Главная
Конференции
Проблемы и вызовы научно-технологического развития в глобализирующемся мире
Анализ основных изменений, произошедших в различных сферах мировой экономики в 2...

Анализ основных изменений, произошедших в различных сферах мировой экономики в 2022 году

Автор(-ы):

Третьяков Михаил Петрович

24 сентября 2023

Секция

Экономические науки

Ключевые слова

мировая экономика
риски
санкции
инфляция
глобализация
IT
цепочки поставок
транспортно-логистическая сфера
регионализация

Аннотация статьи

В статье рассматриваются основные изменения в мировой экономики, которые стали факторами масштабных глобальных перемен и международных рисков. Введения различных ограничений одним странами против других в никоей мере не улучшает данную ситуацию, а наоборот усугубляет давно существующие противоречия между различными государствами, что имеет значительное значения для международной торговли и сотрудничества.

Текст статьи

В 2022 году мир изменился, причём эти изменения таковы, что предсказуемыми их назвать крайне сложно. В начале 2021 года американцы пошли на «штурм Капитолия», в январе 2022 года «гремели» волнения в Казахстане, но эти два исключительно политических события кардинального влияния на мировую экономику не произвели, ничья валюта не рухнула, границы стран остались прежними, санкции никто друг против друга не вводил. Однако события, начавшиеся в феврале 2022 года, уже стали, безусловно, и в первую очередь, историческими и, в том числе, по своему значению переломными в контексте экономики и геополитики. Именно от 24-го февраля (частично от 21-го) прошлого года многие отсчитывают начало перемен «мировой системы».

Специальная военная операция стала решающим фактором, который «стал ребром» и убрал все полутона в отношениях между Российской Федерацией и «Коллективным Западом». Влияние СВО на мировую экономику оказалось колоссальным из-за реакции американских и европейских политиков, точнее из-за тех ограничений, которые они начали вводить один за одним. Подорожание энергоносителей и скорость роста мировой инфляции стали рекордными, о чём мы можем судить по данным различных аналитических организаций и СМИ.

Преследуя попытки взять под контроль повышающиеся цены, впервые за долгое время развитые страны начали повышать процентные ставки. Здесь необходимо отметить тот факт, что такие действия могу вполне обернуться новым масштабным кризисом [1].

Специалисты Международного Валютного Фонда сделали вывод о замедлении роста мировой экономики практически в два раза. По их прогнозам, рост мировой экономики замедлился с 6,0 процента в 2021 году до 3,2 процента в 2022 году и 2,7 процента в 2023 году. Они отмечают, что это самый слабый рост с 2001 года, за исключением мирового финансового кризиса и острой фазы пандемии COVID-19. Следует заметить, что по данным МВФ мировая инфляция повысилась с 4,7 процента в 2021 году до 8,8 процента в 2022 году, при этом снизится до 6,5 процента в 2023 году и 4,1 процента в 2024 году [2].

Мировая IT отрасль была серьёзно задета той самой инфляцией. Неожиданно и не входя ни в одни прогнозы, на постоянно растущем и перспективном IT-рынке, в 2022 году был запущен процесс увольнений сотрудников в совсем немалых количествах. По показателям на конец ноября только в одних США в 2022 году IT-компании уволили более 90 тысяч сотрудников, и число уволенных продолжает расти сегодня.

Индия – страна, которая известна самым большим в мире количеством IT-специалистов, но и её не обошёл негативный тренд года, несмотря на дешевизну труда в отрасли. По данным на конец ноября 2022 года в целом по стране уволили почти 18 тысяч IT-специалистов [3].

Причины этому такие: в 2020 и 2021 гг. на фоне быстроразвивающейся цифровизации экономики IT-компании стали увеличивать количество сотрудников, пользуясь низкими ставками. Именно этот момент важен, так как многие компании на самом деле являются убыточными и доступ к дешёвым деньгам им необходим [4].

Для крупных и вполне прибыльных компаний, таких как Microsoft, дешёвые займы были также важны, так как на них появлялась возможность спонсировать скупку многих IT-компаний, даже с учётом их убыточности.

Та самая инфляция, которая по прогнозам МВФ с 8,8% снизится до 6,5 процента в 2023, в 2022 привела ни много ни мало к росту зарплат. Поначалу, переводя сотрудников на дистанционную работу, технологические компании пытались бороться с инфляцией, так как, когда человек уезжает из дорого Нью-Йорка в штат, в котором не столь дорогая жизнь, куда-нибудь на юг, например, то ему можно как минимум не повышать зарплату. Однако в ситуации, когда экономика в целом начала замедляться и IT-компании столкнулись с падением спроса в корпоративном секторе, для сохранения стабильного уровня прибыли они решили сократить число своих сотрудников [5].

