Новый век внес значительные изменения в дидактику и методы преподавания. С начала двадцать первого века произошло много изменений в развитии национального и мирового образования. Наиболее заметным явлением в настоящее время является интернетизация общества и проникновение цифровых технологий в обучение. Знание – это переход от приобретения знаний посредством чтения, от монолога учителя к визуальному восприятию или обсуждению в классе. Цифровые технологии меняют наш образ жизни, способы общения, образ мышления, чувства, каналы влияния на других людей, социальные навыки и социальное поведение. Теоретические изменения в дидактике и педагогике лежат в основе наиболее очевидной тенденции. Педагогика в отечественной науке была переопределена из «науки о воспитании, преподавании и обучении» в «науку о воспитании и образовании». Предметом педагогики двадцатого века было «воспитание» [1]. Воспитание в узком педагогическом смысле – это «целенаправленное воздействие на развитие конкретных личностных качеств...». Предмет педагогики двадцать первого века – категория «образование» – расширил сферу значения и понимания. Были введены компетентностный и личностно-ориентированный подходы.
Современная педагогика из «науки о воспитании и дрессировке» превратилась в «науку о воспитании и образовании». Категория «образование» для двадцатого века трансформировалась и расширилась. В советской дидактике образование понималось как «результат обучения», «процесс и результат овладения системой научных знаний и когнитивных навыков...». То есть получение образования выражалось в получении свидетельства об образовании или университетского диплома.
В современных учебниках по педагогике образование понимается шире:
- как процесс и результат обучения;
- как ценность общества, поскольку общество потратило более 8 тысячелетий на построение громоздкой образовательной системы;
- ценность личности, поскольку современный человек тратит более 15 лет своей жизни на образование и профессию;
- социальный институт с собственной мощной инфраструктурой, экономикой, образовательными программами, органами управления, дидактические системы и так далее.
Теории образования рассматривают взаимодействие не только ученика и учителя, но и государства и системы образования, социальных групп учеников и учителей, родителей и учеников, родителей и школы, школ и общественных организаций, школ и религий, школ и экономического, социального развития общества. Это уровень макровоздействия образования на общество и общества на образование. Вот почему дидактические теории и проблемы рассматриваются не только с точки зрения внутренних отношений учителя и ученика, но и как дидактическая и в то же время социальная среда, открытая для инноваций и вмешательства, динамичных изменений [2].
В 1970-1980-х годах двадцатого века в СССР процесс обучения в отечественных учебниках по педагогике стал излагаться с точки зрения деятельностного подхода. Учебный процесс как преподавание и заучивание имеет компоненты: цель и задачи, содержание, методы, средства обучения, формы обучения и результаты. Начиная с двадцать первого века активно используется экологический подход к обучению. При экологическом подходе информация и энергия становятся важными категориями. Во время урока происходит динамичный обмен информацией, знаниями и энергией между учителем и учеником. Более того, окружающая среда должна быть насыщена как информацией, так и позитивной энергией. Сам учитель играет большую роль, если он является значимой личностью для ученика.
Это научное направление в педагогике, связанное с социальной средой и социализацией личности, привело к появлению новой дисциплинарной науки – социальной педагогики. Она занимается другими механизмами социализации – импринтингом, имитацией, идентификацией. Благодаря развитию психологии теория воспитания разрабатывает стратегии совладания, поведение и концепцию образа жизни.
В современной школе мы наблюдаем серьезные изменения, связанные с информатикой и внедрением мультимедиа в образовательную среду. Современные ученые – педагоги, социологи, футуристы, также размышляющие – говорят о новом поколении студентов, то есть школьников двадцать первого века [3].
Цифровые технологии меняют наш образ жизни, способы общения, образ мышления, чувства, каналы влияния на других людей, социальные навыки и социальное поведение. У школьников и студентов больше кратковременной памяти, поэтому необходимы новые методы закрепления знаний в долговременной памяти и развития компетенций. Педагоги осознают проблему формирования у школьников убедительности мышления. Заучивание текста наизусть, игнорирование смысла, понимания – известно как поверхностный подход, а целостная и критическая оценка, изучение материала известно как глубокий подход. Поверхностное обучение – это поверхностный подход; это воспроизведение знаний, обучение, регулируемое преподавателем, пассивная эпистемология, двойное видение и потребление знаний. Глубокий подход, трансформация знаний, саморегулируемое обучение, активная эпистемология, релятивистские взгляды и подход к накоплению знаний могут привести к более глубоким уровням обучения.
Эти проблемы выдвигают новые требования к учителю и его профессиональной деятельности, им необходимо активнее осваивать новую информацию и цифровые технологии. Кроме того, необходимы новые исследования в области психологии восприятия и мышления с активным использованием электронного обучения. Практическая подготовка учителей по использованию ИКТ и цифровых ресурсов, формирование цифровой грамотности, включение таких курсов в образовательные программы в настоящее время необходимо.
В образовании понимание результатов обучения сместилось от знаний и навыков, к формированию компетенций. Если знания формируются последовательно, то компетенции развиваются комплексным образом. Компетенции сложно сформировать за один урок, поэтому мы можем говорить о «стратегиях обучения», реализуемых в течение определенного периода времени. Стратегия обучения объединяет оба подхода и принципы, направление развития, а также методы и типы обучения. Стратегии обучения нацелены на компетентность – ожидаемые результаты образования. Стратегии активного, инновационного преподавания, ориентированного на проекты и игрового обучения могут реализовать концепции конструктивизма и коннективизма [4].
Активное использование учителями инновационных методов обучения является необходимостью в наши дни. Чем большим количеством стратегий и методов преподавания располагает учитель, тем интереснее, разнообразнее он проводит занятия, лучше мотивирует познавательную активность учащихся, формирует опыт решения нестандартных задач, способствует углубленному обучению и устойчивому усвоению технологии практической деятельности. Хороший учитель постоянно совершенствует свои дидактические навыки, выбирает и разрабатывает новые методы и технологии преподавания.
Таким образом, современные студенты изучают инновационные методы и технологии преподавания. Для учителей старшего поколения, ранее окончивших вузы, проводится повышение квалификации.
Именно инновационная культура с мотивом и способностью обновлять педагогические инструменты, компетенции, знания и ценности должна стать компонентом мастерства современного учителя. Такая система может быть многокомпонентной, как отмечают сами учителя, связанной с рефлексивной методологической компетентностью учителей.
Учитель, с одной стороны, субъективно принимает решение о разработке содержания, методов, стратегий и технологий образования, но реализация образовательных реформ зависит от него. С другой стороны, государство и общество транслируют педагогическую культуру, ценностные аспекты мышления учителей посредством профессионального обучения и системы повышения квалификации учителей. Субъективность сознания и профессиональной деятельности является одним из принципов современной педагогической науки. То есть применение или неиспользование инновационных методов зависит от личности учителя, его методической компетентности, педагогических навыков. Задача системы подготовки учителей – актуализировать такую потребность, сформировать методологическую компетентность. Задача школы и университетов – поощрять и стимулировать развитие креативности учителей и учащихся. Важной задачей учителя является постоянное отражение и развитие своего педагогического потенциала, тогда ученик, находящийся под влиянием примера учителя, будет активным и компетентным человеком.