Металл как достаточно прочный материал всегда служил человеку в защитных и оберегающих целях. Вместе с тем появление железных прокатных балок и ферм, ставших незаменимыми для перекрытия больших пролетов, было продиктовано активным промышленным и гражданским строительством. Металл стал ключевым фактором развития архитектурной формы, т.к. впоследствии позволил удерживать различные плоскости, трансформировать внутреннее пространство зданий.
Рис. 1. Хрустальный дворец (арх. Джозеф Пэкстон) [6]
Рис. 2. Ограждение входа в парижское метро (арх. Виктор Орта) [2, с. 5]
Самым грандиозным примером новых форм и масштабов в строительстве из металла и стекла являлся Хрустальный дворец британца Дж. Пэкстона, возведенного в 1851 г. (рис. 1). Так металл стал любимым материалом художников и архитекторов. Классическим примером нового применения металла стали металлические ограждения входов в парижском метро Г.Гимара. Органичное соединение стекла, металла и изящная декоративность в работе бельгийского архитектора В.Орта способствовали формированию неповторимого стиля эпохи модерна (рис. 2).
Опираясь на давние традиции, современная архитектура широко использует «эстетические богатства цветовой и фактурной гаммы меди и медных сплавов в архитектурных деталях, осветительной арматуре, и в произведениях монументального и декоративного искусства» [1] несмотря на то, что они в качестве конструкционного материала, как правило, не используются.
Черные металлы (например, сталь) применяются в каркасных конструкциях при сооружении таких объектов как спортивные залы, крытые рынки, театрально-зрелищные центры, торговые залы магазинов и т.д. Стоимость таких сооружений ниже, монтаж производится быстрее.
Многие запросы в современной архитектуре позволяет удовлетворить именно металл. Он не только отвечает эстетическим и техническим потребностям неомодернизма и деконструктивизма, но и содержит все возможности развития в контексте нарастания эклектических тенденций постмодернизма. При относительной стабильности структуры современная городская среда непрерывно меняется, здания и их внешние элементы постоянно трансформируются. Именно металл допускает максимум разнообразия в рамках такой вариативно-эклектичной среды, многофункциональности и наполнения разными смыслами. Он формирует особое пространство, которое каждый понимает по-своему, при этом не разрушая традиционности ощущений стабильности, структурности и прочности.
Металлический каркас – это не только возведение гигантских пространств. Это новая тенденция в создании переходных зон, принадлежащих одновременно и городу и зданию‚ – открытых‚ полузакрытых и крытых атриумов, формирующих небывалую общественно-функциональную и объемно-пространственную среду в интерпретации промежуточного пространства, которые способствуют релаксации и приятному неспешному времяпрепровождению и определяют характер коммуникации жителей города, организуют поведение человека без ощущения ограничения и замкнутости. Формирование сугубо индивидуальной среды обитания современного человека - создание мансард, пентхаусов, крытых патио, в которых ажурная сетка из металла удерживает внешнее пространство от вторжения в личный мир - и формирует территорию, являясь достаточно распространённой тенденцией в жилищном строительстве.
Разнонаправленность и беспорядочность реальности вынуждает людей создавать металлическую архитектуру в качестве эмоционального ориентира, который может сочетать в себе как чувство стабильности, взвешенности и уверенности, так и определенной вариативности, ассоциативности, условности, и непринужденной игры материалов.
Современный металл изменчив до некого подобия агрегатных состояний вещества. Жесткий, холодный, зеркально-полированный, гладкий он в современных архитектурных постройках может неожиданно стать текучим, матовым, рельефным и динамичным. И только автор волен выбирать форму, чтобы донести свою идею.
Рис. 3. Офис банка ING в Будапеште (арх. Э. ван Эгераат) [1]
Рис. 4. Музей Гуггенхайма в Бильбао (арх. Фрэнк Гэри) [3]
Рис. 5. Здание Metropolitan University в Лондоне (арх. Даниэль Либескинд) [4]
Рис. 6. Здание «Box» в Лос-Анджелесе (арх. Эрик Оуэн Мосс) [5]
Архитекторы Эрик ван Эгераат (рис. 3), Фрэнк Гэри (рис. 4) и Даниэль Либескинд (рис. 5) используют новейшие сплавы титана и цинка, на которых мелкие повреждения на поверхности затягиваются самопроизвольно благодаря образованию матовой серебристой патины, в результате чего поверхность выглядит гладкой, отполированной. Однако металл у Эрика Оуэна Мосса, архитектора-деконструктивиста, звучит агрессивно и мрачно, подчеркивает общую суровость эстетики, а использование черной окраски и вовсе превращает здание в тяжеловесную глыбу (рис. 6).
Подводя итог, следует отметить, что металл в современной архитектуре востребован. Данная многоаспектная палитра важна для архитекторов, в какой бы творческой манере они ни работали с его вариативностью, разнообразием фактур и состояний, неожиданностью новых воплощений при одновременной возможности традиционного использования в качестве простого каркаса с балками и фермами. Металл многолик. Как творчески активный материал, он утверждает плюралистическую терпимость к сочетаниям разного в одном и веру в бесконечность изменчивости и перевоплощения существующего. Следовательно, в будущем его ждут новые неожиданное переосмысление и новая трансформация.