Целью настоящей статьи является исследование правового регулирования гражданско-правовых отношений в информационной сфере.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Дать определение и значение информационной сферы;
- Изучить гражданско-правовых отношения в информационной сфере;
- Сделать анализ информационной среды.
Понятия «информация», «законы», «жизнь» тесно взаимосвязаны. Старшее поколение, кажется, в последнее время смотрело на кино как на чудо, когда человек разговаривает по телефону в машине. Напомним, что на латыни слово «информация» (informatio) означает «информация, представление, объяснение», а Федеральный закон № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» в статье 2.1 определяет понятие «информация» как «информация (сообщения, данные) независимо от формы их представления» [1]. То есть информация является необходимым условием познания человеком жизни, окружающего мира, потому что она охватывает разные уровни жизни - от мировой общественной до частной жизни каждого человека. Получая информацию, человек оценивает происходящие события и выбирает вариант собственного поведения. Сегодня существует ряд международных стандартов, международных декларативных документов, федеральных законов, определяющих права как в области защиты информации и информационных систем, так и в области требований к самой информации [3]. Несмотря на это, в реальной жизни требования законодательства в этой сфере не всегда соблюдаются, что не может не сказываться на восприятии человеком информации и его поведении [4]. Необходимо воспринимать и оценивать информацию с учетом таких неотъемлемых свойств, как актуальность, доступность (разборчивость), надежность, репрезентативность, адекватность и полнота. Это непросто для воспринимающего информацию, особенно с учетом существующей вариативности интерпретации событий в информационных и телекоммуникационных системах. И хотя Федеральный закон № 149-ФЗ в статье 3 «Принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации» определяет требования к информации, но зачастую в практической жизненной практике они не соблюдаются. Чаще всего это происходит в политической сфере жизни на уровне внутренних и межгосударственных отношений, где мы сталкиваемся с политическими манипуляциями, в процессе которых используется ложная информация, фальсифицируются факты и распространяется ложная информация [2]. Примеров сегодняшней реальной практики много.
Предвыборные дискуссии в США превращаются в цирковые представления, что не мешает тысячам американцев отстаивать свои взгляды, рожденные информацией, доходя до столкновений. И это на фоне межнациональных конфликтов, когда «черные» защищают свои интересы от «белых». Когда информация поступает одновременно от президентов Азербайджана и Армении, неопытному пользователю сложно определить, кто из них прав в решении проблемы Нагорного Карабаха, а тем временем там разворачиваются военные действия и гибнут люди, инфраструктура разрушается. Еще любопытнее ситуация в Беларуси, куда на демонстрации выходят тысячи людей с разными оценками ситуации в стране, а новоиспеченный «президент» С. Тихановская за границей требует не меньше, чем люстрации действующего президента. В Кыргызстане разворачиваются конфликтные межклановые столкновения, которые необходимо разрешать военными силами. Но это страны, за исключением Азербайджана, которые входят в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Так что злобное ликование: «Подбрюшье России в огне!», хотя это только часть глобального хаоса, который рождается в результате кризиса взаимного доверия.
Поэтому принцип «достоверность информации и своевременность ее предоставления» закреплен в статье 3.6 Федерального закона № 149-ФЗ. Достоверность информации подтверждена данными. Именно данные позволяют доказать достоверность той или иной информации, а значит, правильность, законность выводов и решений. Несколько лет назад на Россию напали с обвинениями в использовании «новичка» в истории Скрипалей - доказательств нет. Сейчас та же ситуация повторяется с Навальным - данные не предоставляют, несмотря на настойчивые запросы российских правоохранительных органов. Но результат и раньше, и сегодня - санкции против России ни на чем. Актуальной проблемой сегодня является правовая охрана окружающей среды [3]. Статья 8.4.2 Федерального закона № 149-ФЗ предоставляет право доступа к информации о состоянии окружающей среды.
Информация часто разочаровывающая. Наряду с глобальными экологическими проблемами экологический ущерб часто наносится по вине людей: незаконные рубки леса, истребление животных, занесенных в Красную книгу, умышленно организованные или в результате человеческой неосторожности лесные пожары, выбросы вредных веществ в водные объекты, что привело, например, к гибели миллионов подводных существ на Камчатке. Как совместить право доступа к окружающей среде и правовое обеспечение наказание за причинение ему ущерба? Федеральный закон № 149-ФЗ определяет права на распространение и доступ (статья 10) и ограничение доступа к информации (статья 9).
При современном развитии информационных технологий и систем контролировать реализацию этих прав достаточно проблематично: хакеры «взрывают» любую систему, появляются люди, раскрывающие запрещенную информацию с целью опровержения ложных или секретных данных и т. д.
С 2013 года мир следит за историей Сноудена. Американский технический специалист и специальный агент, бывший сотрудник ЦРУ и Агентства национальной безопасности США, он предоставил газетам информацию о тотальном слежении спецслужб за информационными коммуникациями своих граждан и граждан других стран, что вызвало жаркие споры о балансе между защитой персональных данных и национальной безопасностью. И Сноуден по сей день вынужден скрываться от правоохранительных органов США. При этом, несмотря на то, что статья 9 «Ограничение доступа к информации» Федерального закона № 149-ФЗ в пункте 1 гласит: «Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечивающих защиту страны и безопасность государства, «ограничение деятельности того или иного канала или информации в Интернете сразу вызывает бурю негодования. Жизнь диктует необходимость внесения изменений в Федеральный закон о мерах ответственности за искажение информации.
Русская пословица гласит: «Слово не воробей, выпустишь – не поймаешь». Информация – это одно и то же «слово», даже виртуально произносимое. И это имеет прямое отношение к нравственному воспитанию человека. Если старшее поколение, имеющее за плечами многолетний жизненный опыт, более устойчиво в своих позициях, в трактовке происходящего, то молодые люди более подвержены влиянию информации. Это нельзя сбрасывать со счетов, оказывая юридическую поддержку информации и информационных технологий.
В информационном правовом поле существует ряд документов, касающихся информационной безопасности детей. И хотя роль электронной образовательной среды в воспитании подрастающего поколения неоднократно подчеркивалась в научной, педагогической среде, вопросы остаются. Например, сегодня решается вопрос полового воспитания школьников, даже о введении конкретного предмета в школьную программу. Достаточно ли продумано такое предложение? В любом случае СМИ не ограничиваются информационными материалами по обозначенной проблеме. Неслучайно Дума обратилась в правительство с предложением: «Разработать законодательные и нормативные акты, предусматривающие ответственность СМИ за распространение информации, наносящей вред нравственному и духовно-нравственному развитию ребенка, за пропаганду жестокости, насилия и всех форм сексуального разложения».
Время покажет, как будет решена дискуссия по вопросу полового воспитания в школе, но правовому решению этой проблемы (как и многих других, отвечающих моральному состоянию нации) следует уделить должное внимание и, возможно, необходимо внести ряд дополнений в Федеральный закон № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», разработанный и принятый в 2006 году. Время и жизнь диктуют свои задачи.
Актуальность правовой защиты информации, влияние информации на социальную ответственность пользователя не вызывает никаких сомнений и возражений.
В то же время жизненная практика политической турбулентности в области правовых норм, факты игнорирования постулатов информационного права в различных сферах жизни указывают на необходимость расширения правовых постулатов ответственности за искажение информации и ее распространение, возрастные ограничения на его доступ.