Ещё недавно глобализация была заветной мечтой, к которой шли практически все западные страны, но с наступлением 2020 года и появлением упомянутого COVID-19 страны начали закрываться, а, следовательно, закрывать свои экономики. Спустя время наметился контур нового процесса под названием – «регионализация». После февраля 2022 года это процесс ещё больше набрал обороты, так как то, что связывало долгое время Россию и Европу, а именно из-за введённых санкций произошёл разрыв важнейших цепочек поставок, налаженных транспортных путей с развитой инфраструктурой, заточенной обеспечивать коридор «Восток-Запад» (Берлин–Познань–Варшава–Брест–Минск–Смоленск–Москва–Нижний Новгород), также становится недееспособным другой коридор (Хельсинки–Выборг–Санкт-Петербург–Псков–Москва–Калининград–Киев–Любашёвка–Кишинёв–Бухарест–Димитровград–Александрополис). Большинство западных компаний ушли с российского рынка, в том числе те, которые были глубоко интегрированы во внутреннею логистику РФ.

Становится ясно, что ожидание дополнительных вторичных санкций, репутационные соображения, рост рисков и усложнение банковских расчётов стали определяющими при принятии такого решения. Можно полагать, что подобная логика станет трендом для логистических транспортных систем в ближайшей перспективе [6].

Среди рисков для транспортно-логистической сферы европейского региона, которые стали актуальны лишь год назад, можно выделить и рост страховых премий, и недостаток перегрузочных и инфраструктурных мощностей, и рост цен на фрахт при неопределённости в немедленной доступности транспортных единиц [7].

Выше перечисленные риски могут привести к развитию разного рода неблагоприятным событиям, среди которых можно выделить:

  1. В первые месяцы после введения основных ограничений, происходила экстренная, причём часто в ручном режиме правительства (например, в РФ), замена разорванных цепей поставок, в первую очередь наземным транспортом (ж/д транспорт стал ещё более значимым для России в 2022 г.), но необходимо отметить, что эта замена – очень продолжительный процесс. А найденные объёмы, очевидно, остаются очень ограниченными.
  2. Вторым важнейшим следствием указанных рисков являются заторы в портах, терминалах, на пунктах пропуска, которые сдерживают восстановление цепочек поставок, определяют условия для «брошенных поездов» и формируют дефицит провозной возможности. В свою очередь это способствует выработке поставщиками услуг максимально персонифицированных решений для российских грузов.
  3. Таможенными органами реализуется политика санкций на отправку товаров двойного назначения по направлению к Евросоюзу. Наблюдается ситуация паники, когда европейской таможне становится неважным описание самого груза, только лишь товарная номенклатура, по которой вводятся дополнительные меры таможенного контроля в виде досмотров или запретов на отправку товарной группы. При этом в таких товарных группах зачастую находятся и не подпадающие под санкции [6].

Для всех участников транспортно-логистической системы мира цепь причинно-следственных связей в результате сохранения санкционной политики в отношении России выглядит так, как представлено на схеме (рис.):

Рис. Цепь причинно-следственных связей в результате сохранения санкционной политики в отношении России

Таким образом, по данном аспекту (транспортно-логистической отрасли) можем сделать некоторые выводы, которые позволяют дать определение потенциальному облику логистических транспортных систем, которое было в 2022 году:

  1. Нарушение баланса и начало трансформации транспортно-логистического рынка. Происходит полное обновление международных логистических цепей при их усложнении и отказе от тех, которые действовали до введения масштабных санкций. Симметричным стал и нарушенный баланс в размещении ключевых точек новых логистических цепей.
  2. Цены перевозчика и рынок. Происходит изменение типа рынка в пользу перевозчиков и рост ставок. Дефицит провозных возможностей на фоне растущего спроса на перевозки повлёк за собой рост ставок на всех видах транспорта.
  3. Стабильность поставок становится приоритетнее цены. Адаптивная подстройка новых логистических схем в режиме онлайн. Логистический провайдинг нового, 5-го уровня, для реализации бизнеса «со скоростью клика».

Далее хотелось обратить внимание на энергетическую отрасль мировой экономики и изменения, которые произошли за год.

В целом, как основной игрок энергетического мирового рынка, Россию вынудили переориентироваться с европейского рынка на азиатский, потребности которого она может покрыть, если это потребуется.

В своих попытках надавить хоть как-то на Россию, западные государства массово начали отказываться от закупок российской нефти. Раньше всех, кто об этом успел заявить – были США, уже после них к инициативе присоединились Канада, Австралия и Великобритания, а позже частичное эмбарго на поставки ввёл и Евросоюз [8].

Поначалу властями США объявлено было, что они вполне могу себе позволить пойти на подобный шаг благодаря сильно энергетической инфраструктуре. Однако в ОПЕК, например, уже предупреждали об опасности подобных инициатив, так как на сегодняшний день в мире нет свободных мощностей для замены нефти из Российской Федерации.

По итогу западные санкции против РФ привели к обострению дефицита на глобальном нефтяном рынке. Результат не заставил себя ждать и был следующим: стоимость сырья эталонной марки Brent на лондонской бирже ICE ненадолго поднималась выше 139 долларов за баррель – самого высокого уровня с 2008 года [1].

Интересным фактом становится то, что повышением цен на нефть в ЕС сопровождалось и рекордным удорожанием газа. В течение года стоимость данного вида сырья на хабе TTF в Нидерландах впервые поднималась выше 3,8 тысяч долларов за 1 тысячу куб. м. Стоит отметить, что причиной также стало сокращение поставок топлива из России [1].

