Главная
Конференции
Современные социально-гуманитарные исследования: теоретические и прикладные аспекты
Понятие и правовые основы местного самоуправления в современной России

Понятие и правовые основы местного самоуправления в современной России

Научный руководитель

Слюсаренко Татьяна Валерьевна

Секция

Юридические науки

Ключевые слова

местное самоуправление
современное российское правовое государство
непосредственная демократия
децентрализация
эффективность
анализ нормативно-правовых актов

Аннотация статьи

В данной статье рассматриваются понятие и значение местного самоуправления, анализируется нормативно-правовая база местного самоуправления в Российской Федерации.

Текст статьи

Современное российское правовое государство невозможно представить без местного самоуправления. Так как, его институт способствует обретению населением полной свободы в выборе и использовании разнообразных форм непосредственной демократии (сходов граждан, референдумов и т.п.), повышению уровня его политического образования, дает возможность решения вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, приближает граждан к процессу государственного управления. Поэтому возрастает роль самого понятия местного самоуправления и его правовых основ.

В научной литературе встречаются разные точки зрения на дефиниции местного самоуправления. Рассмотрим некоторые из них.

По мнению Городилова А. А. под местным самоуправлением следует понимать «право и реальную способность органов местного самоуправления регламентировать часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона и под свою ответственность, соблюдая интересы местного населения» [3, с. 277-278]. В данном определении подразумевается, что местное самоуправление, понимается как право, а не как обязанность, которым может воспользоваться население. Следовательно, муниципальные органы могут регламентировать часть государственных дел, а могут и не воспользоваться своим правом.

С точки зрения Кабашова С. Ю. «местное самоуправление это один из ключевых элементов современного демократического государственного устройства и развития…, которому по закону и в точно очерченном круге дел предоставляется самостоятельность для обеспечения управляемости в местных территориальных образованиях» [4, с. 4]. Анализируя данное мнение, видим, что упор делается на демократическую природу органов местной власти. Ведь именно население решает важнейшие вопросы местного значения, формирует базовые принципы, влияет на построение его органов.

Калиниченко Л. А., Адамская Л. В. считают, что «местное самоуправление имеет социальную природу и соединяет в себе важнейшие качества: с одной стороны власть, с другой – самоуправление народа, третье – самостоятельный хозяйствующий субъект» [5, с. 10]. Стоит отметить, что и эта точка зрения имеет своё обоснование, так как деятельность местного самоуправления направлена, прежде всего, на решение социальных вопросов благоустройства территорий и обеспечение благополучия граждан по месту жительства, позволяя тем самым децентрализовать социальную функцию публичной власти и сделать ее более гибкой и эффективной, приблизив непосредственно к населению.

Краснов М. А. утверждает, что «в определении местного самоуправления заложено два смысла и одновременно – общественные и публично-властные начала» [6, с. 357]. И действительно такая двойственность отражена в ст. 12 Конституции РФ, согласно которой «признается и гарантируется местное самоуправление», и так же сказано, что они «не входят в систему органов государственной власти» [1].

На наш взгляд сущность местного самоуправления состоит в вовлечении жителей в решение вопросов их жизнедеятельности, посредством чего местное самоуправление представляет собой процесс самоорганизации общества и важнейшую форму народовластия, что заложено в положениях Основного закона нашей страны – Конституцию РФ.

Следовательно, несмотря на различие научных взглядов, все они сводятся к тому, что местное самоуправление – это основа конституционного строя, который в значительной степени определяет российское государство как демократическое и правовое.

Поэтому, отдельное внимание необходимо уделить правовым основам местного самоуправления, которые представляют собой совокупность законодательной базы, регулирующей местное самоуправление и направленной на достижение оптимального решения вопросов местного уровня.

Правовое регулирование деятельности местного самоуправления содержит следующие нормативно-правовые акты:

1. Конституция РФ. Её важность для органов местного самоуправления состоит в:

  • их признании и гарантиях;
  • правовом фундаменте местного самоуправления, заложенном в главе 8.

Однако в Конституции РФ нет детальной характеристики местного самоуправления. В этом смысле появляется возможность гибкого регулирования, с учётом адаптации к жизненным реалиям.

2. Федеральные конституционные законы, федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ), иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти. Особое внимание следует уделим Федеральному закону от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [7], который устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления. В частности, данный федеральный закон: сформулировал официальное понятие местного самоуправления, ввел двухуровневую модель местного самоуправления (на уровне поселений и на уровне муниципальных районов, созданию одноуровневых городских округов, выполняющих функции, как поселений, так и районов), уточнил перечень вопросов местного значения, ввел требования к структуре органов местного самоуправления: обязательное наличие в каждом муниципальном образовании представительного органа, главы муниципального образования, а также местной администрации.

Стоит отметить, что в последнее время местное самоуправление как одно из ярких проявлений развитого демократического государства является объектом повышенного внимания.

Особенно много дискуссий вызывает законопроект № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти»[8], внесенный 16 декабря 2021 года в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, который призван полностью заменить действующий Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В перспективе до 01 января 2028 года осуществить постепенный переход к одноуровневой организации местного самоуправления.

Важно отметить, что законопроект ориентирован на развитие положений Конституции РФ в единой системе публичной власти и направлен на совершенствование организации местного самоуправления в России.

В частности, планируется, что местное самоуправление будет осуществляться в следующих видах муниципальных образований: городской округ, муниципальный округ, внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения.

В проекте, при создании городских и муниципальных округов будут применяться требования к доле и плотности проживающего населения, площади территории городского округа. За городскими и муниципальными округами закрепится идентичный объем полномочий. Преобразование муниципальных образований станет возможно в виде: объединения, разделения и изменения. Например, городской округ, при несоблюдении установленных для него требований будет преобразован в муниципальный округ. Что касаемо самой структуры местного самоуправления, то она останется неизменной. Возрастёт ответственность глав муниципальных образований и глав местных администраций перед высшим должностным лицом субъекта РФ.

Болдырев О. Ю. по этому поводу отмечает, что «это может привести к усилению зависимости органов местного самоуправления от государственной власти, а с другой - с ограничением зависимости органов местного самоуправления от населения…вектор реформирования местного самоуправления лишь отдалит «политическую зрелость» народа и его способность к демократическому самоуправлению (и в местных, и в региональных, и в федеральных масштабах)» [2, с. 65].

По нашему мнению, местное самоуправление действительно нуждается в реформах, однако важно, чтобы эти планируемые нововведения были направлены на его эффективность и не снижали уровень демократической свободы в решении вопросов местного значения.

3. Нормативно-правовые акты субъектов РФ. На уровне субъектов Российской федерации имеются Конституции, Уставы, законы, которые содержат положения и принципы местного самоуправления. Главная задача данных нормативно-правовых актов дополнять федеральное законодательство, но не противореча ему, удовлетворять потребности многонационального населения, в целях избежания этнонациональных конфликтов и разногласий.

4. Уставы муниципальных образований и иные муниципальные правовые акты. Несмотря на то, что органы местного самоуправления при реализации возложенных на них гражданами муниципального образования и государством задач обязаны руководствоваться Конституцией РФ, действующим законодательством РФ, законами субъектов РФ, основополагающим документом на территории любого муниципального образования выступает устав, так как в нем закрепляются начала деятельности органов местного самоуправления в конкретном муниципальном образовании.

Подводя итоги, и анализируя научные понятия и правовую основу местного самоуправления в России, можно сделать вывод, что они раскрывают начала, заложенные в Конституции РФ, так как проблемы и волеизъявление населения муниципалитета, выражаются в формируемых им органах местного самоуправления, носят публично-властный характер, дают им возможность осуществлять свою власть.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета.1993. 25 декабря.
  2. Болдырев О.Ю. Проект нового Закона о местном самоуправлении без самоуправления, «Конституционное и муниципальное право». 2022. № 2. – С. 65.
  3. Городилов А.А. Государственное устройство и право: учебник: [16+] / А. А. Городилов. – Изд. 3-е, перераб. И доп. – Москва: Директ-Медиа, 2023. – С. 277-278.
  4. Кабашов С.Ю. Местное самоуправление в Российской Федерации: учебное пособие / С. Ю. Кабашов. – 5-е изд., стер. – Москва: ФЛИНТА, 2022. – С. 4.
  5. Калиниченко Л.А. Местная администрация / Л. А. Калиниченко, Л. В. Адамская; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. – Москва: Прометей, 2018. – C. 10.
  6. Краснов М.А. Введение в конституционное право с разъяснением сложных вопросов: учебное пособие: [16+] / М. А. Краснов; Высшая школа экономики. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательский дом Высшей школы экономики, 2020. – С. 357.
  7. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
  8. Проект федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти (законопроект № 40361 – https://sozd.duma.gov.ru/bill/40361-8 // Система обеспечения законодательной деятельности.

Поделиться

1092

Копыльцова Н. С. Понятие и правовые основы местного самоуправления в современной России // Современные социально-гуманитарные исследования: теоретические и прикладные аспекты : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 27 сентября 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 20-24. URL: https://apni.ru/article/7059-ponyatie-i-pravovie-osnovi-mestnogo-samouprav

Похожие статьи

Актуальные исследования

#29 (211)

Прием материалов

13 июля - 19 июля

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

24 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

6 августа