Права человека и возможности их реализации – это неотделимые свойства присущие каждому индивидуму, направленные на обеспечение его жизненных потребностей, человеческого достоинства, и реализации свободы выбора деятельности в различных сферах общественной жизни.
Правовой статус человека и гражданина характеризуется законодательно закрепленной системой прав, свобод и обязанностей, различающихся по содержанию, объему, порядку и возможности реализации в пределах, установленных нормами права.
Принадлежность прав и обязанностей, в силу их закрепления конституционными и отраслевыми нормами, определяет общий правовой, конституционный статус граждан.
Наличие у граждан реальных прав для проявления себя как личности во всех сферах социальной жизни – экономической, политической, культурной, научной, творческой, спортивной и т. д. обусловливает возможность стать и полноценным субъектом социально-правовых отношений в обществе и государстве [4].
Дополняющие общий правовой статус гражданина и личности, специальных норм, устанавливающих права и обязанности, позволяют выделить специальные правовые статусы, конкретизирующие и дополняющие общие права и обязанности личности исходя из специфики социального, профессионального, и иного критерия или положения личности.
По мнению Тихонова Д.В., «специальный правовой статус личности представляет совокупность исходных, базовых и обеспечительных компонентов, опосредующих специализацию общего правового статуса путем введения дополнительных или элиминирования субъективных прав, свобод, обязанностей и интересов» [8].
Целостность юридических закрепленных прав и обязанностей определяют границы возможного правового поведения субъектов правоотношений.
С точки зрения нормативного подхода к пониманию права, правила поведения, устанавливаются с целью упорядочения отношений и связей между субъектами (человеком, юридическими лицами, государственными органами и т.д.), то есть само понятие «правила поведения» означает существование определенных связей между субъектами. Вступая между собой в юридические связи, субъекты права подчиняются правилам поведения, санкционированным государством [6].
Состав конструкции правового статуса военнослужащего включает наличие в нем следующих элементов: гражданство; правосубъектность; субъекты правоотношений; установление статуса субъектов правоотношений юридическими нормами; юридические права и обязанности субъектов; юридическая ответственность субъектов; содержание и др.
Статус военнослужащих и его правовые условия возникновения и прекращения, неразрывно взаимосвязаны с конституционными общегражданскими правами, свободами и обязанностями граждан.
Объем прав, свобод и обязанностей определяющих правовой статус военнослужащих, как и иных субъектов правоотношений, установлен системой нормативных правовых актов основанных на Конституции РФ, российском законодательстве и международных договорах и принципах, устанавливающих их прямую зависимость специфики осуществляемой служебной деятельности и обязанностей возложенных на данную категорию лиц, а также взаимные права и обязательства возникающие между военнослужащими и Министерством обороны РФ, должностными лицами и органами государственной власти и организациями, в связи с исполнением гражданами воинской обязанности.
С одной стороны, на военнослужащих распространяются нормы общего законодательства, поэтому он обладает правами граждан РФ вообще, а с другой – в отношении него действует специальное военное законодательство, которое в силу особенностей военной службы предусматривает для военнослужащих не только дополнительные права (например, на социальные льготы), но и дополнительные обязанности. Исполнение этих обязанностей нередко сопряжено с допущением изъятий из комплекса личных прав военнослужащих как граждан, но лишь таких, которые обусловлены спецификой военной организации, особым характером военной службы, и не иначе как в случаях, прямо предусмотренных законом [5].
Правовой статус военнослужащих, порядок и условия осуществления ими военной службы, находятся в прямой взаимосвязи с военно-социальной политикой государства базирующейся на установлении системы специализированных правовых норм, направленных на регулирование правоотношений по исполнению обязанностей военной службы.
Нормативное закрепление и реализация прав, свобод и правовых гарантий военнослужащих, направлено на обеспечение конкретизации условий и порядка прохождения военной службы, на достижение общей национальной безопасности и защите интересов российского государства, достижение цели обеспечения внутренней устойчивости и стабильности Вооруженных Сил РФ, их органов и воинских формирований.
События и вызовы последнего десятилетия способствовали кардинальным преобразованиям мирового пространства, и повлекли необходимость стратегически кардинального изменения российской национальной политики, направленной на сдерживание военных конфликтов, защиты политических и национальных интересов России, принятия решений о применении превентивных мер, включая порядок создания мобилизационного ресурса, включающего комплекс как людских, так и материально-технических ресурсов.
Федеральным законом № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» определены основные категории военнослужащих, проходящих военную службу, как особого вида федеральной государственной службы, подразделяющихся на две основных группы: военнослужащих проходящих военную службу по контракту, и проходящих военную службу по призыву. При этом, в соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона № 76-ФЗ статус военнослужащих распространяется и на дополнительную категорию лиц граждан призванных на военные сборы, и граждан пребывающих в мобилизационном людском резерве [1, ст. 2].
Подобное же подразделение военнослужащих на указанные категории определено статьей 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" N 53-ФЗ [2, ст. 2].
Устанавливая взаимосвязь приобретения статуса военнослужащего и его утрату, с моментом начала и окончанием военной службы, в пункте 2 статьи 2 Федерального закона № 76-ФЗ предусматривается распространение статуса военнослужащего еще на две дополнительные категории лиц: граждан призванных на военные сборы и граждан пребывающих в мобилизационном людском резерве. При этом, Федеральный закон № 76-ФЗ не рассматривает относящихся к данной категории граждан или иных лиц, ставя во взаимозависимость возможность возникновения статуса военнослужащего от наличия определенных условий, устанавливаемых в нормативных актах, и в порядке отсылки на Постановление Правительства РФ от 03.09.2015 N 933 «Об утверждении Положения о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве» [3, ст. 2].
Порядок поступления граждан в мобилизационный людской резерв, пребывание в нем, исключение из него, и порядок заключения контракта о пребывании в резерве регламентируется содержанием указанного Постановления Правительства РФ № 933 [3] и Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» № 53-ФЗ. В порядке конкурсного отбора граждане, подавшие заявление, претендуют на заключение с ними контракта о пребывании в резерве, пребывание в котором предусматривает необходимость участия в ряде необходимых мероприятий по подготовке резервистов, присвоение им воинского звания, прохождение аттестации и квалификационного экзамена, участия в военных сборах [2].
Отличительные особенности реализации контрактных правоотношений по пребыванию в мобилизационном резерве направлены на подготовку гражданина к военной службе по мобилизации, и исполнение им обязанностей военной службы, и имеют ряд обязательных признаков:
- добровольность поступления в резерв;
- наличие срока действия контракта;
- обусловленность действия контракта объемом обязательных условий (например, предоставление военнослужащим и членам их семей комплекса мер социально-правовой защиты и гарантий).
В отличие от контрактных отношений и от возникающего правового статуса военнослужащего возникающих у резервистов, граждане, пребывающие в мобилизационном людском ресурсе, не входят в состав резерва, и с ними контракт не заключается.
Отсылочный характер специализированных правовых норм, направленных на регулирование правоотношений по исполнению обязанностей военной службы, позволяют говорить о необходимости осуществления четкой дифференциации категорий военнослужащих, и лиц, осуществляющих военную службу, и необходимости последующего совершенствования законодательства, регулирующего указанную сферу отношений.