В продолжение темы об энергетической сфере, также стоит отметить стратегическое решение о формировании газового хаба в Турции, основой которого будет газ, поставленный «Газпромом». Данное решение носит стратегический характер, однако необходимо отметить, что оно было принято в силу внешних факторов под влиянием давления, ограничений и государственного терроризма со стороны недружественных стран.

Инициатива выдвинута Президентом Владимиром Путиным, а так как «Газпром» государственная компания, то не заставит долго ждать реализация проекта. Подрыв «Северных потоков» является поводом для принятия такого решения. Оно позволит создать распределительный центр, куда сходятся различные газопроводы и поставки СПГ. Турцию уже сегодня можно назвать малым газовым хабом, так как через её территорию проходит не только «Турецкий поток», но и газопровод из Азербайджана. Кроме того, турки планируют разрабатывать собственные месторождения газа. Переброска газового потока на юг выгодна и Европе, прежде всего – Италии и Франции. Так как именно эти страны, а не Германия станут основными получателями ресурсов из России, через посредника в лице Турции. А подрывать газопровод или газопроводы Турция, в отличие от Дании, в своих водах не позволит.

Основной вопрос, который требовал решения – обеспечение безопасности трубопровода, то есть его целостности. Кто бы мог подумать, что в 2023 году будут так ставиться вопросы… Именно безопасный способ доставки газа в Европу стал поводом для идеи организации и построения газового распределительного центра в Турции.

Выводы. Таким образом, в данной статье были рассмотрены изменения, произошедшие в отдельных отраслях мировой экономики. Следует отметить, что все события, происходящие сейчас в мире и в мировой экономике как таковой в большинстве своём связаны с нашей страной, поэтому было бы неправильно и несправедливо рассматривать, какие-либо описанные аспекты без разреза в отношении России. Минувший год был сложный для мировой экономики, но и для Российской Федерации западные страны сделали всё, чтобы он был ещё более тяжёлым. Этому подтверждение то, что с февраля 2022 г. разные страны ввели против России почти 11 000 санкций (без учёта тех, что ввели 24-го февраля 2023 года), подсчитала специализирующаяся на оценке рисков компания Castellum.AI [9]. Даже несмотря на это, Российская Федерация устояла и продолжает поступательно развитие своей экономики и последовательное достижение всех намеченных целей. А мировая экономика не пропадёт, так как всё будет хорошо, это уже точно известно.

Список литературы

  1. Геополитическая напряжённость, энергокризис и повышение ставок: чем запомнился 2022 год в мировой экономике. Автономная некоммерческая организация «ТВ-Новости» // URL: https://russian.rt.com/business/article/1091416-ekonomika-mir-itogi-2022?ysclid=leigpypdpm560543947 (дата обращения: 19.09.2023)
  2. Инфляция и неопределённость // Официальный сайт Международного Валютного Фонда. URL:https://www.imf.org/ru/Publications/WEO/Issues/2022/10/11/world-economic-outlook-october-2022 (дата обращения: 18.09.2023)
  3. Accelerating India's Startup Economy // Inc42. URL: https://inc42.com/features/indian-startup-layoffs-tracker/ (дата обращения: 19.09.2023)
  4. Итоги 2022 года в мировой экономике // Тинькофф журнал. АО «Тинькофф Банк». URL: https://journal.tinkoff.ru/news/2022-a-year-to-remember/?ysclid=leigps1krq623081278 (дата обращения: 18.09.2023)
  5. Business-Software Companies Say Customers Are Pulling Back Amid Economic Concerns // The wall street journal. URL: https://www.wsj.com/articles/business-software-companies-say-customers-are-pulling-back-amid-economic-concerns-11670149804?mod=djem10point (дата обращения: 20.09.2023)
  6. Покровская, О.Д. Логистические транспортные системы России в условиях новых санкций // Бюллетень результатов научных исследований. 2022. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/logisticheskie-transportnye-sistemy-rossii-v-usloviyah-novyh-sanktsiy?ysclid=le5vzhr05v491049868 (дата обращения: 20.09.2023)
  7. Развитие рынка международной логистики в 2022 году: ожидания и риски // URL: https://telsgroup.ru/media_center/tels_in_the_press/razvitie-rynka-mezhdunarodnoy-logistiki-v-2022-godu-ozhidaniya-i-riski/ (дата обращения: 20.09.2023)
  8. «Мы к этому готовы»: как запрет на поставки нефти в США может отразиться на России // Автономная некоммерческая организация «ТВ-Новости». URL: https://russian.rt.com/business/article/973118-ssha-rossiya-neft-zapret
  9. Castellum.AI // URL:https://www.castellum.ai/ (дата обращения: 21.09.2023)

Поделиться

371

Третьяков М. П. Анализ основных изменений, произошедших в различных сферах мировой экономики в 2022 году // Проблемы и вызовы научно-технологического развития в глобализирующемся мире : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 13 декабря 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 54-60. URL: https://apni.ru/article/7058-analiz-osnovnikh-izmenenij-proizoshedshie

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Экономические науки»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля