Главная
АИ #39 (169)
Статьи журнала АИ #39 (169)
Манипулятивные технологии отечественных и зарубежных средств массовой информации...

Манипулятивные технологии отечественных и зарубежных средств массовой информации в военно-политическом дискурсе

Автор(-ы):

Хромов Артём Альбертович

Томилов Илья Сергеевич

24 сентября 2023

Секция

Психология

Ключевые слова

средства массовой информации
политика
общество
манипуляция

Аннотация статьи

В статье рассмотрены основные способы влияния средств массовой информации на людей в отношении политики.

Текст статьи

В условиях нынешней военно-политической обстановки правительствами разных стран ведутся исследования в отношении влияния различных средств массовой информации и методов манипулирования на людей и их отношение к другим государствам или каким-то событиям. Люди зачастую привыкли верить тому, что говорят с телеэкранов, ведь, по мнению многих, государственные телеканалы или влиятельные, авторитетные люди не могут говорить неправду, но, как показывает практика, правительство конкретной страны подаёт информацию своим гражданам в том виде, в котором это удобно и выгодно именно этой стране, утаивая или недоговаривая какие-то нежелательные факты. По большому счету, это можно называть фальсификацией и сокрытием происходящих событий и попыткой выставить другую сторону не в лучшем свете. Предлагаю вашему вниманию основные из таких методов.

Манипулирование информационными потоками. Оно достигается в первую очередь отбором событий для сообщений, привлечение внимания к определенным проблемам. Только та проблема, которая освещена СМИ, становится достоянием общественного внимания. При этом, проблемы, не менее масштабные, но не получившие огласки от СМИ, на фоне оглашённых проблем оказываются незаметными. Таким образом, невыгодная кому-то информация может просто не оглашаться.

Метод фабрикации фактов (прямой лжи или дезинформации). Специалисты считают, что данный прием применяется почти повсеместно, за исключением случаев, когда прямая ложь в конкретном случае слишком явна, т.к. того же эффекта можно достичь, подавая истинные сведения в ограниченных количествах (метод дробления).

Метод демократии шума. Прием заключается в потоплении сообщения, которого невозможно избежать, в беспорядочном потоке бессмысленной и неважной информации. Этот метод похож на метод манипулирования информационными потоками, но состоит не в сокрытии нежеланной для широкой огласки информации, а в наложении на такую информацию множества неважных коротких фактов, на фоне которых такая информация попросту теряется.

«Серая» пропаганда – вид пропаганды, сознательно скрывающей источник информации. Постоянно мы слышим, как с телеэкранов ссылаются на некоего «высокопоставленного чиновника, который пожелал остаться неизвестным».

Использование слухов. Суть метода заключается в запуске какой-то информации в виде слуха: «я слышал, правительство хочет сделать …». Люди, обеспокоенные этим фактом, начинают делиться им со своими близкими, родными, друзьями, еще шире оглашая тем самым эту информацию. Итогом становится многократно искажённое и приукрашенное сообщение, срабатывает принцип так называемого «сарафанного радио», где информация, многократно переданная от человека к человеку, обрастает новыми подробностями, по которым идентифицировать исходную информацию просто невозможно.

Повторение. Это главный метод закрепления нужных стереотипов в сознании. «Повторение является вторым условием пропаганды». Образ, который человек запомнил, становится для него «своим», поэтому человек доверяет этому образу.

Дробление. Суть метода заключается в разделении общей проблемы на отдельные фрагменты таким образом, чтобы читатель или зритель не смог их соединить и осмыслить проблему. Исходная информация разделяется на условное количество мелких фактов, и подаётся людям порционно таким образом, чтобы она была озвучена, но показалось неважной.

Срочность. Метод состоит в немедленности информации, придании ей характера неотложности и незамедлительности. Сообщения с пометкой «срочная новость», вызывают у людей желание узнать, что же произошло, и срабатывает иллюзорный переход от срочности к важности и ценности информации.

Сенсационность. Система сенсаций позволяет дробить информацию так, чтобы аудитория не получила полного и целостного знания о проблеме. Информация, поданная на телевидении в виде сенсации, обычно сопровождается интервью в прямом эфире, репортажами с места события, что создает у зрителя ощущение достоверности информации и отсутствия посредника между ним и реальностью, что очевидно является затуманиванием и некоторой подменой реальности для получающего информацию человека.

Манипуляция посредством формирования и распространения образов. Ее суть в том, что в зависимости от целей и конкретных задач формируются и распространяются заранее «сконструированные» образы или имиджи конкретных лиц, фирм, организаций, идей, программ, товаров. Таким образом, заготовленные образы воспринимаются людьми как нечто заведомо достоверное, а исходный факт остаётся в тени образов.

Манипулятивная семантика или использование слов, относящихся к основным ценностям общества. Метод состоит в использовании эмоционально окрашенных слов, которые тесно связаны с основными ценностями, мнениями общества и являются убедительными без дополнительной информации, что позволяет подчеркнуть манипуляцию на фоне большого сообщения.

Прием «сияющего обобщения». Он заключается в обозначении конкретной вещи обобщающим понятием, имеющим позитивную эмоциональную окраску – символом. Целью является побуждение аудитории принять и одобрить преподносимое явление.

Наклеивание ярлыков. Прием заключается в эксплуатации предрассудков и стереотипов аудитории через «наклеивание ярлыка» на объект контрпропаганды. Ярлык характеризует его как что-то, чего аудитория боится, испытывает отвращение, находит подозрительным. В результате доверие к «помеченному» источнику информации будет либо снижено, либо будет отсутствовать совсем.

Перенос положительного образа. Суть метода состоит в проекции позитивных качеств человека (авторитет, престиж), какого-либо объекта или моральных ценностей (индивидуальный, групповой, национальный) на другого человека или группу. Чаще всего выглядит как простой оборот сравнения, конкретно подчёркивающий необходимые качества говорящего, дабы возвысить его относительно простых людей с целью дальнейшего использования такого персонажа для следующих методов воздействия.

Манипуляция посредством использования авторитетных групп и стремления людей отождествлять себя с обществом. Используются авторитетные для какой-либо целевой группы личности (политические деятели, артисты и т.д.), поскольку манипуляторам известно, что авторитетам аудитория склонна доверять больше, чем безличным сообщениям. Главные критерии – степень доверия к представителю группы влияния, его известность, личные достоинства. Смотря на знаменитость, слушая, о чём такой человек говорит, невольно задумываешься о его словах, ведь в обществе накрепко укоренилась мысль, что известный, знаменитый человек, говорящий со сцены, попросту не может говорить неправду. На этом и делается акцент.

«Такой же, как все, как мы» или «игра в простонародность». Прием заключается в том, чтобы поднять доверие целевой аудитории, обеспечивая идентификацию того или иного человека, или группы с ней. Метод чем-то похож на предыдущий, но главное различие состоит в отождествлении говорящего с группой обычных людей. В таком случае, говорящий, представляясь, например, простым рабочим, как бы втирается в доверие к группе людей, тем самым, срабатывает принцип «он такой же, как все, как мы», и люди воспринимают информацию от этого источника как что-то истинно верное.

Использование фактора юмора. По своей природе юмор предполагает ту или иную нестандартную ситуацию, которая, как правило, хорошо запоминается и не вызывает неприятия. Для всех людей юмор непременно ассоциируется с положительными эмоциями, тем самым, информация, поданная в виде шутки, будет иметь меньше острых углов и будет легче восприниматься.

Список литературы

  1. Гронская Н. Э. Языковые механизмы манипулирования массовым политическим сознанием // Вестн. Нижегородского ун-та им. Н. И. Лобачевского. – Нижний Новгород, 2003 – № 1 – С. 224.
  2. Дзялошинский И. М. Манипулятивные технологии в масс-медиа // Вест. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. – 2005 – № 1-2.
  3. Дзялошинский И. М. Манипулятивные технологии в СМИ: учебно-методическое пособие. – М., 2006 – [Электронный ресурс]. – URL: https://coollib.xyz/b/323857-iosif-mihaylovich-dzyaloshinskiy-manipulyativnyie-tehnologii-v-smi/readp.
  4. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. – М.: Алгоритм, 2018. – 688 с.

 

Поделиться

483

Хромов А. А., Томилов И. С. Манипулятивные технологии отечественных и зарубежных средств массовой информации в военно-политическом дискурсе // Актуальные исследования. 2023. №39 (169). Ч.II.С. 76-78. URL: https://apni.ru/article/7056-manipulyativnie-tekhnologii-otechestvennikh

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля