Секция

Технические науки

Ключевые слова

строительный материал
декоративный материал
каркасные конструкции
восприятие
трансформация

Аннотация статьи

В статье рассматриваются направления использования металла в современной архитектуре, значение эстетического и технического формирования которого постоянно переосмысляется. Важнейшими конструкционными материалами современной архитектуры являются сталь и алюминий. Они применяются для несущих и ограждающих конструкций в промышленных и гражданских зданиях и сооружениях, как отделочный и декоративный материал. Современное видение металла – это не только развитие технологий, но и трансформация эстетического видения, которые показывают кардинальное изменение восприятия действительности.

Текст статьи

Металл как достаточно прочный материал всегда служил человеку в защитных и оберегающих целях. Вместе с тем появление железных прокатных балок и ферм, ставших незаменимыми для перекрытия больших пролетов, было продиктовано активным промышленным и гражданским строительством. Металл стал ключевым фактором развития архитектурной формы, т.к. впоследствии позволил удерживать различные плоскости, трансформировать внутреннее пространство зданий.

Рис. 1. Хрустальный дворец (арх. Джозеф Пэкстон) [6]

Рис. 2. Ограждение входа в парижское метро (арх. Виктор Орта) [2, с. 5]

Самым грандиозным примером новых форм и масштабов в строительстве из металла и стекла являлся Хрустальный дворец британца Дж. Пэкстона, возведенного в 1851 г. (рис. 1). Так металл стал любимым материалом художников и архитекторов. Классическим примером нового применения металла стали металлические ограждения входов в парижском метро Г.Гимара. Органичное соединение стекла, металла и изящная декоративность в работе бельгийского архитектора В.Орта способствовали формированию неповторимого стиля эпохи модерна (рис. 2).

Опираясь на давние традиции, современная архитектура широко использует «эстетические богатства цветовой и фактурной гаммы меди и медных сплавов в архитектурных деталях, осветительной арматуре, и в произведениях монументального и декоративного искусства» [1] несмотря на то, что они в качестве конструкционного материала, как правило, не используются.

Черные металлы (например, сталь) применяются в каркасных конструкциях при сооружении таких объектов как спортивные залы, крытые рынки, театрально-зрелищные центры, торговые залы магазинов и т.д. Стоимость таких сооружений ниже, монтаж производится быстрее.

Многие запросы в современной архитектуре позволяет удовлетворить именно металл. Он не только отвечает эстетическим и техническим потребностям неомодернизма и деконструктивизма, но и содержит все возможности развития в контексте нарастания эклектических тенденций постмодернизма. При относительной стабильности структуры современная городская среда непрерывно меняется, здания и их внешние элементы постоянно трансформируются. Именно металл допускает максимум разнообразия в рамках такой вариативно-эклектичной среды, многофункциональности и наполнения разными смыслами. Он формирует особое пространство, которое каждый понимает по-своему, при этом не разрушая традиционности ощущений стабильности, структурности и прочности.

Металлический каркас – это не только возведение гигантских пространств. Это новая тенденция в создании переходных зон, принадлежащих одновременно и городу и зданию‚ – открытых‚ полузакрытых и крытых атриумов, формирующих небывалую общественно-функциональную и объемно-пространственную среду в интерпретации промежуточного пространства, которые способствуют релаксации и приятному неспешному времяпрепровождению и определяют характер коммуникации жителей города, организуют поведение человека без ощущения ограничения и замкнутости. Формирование сугубо индивидуальной среды обитания современного человека - создание мансард, пентхаусов, крытых патио, в которых ажурная сетка из металла удерживает внешнее пространство от вторжения в личный мир - и формирует территорию, являясь достаточно распространённой тенденцией в жилищном строительстве.

Разнонаправленность и беспорядочность реальности вынуждает людей создавать металлическую архитектуру в качестве эмоционального ориентира, который может сочетать в себе как чувство стабильности, взвешенности и уверенности, так и определенной вариативности, ассоциативности, условности, и непринужденной игры материалов.

Современный металл изменчив до некого подобия агрегатных состояний вещества. Жесткий, холодный, зеркально-полированный, гладкий он в современных архитектурных постройках может неожиданно стать текучим, матовым, рельефным и динамичным. И только автор волен выбирать форму, чтобы донести свою идею.

Рис. 3. Офис банка ING в Будапеште (арх. Э. ван Эгераат) [1]

Рис. 4. Музей Гуггенхайма в Бильбао (арх. Фрэнк Гэри) [3]

Рис. 5. Здание Metropolitan University в Лондоне (арх. Даниэль Либескинд) [4]

Рис. 6. Здание «Box» в Лос-Анджелесе (арх. Эрик Оуэн Мосс) [5]

Архитекторы Эрик ван Эгераат (рис. 3), Фрэнк Гэри (рис. 4) и Даниэль Либескинд (рис. 5) используют новейшие сплавы титана и цинка, на которых мелкие повреждения на поверхности затягиваются самопроизвольно благодаря образованию матовой серебристой патины, в результате чего поверхность выглядит гладкой, отполированной. Однако металл у Эрика Оуэна Мосса, архитектора-деконструктивиста, звучит агрессивно и мрачно, подчеркивает общую суровость эстетики, а использование черной окраски и вовсе превращает здание в тяжеловесную глыбу (рис. 6).

Подводя итог, следует отметить, что металл в современной архитектуре востребован. Данная многоаспектная палитра важна для архитекторов, в какой бы творческой манере они ни работали с его вариативностью, разнообразием фактур и состояний, неожиданностью новых воплощений при одновременной возможности традиционного использования в качестве простого каркаса с балками и фермами. Металл многолик. Как творчески активный материал, он утверждает плюралистическую терпимость к сочетаниям разного в одном и веру в бесконечность изменчивости и перевоплощения существующего. Следовательно, в будущем его ждут новые неожиданное переосмысление и новая трансформация.

Список литературы

  1. Использование металла в строительстве [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://trastcomp.ru/ispolzovanie-metalla-v-stroitelstve/(дата обращения: 30.04.2020).
  2. Мардер А.П. Металл в архитектуре. М.: Стройиздат, 1980. 232 с.
  3. Музей Гуггенхайма в Бильбао [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://archi.ru/projects/world/4860/muzei-guggenkhaima-v-bilbao (дата обращения: 30.04.2020).
  4. Наш человек в будущем. Даниэль Либескинд [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://arterritory.com/ru/arhitektura_dizain--moda/intervju/23069-nash_celovek_v_buduschem._daniel_libeskind///(дата обращения: 30.04.2020).
  5. Новоковский К. Металлоконструкции в строительстве. Строительные конструкции зданий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://maistro.ru/articles/stroitelnyj-konstrukcii/metallokonstrukcii-v-stroitelstve (дата обращения: 30.04.2020).
  6. Хрустальный дворец CHOIZ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://yandex.ru/collections/card/5b9124202dcf8e00b98726b5/(дата обращения: 30.04.2020).

Поделиться

11114

Лапшина В. Е., Личак Н. А. Металл в современной архитектуре // Ценность естественно-научного и технического знания в условиях современной техногенной цивилизации : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 27 мая 2020г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. 60-64.URL: https://apni.ru/article/706-metall-v-sovremennoj-arkhitekture

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря