в. можно охарактеризовать постепенным ростом фабричного производства, развития деятельности заводов и казенных мануфактур, в связи с чем, возникала острая потребность государственных инвестиций для производственных нужд. Данные потребности были удовлетворены посредством государственных капитальных и финансовых вложений, что стало возможным в связи с созданием в 1860 г. государственных банков. Государственный банк, являясь правительственным органом, был крупнейшим кредитным учреждением государства, и осуществлял кратно- и среднесрочное кредитование российской торговой деятельности и промышленности.

Немалую роль в деле индустриализации страны сыграли заграничные инвестиции, подтолкнувшие создание ряда новых отраслей и целых промышленных районов (например, горнометаллургический, на территории современного Донбасса, освоенный посредством использования французских и бельгийских инвестиций). В этом отношении империя принципиально не отличалась от других стран, вступивших на путь капиталистической модернизации с некоторым опозданием и пользовавшихся поддержкой более развитых соседей (например, Германии, в течение XIX столетия совершившей громадный скачок в индустриальном развитии). Плата за помощь капиталами и технологиями была немалой, но экономический эффект оказывался выше, и в конечном счете эти инвестиции работали на дело индустриализации России, а их направления, отраслевая структура обусловливались внутренними потребностями страны [7].

Особенностью 90-х годов можно назвать промышленный подъем, как тяжелой индустрии, связанной, прежде всего, с усилением железнодорожного строительства, и с увеличением вложений иностранного инвестиционного капитала в иные отрасли. В горной промышленности вложение иностранного капитала обгоняло вложение русского. В 1890 г. иностранный акционерный капитал составлял 58% всех акционерных капиталов, а в 1900 г. уже до 70%, что отражено в таблице (табл. 1) [4].

Таблица 1

Распределение иностранных инвестиций в российскую промышленность в период 1890-1900 гг. (в млн. руб.)

Инвестиционные капиталы

1890 г.

1900г.

Франция

66,6

226,1

Бельгия

24,6

296,5

Англия

35,3

136,8

Германия

79,0

219,2

Америка

2,3

8,0

Необходимость финансового обеспечения модернизации сельскохозяйственных сфер, промышленности и строительства, требовало привлечения кредитных и инвестиционных средств, и в период начала XX века в Российской империи, можно было наблюдать характерное для развитых стран эволюционное развитие банковской системы, ведущую роль в которой стали занимать акционерные коммерческие банки. Так, сеть акционерных банков коммерческого кредита в канун мировой войны насчитывала 50 учреждений с 778 отделениями, и к 1900 году в Российской империи действовали 42 коммерческих банка, благодаря созданной в начале 1900-х гг. широкой сети отделений (к 1904 г. их насчитывалось всего 268) акционерные коммерческие банки заняли центральное место во всей кредитно-банковской системе России. По сумме баланса к 1914 г. (6 284,6 млн руб.) они намного опережали все остальные банковские учреждения коммерческого кредита, в том числе Государственный банк (4 624,0 млн руб.) [7].

Законодательный запрет на открытие большинством европейских банков представительств в России, сотрудничество осуществлялось в порядке их участия в акционерном капитале российских банков, что также проявлялось в открытии к 1914 году 17 зарубежных филиалов российских кредитных учреждений.

Основное место в активах коммерческих банков России занимали кредитование торгово-промышленного оборота и финансирование производства по счетам учета векселей, кредитов на определенный срок и бессрочных или «онкольных» (от английского on call – погашение по требованию) ссуд под залог векселей, ценных бумаг и товаров (таблица). К 1914 г. особенно сильным было влияние российских акционерных коммерческих банков в металлургии, машиностроении, нефтяной, цементной, сахарной, текстильной и табачной промышленности, в железнодорожном строительстве и водном транспорте, хлебной торговле.

Революционные события 1917г. неминуемо отразились на развитии инвестиционных процессов в России, и ознаменовали начало второго из рассматриваемых периодов, охватившего весь советский период с 1917г. по 1990г.

Решениями вновь созданного государства, пунктами 1-3 Декрета ВЦИК от 21 января 1918 г. № 353 «Об аннулировании государственных займов» [2]. С декабря 1917г. государственные займы, заключенные правительствами российских помещиков и российской буржуазии, аннулировались (уничтожались). Равным образом аннулировались все гарантии, данные названными правительствами по займам различных предприятий и учреждений, и без исключений аннулировались все иностранные займы.

Новая революционная власть охватила как все слои населения, так и практически все отношения собственности и иные вещные права, так Декретом ВЦИК «Об отмене права частной собственности на недвижимости в городах» от 20 августа 1918 г. отменялось право частной собственности на все без исключения участки, как застроенные, так и не застроенные, как принадлежащие частным лицам и промышленным предприятиям, так и ведомствам и учреждениям; отменялось право частной собственности на все строения, вместе с находящейся под ними землей, также на строения, находящиеся на арендованной земле.

На дату принятия Декрета ВЦИК №353 задолженность общего размера иностранных инвестиционных капиталов, вложенных в российские займы составляла более 16 миллиардов.

После отделения от Российской империи ряда территорий произошло резкое сокращение численности населения со 184 млрд. до 132 млрд. человек, были разрушены шахты, заводы, предприятия. Достижение цели построения социализма, и существования в целом государства напрямую зависела от физического и материального восстановления страны.

Начиная с 1921г. по 1930г., на смену политики военного коммунизма, в советской республике наступила новая экономическая политика, вошедшая в историю как период НЭПа. Принятие, данное стратегического направления, было принято на X съезде РКП(б), решение которого продразверстка была заменена на натурналог, а основным направлением становится восстановление народного хозяйства, нарушенных международных связей, внедрению рыночных отношений, привлечение к участию в различных сферах народного хозяйства иностранного капитала, в том числе в порядке проведения концессионной политики.

По мнению Черниковой В.Е., концессия выступает как специфическая форма взаимодействия государства с предпринимателем, в том числе зарубежным, основанная на принципах взаимного распределения рисков и софинансирования капитальных и операционных затрат со стороны инвестора [11].

Возможность реализации новой экономической политики, и возможность создания благоприятного инвестиционного климата для иностранного капитала, было реализовано в порядке закрепления нормативно-правовыми гарантиями, среди которых можно назвать: Декрет СНК от 23 ноября 1920 г. «Общие экономические и юридические условия концессий», Доклад о концессиях на VII Всероссийском съезде Советов 22-29 декабря 1920 г., Декрет ВЦИК от 11 мая 1922г. «Об основных частных имущественных правах признаваемых РСФСР охраняемых и защищаемых судами РСФСР», Гражданский кодекс РСФСР 1922г., Постановление СНК СССР от 21 августа 1923 г. «Об учреждении Главного Концессионного Комитета при Совете Народных Комиссаров СССР».

Концессионером в соглашениях в основном выступало иностранное юридическое или физическое лицо. В свою очередь под концессиями понимались система соглашений или договоров, заключаемых между концессионером и государством в отношении государственной, либо муниципальной собственности, либо отдельных видов экономической, монопольной государственной деятельности [11].

Законодательно закреплялся правовой порядок взаимодействия государства и концессионера, которому на период действия договора предоставлялось в пользование либо ранее существовавшее имущество, либо вновь построенное или созданное имущество в виде зданий, промышленного или сельскохозяйственного оборудования, ввезенного из-за рубежа. При этом право собственности на объекты инвестиционных вложений у концессионеров не возникало, а оставалось в собственности государства, и основной капитал концессии переходил в собственность государства по истечении срока договора.

Концессионеру, в свою очередь, предоставлялось ряд прав: на часть произведенной продукции (долей) в том числе с возможностью вывоза ее за границу; на торговые льготы и полномочия, при условии внесения им значительных инвестиций в основной капитал; правовые гарантии от национализации, конфискации либо реквизиции имущества концессионера внесенного в качестве инвестиционных вложений; гарантии недопустимости одностороннего изменения условий концессионного договора; право найма рабочих и служащих на предприятия концессионера, с условием обязательного соблюдения действующего трудового законодательства; продолжительность сроков концессии для обеспечения окупаемости имущественных рисков и инвестиционных вложений произведенных концессионером.

В рамках договора концессионер приобретал право собственности на денежные вклады, произведенную продукцию, право требования к третьим лицам. Установление продолжительность срока концессионного договора, хотя и предусматривало длительный период действия от 15 до 20 лет, однако содержал ряд условий, в соответствии с которыми предусматривалось его расторжение, в случае принятия в одностороннем порядке подобного решения советским правительством, например, в случае: объявления концессионера решением советского или иностранного суда, неспособным к выполнению требований кредиторов, должником, в случае не внесения концессионером долевых отчислений, в случае передачи третьим лицам прав по договору, и иных случаях нарушения условий договора.

Декларация общих как экономических, так и юридических условий концессии, хотя и не повлекли безусловного их принятия в целом капиталистическим миром (что явно демонстрировали результаты Генуэзской и Гаагской конференций 1922г), однако привели к проявлению значительного интереса потенциальных инвесторов.

Политика привлечения иностранного капитала, допускала наряду с концессиями создание смешанных обществ с участием иностранных компаний. В 1922г. были созданы советско-германские смешанные общества по внешней торговле и транспорту, в 1923г. – смешанные общества «Рус-Англолес» и «Рус-Голландолес», занимавшиеся в Архангельской области добычей и экспортом леса. В 1926г. создано советско-германское смешанное общество «Русгерстрой», ведущее строительные работы на территории страны. В 1929г. подписано соглашение с американской фирмой «Форд» о технической помощи в производстве автомобилей Договор о «чистой» концессии «Мологолес», с участием германского капитала, был подписан в 1923г. на срок 20 лет, и с японским обществом «Рорио Рингио» в 1927г. в Приморье, также на срок в 20 лет, американскими А.Хаммером и А. Гарриманом, английские концессии и фирмы по добыче золота, железа и цветных металлов, в том числе «Приамурским синдикатом» и др [12].

Безусловно, значимыми были соглашения в 1925г. с японским обществом «Кита Сагарен сэкию киге кумиай» по добыче сахалинской нефти продлившимся до 1944года, и с английской «Лена-Гольдфильдс Лимитед» сроком сначала 30, а затем на 50 лет, о передаче в концессию сначала золотых приисков, а через год расширение до разработки и добычи месторождений меди (Алтай), свинца, цинка, угля, а также использования пахотных земель, лесов, речных плавсредств (барж и пароходов), железнодорожных путей (веток) и подвижного состава.

Несмотря на то, что крупный бизнес практически не вошел в качестве иностранного капитала, реализация советской концессионной политики повлекла принятие концессионных предложений к отдельным отраслям народного хозяйств представителями среднего бизнеса ведущих стран, что отражено в таблице (табл. 2).

Таблица 2

Распределение заключенных концессионных договоров по отраслям промышленности и хозяйства с 1922г. по 1927г.

Отрасли промышленности и хозяйства

Национальная принадлежность концессионера

1922г

1923г

1924г

1925г

1926г

1927г

В цифр.

В % к числу поступивших предложений

Торговля

СШСА, Англия, Германия, Франция

5

13

10

4

2

34

6,4

Лесные

Англия

1

4

1

1

7

6,2

Сельское хозяйство

Германия

3

6

2

11

5,4

Промыслы

Германия. смешанные кап..

3

1

4

7,7

Горная промышленность

СШСА, Англия

2

3

5

9

4

3

26

10,0

Обрабатывающая промышленность

СШСА, Англия, Германия, Франция

7

6

6

13

4

36

5,1

Транспорт и связь

США, Англия,

4

5

2

1

12

8,1

Строительные

США, смешанные кап.

2

1

3

23,0

Техническая помощь

Англия, СШСА

2

1

6

5

10

24

63,0

Прочие

Англия, СШСА

2

1

2

1

6

3,5

Всего

 

15

45

25

31

28

19

163

7,5

Советское государство жестко регламентировало деятельность концессий. Норма прибыли иностранных предпринимателей устанавливалась фактически самим государством, зачастую на минимально приемлемом для них уровне, а иногда и ниже него. Если норма его прибыли казалась, по мнению государства, чрезмерной, она без нарушения договора корректировалась путем увеличения ставок государственных и особенно местных налогов, акцизов, а также с помощью других многочисленных рычагов [3]. С 1926 г. советские финансовые органы использовали банковское кредитование как средство давления на концессионные предприятия. Отказываясь кредитовать концессии и погашать выданные им советскими организациями векселя, часто не имеющими иной возможности расплачиваться с концессиями, государство подталкивало последних к банкротству.

Анализ результатов проведения советской концессионной политики, позволяет прийти к выводу, что концессионная политика оказала значительное влияние на ускорение производительных сил и на рост благосостояния государства; привлечение иностранных концессионеров предоставило доступ государству к зарубежным новым технологиям и разработкам, и возможности приобретения, производства и использования как патентов, чертежей, и образцов, так стажировки и обучения российских рабочих и специалистов.

