Влияние математических олимпиад на повышение академической активности курсантов

В данной статье рассматриваются вопросы влияния математических олимпиад на повышение академической активности курсантов, на развитие их способности к логическому и критическому мышлению, систематизации знаний, прогнозированию и постановке исследовательских задач, выбору путей их достижения. Анализируются результаты эмпирического исследования, проведенного среди курсантов первых – четвертых курсов, принимающих участие в олимпиадах.

Аннотация статьи
академическая активность
мотивация
математическая олимпиада
исследование
Ключевые слова

Обучение – это всегда процесс соревновательный. Курсант может соревноваться как с самим собой, так и с сокурсниками, поэтому момент испытаний собственных знаний всегда будет присутствовать среди стимулов, мотивации к обучению.

Олимпиадное движение в последние годы стало заметным явлением в жизни высшей военной школы. Олимпиады проводятся на различных уровнях: внутри- и межвузовском, региональном, общероссийском и международном; охватывают сферу научного знания и академической подготовки курсантов, но и способствуют формированию профессиональной компетентности.

Олимпиады стимулируют и мотивируют личностное и интеллектуальное развитие молодого поколения, поддерживают одаренную молодежь, содействуют их самоопределению и продолжению образования, способствуют повышению интереса курсантов к преподаваемым дисциплинам и модулям, развитию логического мышления, исследовательских умений, творческой активности [1].

Предметная олимпиада, в частности олимпиада по математике является одной из важнейших частей обучения, метод отбора лучших среди лучших. Всем известно, что само участие в олимпиаде уже говорит о том, что человек пытается заявить о себе. Не имея достаточных знаний, курсант сам не согласиться принять участие в олимпиаде, потому как есть большой шанс при этом опозориться, показаться самым необразованным среди остальных.

В ходе настоящего исследования была поставлена цель  выявить является ли участие в предметных олимпиадах выражением академической активности. Объектом исследования выступили курсанты, принимавшие участие в математических олимпиадах.

Для достижения поставленной цели были определены задачи:

  • исследовать мотивацию студентов к участию в олимпиадах;
  • определить степень влияния участия в олимпиадах на стремление к получению новых знаний и успешному освоению дисциплин, развитие способности к логическому и критическому мышлению.

В основу исследования легла гипотеза о том, что участие курсантов в олимпиадах характеризует уровень их академической активности.

В обществе наблюдается новый всплеск заинтересованности ученых в изучении людей, обладающих нестандартным мировоззрением. Это связано, в первую очередь, с востребованностью обществом индивидуальных неповторимых личностей. Только человек, обладающий уникальностью, сможет уловить современный жизненный ритм. Именно этим качеством и наделены одаренные курсанты, которые всеми силами стараются продемонстрировать окружающим свою уникальность.

Актуальность темы исследования связана с тем, что участие в олимпиадах различного уровня – это, с одной стороны, возможность для курсантов не только определить уровень своих математических знаний, но и оценить, как он соотноситься с уровнем знаний других участников. С другой стороны – свидетельство об общем уровне развития самих курсантов. Основным способом подготовки к олимпиадам различного уровня является самостоятельная учебно-познавательная деятельность обучающихся.

В связи с этим важно преподавание математики нацелить на развитие способностей оперировать информацией, развитие критического мышления, систематизации знаний обучающихся и творческий подход к решению нестандартных задач. Особенно важно активизировать внимание обучающихся, привлечь их к процессу обучения, заинтересовать современными методами и технологиями обучения, повысить мотивацию обучающихся на самостоятельную деятельность [2].

Различные формы учебно-тренировочных мероприятий, кроме непосредственно обучения и формирования навыков решения задач, ставят своей целью мотивацию учащихся на продолжительную и кропотливую самостоятельную работу. Среди основных средств повышения мотивации к самостоятельной работе выделяются: положительная оценка педагогом успехов учащегося, позитивное подражание учащимся – лидерам группы, общение в коллективе единомышленников [3].

В ходе исследования был использован эмпирический метод – анкетирование. Цель анкетирования – исследовать мотивацию курсантов к участию в олимпиадах, определить степень влияния участия в олимпиадах на стремление к получению новых знаний и успешному освоению дисциплин, развитие способности к логическому и критическому мышлению.

Анкета включала 24 вопроса, которые по направленности можно условно разделить на две группы. Первая группа вопросов была нацелена на определение мотивированности курсантов к участию в олимпиаде и включала следующие вопросы:

Что для Вас значит участие в олимпиаде?

Хотели бы Вы принять участие во всеармейской олимпиаде по математике проявляют ли преподаватели креативность и активность на занятиях?

Насколько удовлетворяет Вас обеспечение учебного процесса информационным сопровождением?

Насколько необходимо, на ваш взгляд, участвовать в предметных олимпиадах, обучаясь в вузе?

С какого курса, по Вашему мнению, следует начинать участвовать в олимпиаде?

Как Вы считаете, созданы ли в академии условия курсантам для участия в олимпиадах?

Приносит ли Вам удовлетворение увлечение олимпиадным движением?

И ряд других вопросов.

Вторая группа вопросов была посвящена определению степени влияния участия в олимпиаде на стремление к получению новых знаний и успешному освоению математики. В эту группу вошли следующие вопросы:

Чем обусловлено Ваше личное стремление участвовать в олимпиаде?

Почему Вы участвуете в олимпиаде

Оцените уровень заданий по сложности;

Считаете ли Вы возможным усложнить задания олимпиады?

Вам нравятся решать трудные задачи?

Есть ли у Вас нарекания или пожелания к работе комиссии?

Как Вы оцениваете профессиональный уровень преподавателей, которые готовят вас к олимпиаде?

Ваше отношение к качеству организации процесса подготовки к олимпиаде?

В проведенном в ходе исследования анкетировании приняло участие 26 курсантов, среди них 20 юношей и 6 девушек, что в процентном соотношении составило 77 % и 23 % соответственно. По курсам участники анкетирования разделились следующим образом (рис. 1).

Рис. 1. Распределение участников анкетирования по курсам

На диаграмме (рис. 1) показано, что наиболее активными являются курсанты 1 курса, это говорит о том, что заинтересованность присутствует.

Опрос показал, что все участники анкетирования не впервые принимают участие в олимпиаде по математике, а 68 % опрошенных участвовали в математических олимпиадах три и большее количество раз (рис. 2).

Рис. 2. Количественный показатель участия в олимпиадах

Среди опрошенных наибольший процент респондентов высказался о том, что главная цель их участия в олимпиаде – это стимулирование к получению новых знаний (рис. 3). Далее следуют позиции о том, что участие – это шанс повысить квалификацию, уровень знаний и проверить себя.

Рис. 3. Цели участия в олимпиадах

На вопрос о желании принять участие во Всеармейской олимпиаде по математике и о планах принять участие в олимпиаде в будущем году участники ответили однозначно «да». О причинах участия в олимпиаде – 85 % указали, что это способствует более глубокому изучению математики, а 15 % считают, что это положительно влияет на развитие способности нестандартно мыслить.

Уровень сложности заданий участники определили не так однозначно, как ответы на вопросы первого блока. Так, 50 % признали его сложным, но в то же время 56 % указали на то, что его можно еще усложнить. Это свидетельствует о том, что участники не боятся сложных заданий и готовы принять вызов. Кроме того, на интерес к сложным заданиям указали 100 % респондентов.

Организация олимпиады была оценена на отличном и высоком уровне (соответственно 67 % и 33 %). Такой же результат мы получили и на вопрос о наличии претензий к работе комиссии – 67 % ответили «нет» и 33 % – «затрудняюсь ответить». На высокий уровень профессионализма преподавателей указали 100°% респондентов.

На вопрос «Чем обусловлено личное стремление участвовать в олимпиаде?» респонденты ответили следующим образом: возможность получения новых знаний – 21 %; интерес к математике – 20 %; условия для успешного освоения дисциплины – 18 %; стремление к самореализации – 14 %; возможность получения различных привилегий в будущем – 11 %; потребность в творческой деятельности – 7 % ; желание принести пользу – 4 %; возможность попробовать свои силы – 4 %; дух соревнования – 2 %.

На вопрос о том, когда нужно начинать участвовать в олимпиадах, опрошенные ответили таким образом: – еще со школы – 56 %; с 1 курса – 33 %; со 2 курса – 11 %.

На нехватку знаний и опыта самоподготовки участников олимпиады указали 30 %, а на отсутствие интереса к самостоятельным занятиям – 20 %.

Проведенный опрос курсантов показал, что для большинства из них участие в математических олимпиадах является возможностью самореализоваться, получить новые знания, успешно освоить дисциплину, что говорит о повышении интеллектуального уровня курсантов, а также о проявлении ими интереса к научной деятельности.

Уровень академической активности обучающихся зависит от их готовности самостоятельно заниматься, развиваться и искать пути решения сложных нестандартных задач. Это подтверждает факт того, что большинство опрошенных курсантов расценивают олимпиады как путь получения новых знаний и приобретение способности нестандартно мыслить и находить рациональные решения сложных задач и, в перспективе готовность к научно-исследовательской деятельности.

Текст статьи
  1. Касаткина, Н. С. Студенческая олимпиада как фактор развития профессиональных компетенций будущего педагога / Н. С. Касаткина. – Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2016 г.). – Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. – С. 67–69.
  2. Суртаева, Н. Н. Педагогика. Педагогические технологии. Учебное пособие для СПО. - М.: Юрайт, 2019. – 250 с.
  3. Васютина, И. В., Попова, Е. В., Фоломеева, Л. Н., Черных, Н. И. Выявление и развитие одаренных детей// Инновационные педагогические технологии: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). – Казань: Бук, 2016. – С. 18–22.
Список литературы