Главная
АИ #39 (169)
Статьи журнала АИ #39 (169)
Педагогика двадцать первого века: инновационные методы обучения

Педагогика двадцать первого века: инновационные методы обучения

Автор(-ы):

Новиков Алексей Владимирович

Сидоренко Мария Игоревна

27 сентября 2023

Секция

Педагогика

Ключевые слова

дидактика
методы преподавания
цифровые технологии
интернетизация
образование
информация
современная педагогика
образовательная система

Аннотация статьи

Статья рассматривает значительные изменения, которые произошли в области дидактики и методов преподавания в начале двадцать первого века. Особое внимание уделяется интернетизации общества и влиянию цифровых технологий на процесс обучения.

Текст статьи

Новый век внес значительные изменения в дидактику и методы преподавания. С начала двадцать первого века произошло много изменений в развитии национального и мирового образования. Наиболее заметным явлением в настоящее время является интернетизация общества и проникновение цифровых технологий в обучение. Знание – это переход от приобретения знаний посредством чтения, от монолога учителя к визуальному восприятию или обсуждению в классе. Цифровые технологии меняют наш образ жизни, способы общения, образ мышления, чувства, каналы влияния на других людей, социальные навыки и социальное поведение. Теоретические изменения в дидактике и педагогике лежат в основе наиболее очевидной тенденции. Педагогика в отечественной науке была переопределена из «науки о воспитании, преподавании и обучении» в «науку о воспитании и образовании». Предметом педагогики двадцатого века было «воспитание» [1]. Воспитание в узком педагогическом смысле – это «целенаправленное воздействие на развитие конкретных личностных качеств...». Предмет педагогики двадцать первого века – категория «образование» – расширил сферу значения и понимания. Были введены компетентностный и личностно-ориентированный подходы.

Современная педагогика из «науки о воспитании и дрессировке» превратилась в «науку о воспитании и образовании». Категория «образование» для двадцатого века трансформировалась и расширилась. В советской дидактике образование понималось как «результат обучения», «процесс и результат овладения системой научных знаний и когнитивных навыков...». То есть получение образования выражалось в получении свидетельства об образовании или университетского диплома.

В современных учебниках по педагогике образование понимается шире:

  • как процесс и результат обучения;
  • как ценность общества, поскольку общество потратило более 8 тысячелетий на построение громоздкой образовательной системы;
  • ценность личности, поскольку современный человек тратит более 15 лет своей жизни на образование и профессию;
  • социальный институт с собственной мощной инфраструктурой, экономикой, образовательными программами, органами управления, дидактические системы и так далее.

Теории образования рассматривают взаимодействие не только ученика и учителя, но и государства и системы образования, социальных групп учеников и учителей, родителей и учеников, родителей и школы, школ и общественных организаций, школ и религий, школ и экономического, социального развития общества. Это уровень макровоздействия образования на общество и общества на образование. Вот почему дидактические теории и проблемы рассматриваются не только с точки зрения внутренних отношений учителя и ученика, но и как дидактическая и в то же время социальная среда, открытая для инноваций и вмешательства, динамичных изменений [2].

В 1970-1980-х годах двадцатого века в СССР процесс обучения в отечественных учебниках по педагогике стал излагаться с точки зрения деятельностного подхода. Учебный процесс как преподавание и заучивание имеет компоненты: цель и задачи, содержание, методы, средства обучения, формы обучения и результаты. Начиная с двадцать первого века активно используется экологический подход к обучению. При экологическом подходе информация и энергия становятся важными категориями. Во время урока происходит динамичный обмен информацией, знаниями и энергией между учителем и учеником. Более того, окружающая среда должна быть насыщена как информацией, так и позитивной энергией. Сам учитель играет большую роль, если он является значимой личностью для ученика.

Это научное направление в педагогике, связанное с социальной средой и социализацией личности, привело к появлению новой дисциплинарной науки – социальной педагогики. Она занимается другими механизмами социализации – импринтингом, имитацией, идентификацией. Благодаря развитию психологии теория воспитания разрабатывает стратегии совладания, поведение и концепцию образа жизни.

В современной школе мы наблюдаем серьезные изменения, связанные с информатикой и внедрением мультимедиа в образовательную среду. Современные ученые – педагоги, социологи, футуристы, также размышляющие – говорят о новом поколении студентов, то есть школьников двадцать первого века [3].