Процесс аннулирования почти всех концессий с конца 1920-х г. до 1937 г., направление политики на уход от участия иностранного капитала в сферах народного хозяйства, ознаменовал переход советского государства к командно-административной экономике.

Для начала 30-х годов XX века характерен отказ от импортных товаров, и ориентирование на собственное производство и ресурсы, однако, несмотря на данную тенденцию, необходимость поддержки последовательной индустриализации страны, механизации сельского хозяйства, строительства фабрик и заводов, спровоцировали острую нехватку оборудования и машин, и остро возникшая потребность в валютном ресурсе для их приобретения, породило проведение коллективизации.

Советское государство, отказавшись от инвестиций зарубежного капитала в экономику страны, решением XVI съезда Всесоюзной коммунистической партии (большевиков), состоявшимся в 1930 г., было принято направление о повышении квалификации рабочих и специалистов. В рамках данного движения, в СССР начиная с 1931 г. прибыло около 40 тыс. зарубежных специалистов, страна активно сотрудничала с зарубежными специалистами и фирмами, такими как: ALBert Kahn, Demag, Ford, Austin Motor Company, и др.

Вытеснение иностранного капитала не препятствовало СССР осуществлять инвестиционную деятельность за рубежом. Германские репарации после окончания Великой Отечественной войны частично способствовали процессу восстановления экономики разрушенной страны, а возможность использования бывших германских активов, перешедших в собственность советского государства, позволили заложить основу будущего экономического взаимодействия, и послужили в числе прочих предпосылками к формированию современной российской инвестиционной деятельности.

Текст статьи
  1. Гочияева М. Р. Теоретические аспекты инвестиционной деятельности в Российской Федерации / М. Р. Гочияева, А. М. Аджиев. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2018. – № 32 (218). – С. 31-34. – URL: https://moluch.ru/archive/218/52326/ (дата обращения: 19.09.2023).
  2. Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов от 21.01.1918 г. N 353 «Об аннулировании государственных займов» / Газета Рабочего и Крестьянского Правительства – 1918г. – №20 // [Электронный ресурс] URL:https://base.garant.ru/57797415/(дата обращения 11.09.2023) – п.1-3.
  3. Косых Е. С. Правовые аспекты советской концессионной политики 1920-х гг. // 2018г– № 9 – С. 38-44.
  4. Лапаева Л. В. Возникновение и развитие металлургической промышленности в России (до 1917 г.) Возникновение и развитие металлургической промышленности в России (до 1917 г.) // Вестник Оренбургского государственного университета. N 6 (44) – / 2005 – С. 58-59.
  5. Манифест «Об учреждении в Санкт-Петербурге и Москве государственных банков для вымена ассигнаций» // Полное собрание законов Российской империи, с 1649 года. – СПб.: Типография II отделения 1830 – Т. XVIII. 1767–1769. № 13219.– С. 787–792. // [Электронный ресурс] URL:https://nlr.ru/e-res/law_r/search.php?regim=4&page=787&part=80 (дата обращения 14.08.2023)
  6. Пахомов А. А. Внешнеторговая и инвестиционная политика царской России в начале ХХ в. // Тор-говая политика. – 2019 – № 3 (19). С. 73-95.
  7. Петров Ю. А. Коммерческие банки и экономическое развитие России в конце XIX – начале XX века – Научный журнал: Экономическая история № 3(10) / 2010. С. 25-33.
  8. Хейфец Б. А. Россия и современный мир. Внешние займы и долги царской России: история и современная ситуация. – Москва – N. 1 (34) / 2002. С. 78-98.
  9. Руткаускас Т. К. [и др.] Инвестиции и инвестиционная деятельность организаций: учебное пособие / под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. Т.К. Руткаускас. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. – 316 с.
  10. Целовальникова И. Ю. Гражданско-правовое регулирование инвестиционной деятельности автореферат дис. ... кандидата юридических наук: 12.00.03 / Сев.-Кавказ. акад. гос. службы. – Ростов-на-Дону, 2005. – С. 25.
  11. Черникова В. Е. Концессия как специфическая форма взаимодействия государства с частным предпринимательством // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. – 2016. – № 28-1. – С. 44-48.
  12. Юзвович Л. И. Иностранный концессионный капитал в период новой экономической политики. Финансы и кредит. 2012. № 45. – С. 71-76.
Список литературы