Главная
Конференции
Современные социально-гуманитарные исследования: теоретические и прикладные аспекты
Возрастные особенности патриотического воспитания младших школьников

Возрастные особенности патриотического воспитания младших школьников

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

патриотическое воспитание
проблема
категория
возраст
педагог
школьник
ценности
мораль

Аннотация статьи

В данной работе говорится о том, что в современном обществе образовался кризис ценностей и моралей, в частности в вопросах патриотического воспитания. Авторы отмечают, что в последнее время увеличилось внимание к проблеме патриотического воспитания младших школьников, которое предполагает формирование общественно значимых принципов, отстаивание общественных интересов, социализацию в обществе и окружающем мире.

Текст статьи

Успешная работа по патриотическому воспитанию младших школьников основывается на понимание возрастных особенностей учеников. Ученые неоднократно обращали внимание на то, что дети младшего школьного возраста выделяются значительной эмоциональностью. Именно эмоциями дети показывают свое отношение к окружающему миру, семье, друзьям, педагогам.

Чувство патриотизма у младших школьников формируется, как раз в возрасте семи-десяти лет, когда они начинают осознавать себя частью социального общества.

Стоит напомнить, что этот вопрос неоднократно поднимался такими учеными, как Ю.К. Бабанским, А.С. Макаренко, В.Я. Стоюниным, В.А. Сухомлинским, К.Д. Ушинским, и современными педагогами Н.А. Белоусовым, В.В. Буткевичем, А.Д. Живейко, В.И. Лутовинов, М.А. Терентием и др. Авторы полагали, что воспитывать патриотизм как процесс формирования патриотического сознания необходимо уже с младшего школьного возраста.

Так, выдающийся педагог В.А. Сухомлинский считал, что «дети в этот период лучше всего поддаются воспитанию, поскольку в это время закладываются основы личности. Предоставляется направленность его умственного, нравственного и эстетического развития. Знания и умения, накопленные ребенком в этом возрасте, позже становятся основой для формирования устойчивых нравственных привычек и убеждений, высоких жизненных идеалов» [4, с. 101].

Младшие школьники в начальной школе имеют неустойчивое внимание, не имеют постоянных интересов и слабо выражают собственную инициативу. В связи с этим им нужна постоянная поддержка со стороны родителей и педагогов. Мышление у младших школьников этого возраста конкретно-образное, их захватывает все яркое, интересное, так как они мыслят ощущениями, звуками, красками. Это все необходимо учитывать в воспитательной работе со школьниками.

В свою очередь Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов, изучая вопросы воспитания детей, выделяли в виде его основной цели подготовку гражданина, любящего свою Родину, принимающего активное участие в общественных делах. Для этого важно дать подрастающему поколению право естественно и без ограничений формироваться, воздействовать на него, определяя истинные взгляды на жизнь, твердые убеждения о добре, правде, долге, воспитать силу воли, самостоятельность в суждениях, трудолюбие, патриотизм [7, с. 23].

В младшем школьном возрасте формируются способности заботиться о родных и близких людях, отношение к окружающему миру, родине, истории своей страны, природе. На этом этапе одним из важных условий воспитания патриотизма является ознакомление с явлениями общественной жизни. Углубленное ознакомление с явлениями социальной жизни помогает развитию положительного отношения к событиям окружающей действительности.

Зарождение патриотизма у детей младшего школьного возраста начинается с желания сделать что-то полезное, значимое для окружающих, такое проявление является фундаментом развития нравственных качеств личности. На основе этого опыта ребенок начинает проявлять самостоятельность, сознание в отношении к окружающему миру и людям, к моральным нормам общества.

Например, В.А. Аврамов считает, что «детство - самое главное время для формирования патриотизма. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке), усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Сегодня как никогда становится ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании нельзя уверенно двигаться вперед, так как наше будущее должно иметь свою духовно-нравственную основу, свой духовно-нравственный стержень. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Поэтому именно с дошкольного возраста следует воспитывать в детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрыть им истинные ценности семьи, нации, Родины» [7, с. 16].

У детей младшего школьного возраста только формируются основы патриотизма. Именно в этом возрасте нужно заложить им понимание о их месте и роли в обществе. Учителя и родители должны дать представление о Родине. Без уважения к Отечеству, истории и культуре невозможно воспитать патриота, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, привить ему положительные качества. Поэтому необходимо работать над развитием патриотических чувств [2, 6].

Патриотическое воспитание в процессе обучение должно осуществляться как во время уроков, так и внеучебной деятельности. Современные педагоги считают, что подготовить младших школьников к служению Отечеству – сложный и долгий процесс, который должен осуществляться с самого рождения и на протяжении всей жизни. Педагоги и родители часто испытывают сложности с патриотическим воспитанием младших школьников [1, с. 34].

В младшем школьном возрасте главное место в развитии занимает учебная деятельность. На начальном этапе обучения нужно сосредоточить внимание на эмоциональном мире ребенка и понимать, что знание определений и понятий не может гарантировать формирование поведения. Задача педагога в этих условиях заключается в том, чтобы, опираясь на высокую эмоциональность школьников, познакомить их с героической историей нашей родины, развить чувство любви к ней.

Основной деятельностью в развитии патриотического воспитания в младшем школьном возрасте является общественно полезная деятельность. Школьники в этот период имеют большое желание сделать что-то полезное для своих близких, одноклассников, природы и окружающего мира.

Отметим, что патриотические чувства своими корнями уходит не просто в историю страны, а в историю своего народа. Очень важно рассказывать в этом возрасте детям про их семью, про их корни.

Напомним, что Правительством Российской Федерации была утверждена Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. В документе говорится о том, что «Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины» [5].

Стратегия создает условия для формирования и реализации комплекса мер, учитывающих особенности современных детей, социальный и психологический контекст их развития, формирует предпосылки для консолидации усилий семьи, общества и государства, направленных на воспитание подрастающего и будущих поколений.

Таким образом, возрастные особенности патриотического воспитания младших школьников включают в себя основания для организации воспитательной работы в начальной школе. Для воспитания патриотических взглядов и убеждений важно то, чтобы знания о сущности и способах проявления этих качеств не просто были усвоены учащимися, а приобрели личностный смысл, прошли через их эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы их деятельности и поведения.

Список литературы

  1. Быков А.К. Событийный подход в патриотическом воспитании школьников / Быков А.К. - 2-е изд., доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. 350с.
  2. Микрюков В.Ю. Военно-патриотическое воспитание в школе / Микрюков, В.Ю. - 2-е изд., стер. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. 467с.
  3. Побединская Л.А. Дни воинской славы России: сценарии праздников в школе. / Побединская, Л.А. - 5-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. 167 с.
  4. Приходько В. И Актуальность проблемы воспитания патриотизма и готовности молодежи к защите Отечества / Приходько, В. И - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. 193 с.
  5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // СПС «Консультант Плюс». (дата обращения: 18.09.2023)
  6. Усатова Е.В. Гражданско-патриотическое воспитание / Усатова, Е.В. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. 112 с.
  7. Шипов К.Л. Воспитание на исторических событиях / Шипов, К.Л. - Москва: Издательство Юрайт, 2020.243 с.

Поделиться

2546

Жилина Н. Ю., Чуева Е. Ю. Возрастные особенности патриотического воспитания младших школьников // Современные социально-гуманитарные исследования: теоретические и прикладные аспекты : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 27 сентября 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 48-51. URL: https://apni.ru/article/7054-vozrastnie-osobennosti-patrioticheskogo-vospi

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января