Цифровые технологии меняют наш образ жизни, способы общения, образ мышления, чувства, каналы влияния на других людей, социальные навыки и социальное поведение. У школьников и студентов больше кратковременной памяти, поэтому необходимы новые методы закрепления знаний в долговременной памяти и развития компетенций. Педагоги осознают проблему формирования у школьников убедительности мышления. Заучивание текста наизусть, игнорирование смысла, понимания – известно как поверхностный подход, а целостная и критическая оценка, изучение материала известно как глубокий подход. Поверхностное обучение – это поверхностный подход; это воспроизведение знаний, обучение, регулируемое преподавателем, пассивная эпистемология, двойное видение и потребление знаний. Глубокий подход, трансформация знаний, саморегулируемое обучение, активная эпистемология, релятивистские взгляды и подход к накоплению знаний могут привести к более глубоким уровням обучения.

Эти проблемы выдвигают новые требования к учителю и его профессиональной деятельности, им необходимо активнее осваивать новую информацию и цифровые технологии. Кроме того, необходимы новые исследования в области психологии восприятия и мышления с активным использованием электронного обучения. Практическая подготовка учителей по использованию ИКТ и цифровых ресурсов, формирование цифровой грамотности, включение таких курсов в образовательные программы в настоящее время необходимо.

В образовании понимание результатов обучения сместилось от знаний и навыков, к формированию компетенций. Если знания формируются последовательно, то компетенции развиваются комплексным образом. Компетенции сложно сформировать за один урок, поэтому мы можем говорить о «стратегиях обучения», реализуемых в течение определенного периода времени. Стратегия обучения объединяет оба подхода и принципы, направление развития, а также методы и типы обучения. Стратегии обучения нацелены на компетентность – ожидаемые результаты образования. Стратегии активного, инновационного преподавания, ориентированного на проекты и игрового обучения могут реализовать концепции конструктивизма и коннективизма [4].

Активное использование учителями инновационных методов обучения является необходимостью в наши дни. Чем большим количеством стратегий и методов преподавания располагает учитель, тем интереснее, разнообразнее он проводит занятия, лучше мотивирует познавательную активность учащихся, формирует опыт решения нестандартных задач, способствует углубленному обучению и устойчивому усвоению технологии практической деятельности. Хороший учитель постоянно совершенствует свои дидактические навыки, выбирает и разрабатывает новые методы и технологии преподавания.

Таким образом, современные студенты изучают инновационные методы и технологии преподавания. Для учителей старшего поколения, ранее окончивших вузы, проводится повышение квалификации.

Именно инновационная культура с мотивом и способностью обновлять педагогические инструменты, компетенции, знания и ценности должна стать компонентом мастерства современного учителя. Такая система может быть многокомпонентной, как отмечают сами учителя, связанной с рефлексивной методологической компетентностью учителей.

Учитель, с одной стороны, субъективно принимает решение о разработке содержания, методов, стратегий и технологий образования, но реализация образовательных реформ зависит от него. С другой стороны, государство и общество транслируют педагогическую культуру, ценностные аспекты мышления учителей посредством профессионального обучения и системы повышения квалификации учителей. Субъективность сознания и профессиональной деятельности является одним из принципов современной педагогической науки. То есть применение или неиспользование инновационных методов зависит от личности учителя, его методической компетентности, педагогических навыков. Задача системы подготовки учителей – актуализировать такую потребность, сформировать методологическую компетентность. Задача школы и университетов – поощрять и стимулировать развитие креативности учителей и учащихся. Важной задачей учителя является постоянное отражение и развитие своего педагогического потенциала, тогда ученик, находящийся под влиянием примера учителя, будет активным и компетентным человеком.

Список литературы

  1. Бабанский Ю. К. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов. Москва: Просвещение; 2019. 608 с.
  2. Подласый И. П. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов. Москва: Владос; 2018. 432 с.
  3. Бордовская Н., Реан А. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. Санкт-Петербург: Издательство Питер; 2021.
  4. Ситаров В. А. Дидактика: учебное пособие. Москва: Издательство Академия; 2019.

Поделиться

469

Новиков А. В., Сидоренко М. И. Педагогика двадцать первого века: инновационные методы обучения // Актуальные исследования. 2023. №39 (169). Ч.II.С. 63-65. URL: https://apni.ru/article/7070-pedagogika-dvadtsat-pervogo-veka-innovatsion

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля