Главная
АИ #39 (169)
Статьи журнала АИ #39 (169)
Роль семьи в коррекции застенчивости

Роль семьи в коррекции застенчивости

Рубрика

Психология

Ключевые слова

семейная среда и поддержка
коррекция застенчивости
коммуникация в семье
межличностные отношения
социальные навыки

Аннотация статьи

Целью данной научной статьи является влияние семейной среды на процесс преодоления застенчивости у подростков. Семья играет критическую роль в формировании личности и социальных навыков подростка, и исследование этой роли имеет практическое значение для разработки эффективных методов коррекции застенчивости. Статья выделяет ключевые аспекты, такие как семейная поддержка, коммуникация в семье, воспитательные методы, которые могут способствовать преодолению застенчивости у подростков.

Текст статьи

Дети часто наблюдают и подражают поведению своих родителей и других членов семьи. Если в семье преобладает застенчивое поведение, ребенок может усвоить этот образец и стать застенчивым.

Застенчивость является одной из самых распространенных и сложных проблем межличностных отношений. Американский психолог Ф. Зимбардо выделил ряд обусловленных застенчивостью трудностей, которые возникают в межличностных отношениях взрослых. Среди них такие, как затруднения при знакомстве с людьми, возникающие отрицательные эмоциональные состояния в ходе общения, трудности в выражении своего мнения, излишняя сдержанность, неудачное предъявление себя, затрудняющее адекватную оценку застенчивого человека другими людьми, чрезмерная сосредоточенность на себе и др. [3, с.1]

Словарь В. И. Даля определяет застенчивость, как «застесняться», не показываться; не развязный, не смелый; робкий и излишне совестливый или стыдливый; неуместно скромный и робкий; молчаливый, непривычный к людям» [2, с. 57].

В. Н. Куницына ввела следующее определение: «Застенчивость — это свойство личности, которое приводит к определенным трудностям и напряжению в общении с незнакомыми людьми или в некоторых ситуациях взаимодействия. Застенчивость проявляется как неудовлетворенная саморегуляция, недостаток легкости, спонтанности и раскованности. Характерными внешними проявлениями является относительно высокая степень напряженности и импульсивности; застенчивый человек смотрит исподлобья, специальные позы выдают его зажатость и скованность» [4, с. 351].

Семейная среда может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на формирование застенчивости у ребенка. Важно понимать эту роль семьи и, если необходимо, принимать меры для создания поддерживающей и стимулирующей семейной среды, которая способствует развитию уверенности и социальных навыков у ребенка. Семья может сыграть ключевую роль в помощи ребенку развивать социальные навыки и уверенность в себе. Это может включать в себя участие в социальных мероприятиях, обсуждение межличностных отношений и поддержку в общении с другими детьми.

Факторы, влияющие на здоровое развитие ребенка родителями:

  1. Отношение родителей к ребенку и уровень поддержки, который они предоставляют, могут сильно повлиять на его уверенность.
  2. Поддерживающая и ненавязчивая семейная среда способствует более здоровому развитию.
  3. Родители создают эмоционально безопасное пространство, где дети могут выражать свои эмоции без страха перед критикой или наказанием. В семье признается уникальность каждого члена.
  4. Родители уважают интересы, увлечения и цели своих детей, давая им возможность развиваться в соответствии с собственными потребностями.
  5. Родители служат примером здорового социального и эмоционального поведения, чему дети могут следовать.

Уровень открытой и эмоциональной коммуникации внутри семьи может влиять на способность ребенка выражать свои мысли и чувства. Недостаток коммуникации может сделать ребенка более застенчивым. Семейная среда способствует развитию навыков самостоятельности и ответственности у детей, что помогает им справляться с жизненными задачами.

Качество взаимоотношений внутри семьи может оказать влияние на уровень комфорта и уверенности ребенка. Например, семейные конфликты или нестабильная семейная обстановка могут способствовать застенчивости у ребенка. Семейное неблагополучие характеризуется созданием неблагоприятных условий для развития и воспитания детей. В каждом конкретном случае семья будет неблагополучной для ребенка, если в ней есть факторы, неблагоприятно влияющие на него, провоцирующие отрицательное эмоционально-психологическое состояние. Можно сказать, что эмоциональное состояние ребенка является показателем наличия в семье неблагополучия, а также степени его проявления.

Согласно трактовке известного детского психиатра М.И. Буянова, неблагополучная для ребенка семья не всегда будет таковой с точки зрения общественных норм и ценностей. Для одного ребенка условия конкретной семье будут подходящими для его благоприятного развития, для другого условия той же самой семьи будут резко отличаться от нормальных. Именно поэтому необходимо рассматривать вопрос семейного благополучия через систему отношений «семья-ребенок» [1, с. 165].

Способ, которым родители воспитывают своих детей, также может иметь значение. Слишком строгие или контролирующие методы воспитания могут сделать ребенка более сдержанным и застенчивым. Некоторые родители положительно оценивают застенчивость, но застенчивость препятствует общению и общению с обществом в достижении будущих целей в проявлении себя. В процессе обучения и воспитания требуется систематическая работа с детьми, которые стесняются. Застенчивый ребенок похож на закрытую комнату. Причины, которые привели к этому состоянию, должны быть выяснены, чтобы ребенок нуждался в общении с родителями, друзьями. Обеспечение того, чтобы ребенок общался с семьей, школой и товарищами, и обучение ребенка общению служит его формированию как личности [5, с.1].

Социальные навыки играют важную роль в коррекции застенчивости у подростков. Недостаток социальных навыков может усугубить это состояние и привести к социальной изоляции и низкой самооценке. Особенно важно развивать социальные навыки у застенчивых подростков, так как это поможет им преодолеть свои страхи и установить контакт с окружающими людьми. Это поможет им чувствовать себя увереннее и улучшит их качество жизни во всех сферах – в учебе, карьере и личных отношениях.

К социальным навыкам относится: коммуникативные – умение эффективно общаться с другими людьми, слушать и выражать свои мысли и чувства, задавать вопросы и устанавливать контакт, эмпатия, решение конфликтов, умение работать в команде, адаптивность, уверенность в себе, толерантность, навык установления и поддержания межличностных отношений, социальная ответственность, культурная компетентность.

В целом, развитие социальных навыков в коррекции застенчивости у подростков является важным шагом в улучшении их социальной адаптации и повышении самооценки.

Важную роль в правильном воспитании имеет грамотность родителей и педагогов по вопросам застенчивости. Родители являются главными воспитателями ребенка, а помощь в преодолении застенчивости является общей задачей как для педагогов, так и родителей.

Список литературы

  1. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. М., 2013. - 165 с.
  2. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. - М., 1956.
  3. Зимбардо Ф. Застенчивость. М., 1991.
  4. Куницына В.Н. Трудности межличностного общения. Автореф. дис. док. псих. наук. - СПб., 1991.
  5. Электронный научный журнал «Молодой ученый» [Электронный ресурс]. - Режим доступа. – URL: https://moluch.ru/th/4/archive/161/4794/ (дата обращения: 24.09.2023)

Поделиться

554

Заржицкая А. А. Роль семьи в коррекции застенчивости // Актуальные исследования. 2023. №39 (169). Ч.II.С. 73-75. URL: https://apni.ru/article/7064-rol-semi-v-korrektsii-zastenchivosti

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января