Автор(-ы):
Дедова Тамара Валерьевна
27 сентября 2023
Секция
Педагогика
Ключевые слова
Аннотация статьи
Текст статьи
Современные требования к образовательному процессу предполагают переход от простой передачи «знаний» обучающимся к их навигации. Педагог все чаще выступает в роли тьютора, наставника. Учитель совместно с учеником работают вместе над достижением поставленной цели.
Постоянное развитие и совершенствование являются обязательными факторами для становления успешной личности. Один из эффективных путей достижения данной цели – развитие умений и навыков критического мышления, которое позволяет анализировать информацию, делать выводы и на их основе принимать решения, формировать собственное мнение.
Для развития критического мышления на уроках литературы и русского языка актуальным является использование приема «Кубик Блума», который помогает глубоко понимать прочитанный текст, лучше запоминать и анализировать его.
Прием «Кубик Блума» заключается в следующем: после прочтения произведения обучающимся на кубике выпадает задание (на гранях записаны слова, которые являются началом предложений или заданиями для работы с текстом). Далее необходимо ответить на вопрос или придумать продолжение. Эффективность приема возрастает, если бросать кубик несколько раз.
Задание «Назови...» направлено на воспроизведение информации без ее анализа. Задание предполагает выделение существенных деталей, которые следует запомнить. Их следует выделять по ходу чтения (письменно или мысленно).
Примерные задания:
Вопрос «Почему...» побуждает обучающегося к активному размышлению над произведением, установлению причинно-следственных связей, взаимосвязи между частями текста, а также описанию процессов и явлений. Ответы на поставленные вопросы не всегда очевидны, обучающимся придется найти их самостоятельно. Это помогает понять смысл написанного, позволяет больше включаться в прочитанное и лучше запоминать.
Примерные вопросы:
Задание «Объясни...» похоже на вопрос «Почему?», но предполагает обучающимся самостоятельно размышлять, опираясь на свой опыт и знания.
Примерные задания:
Задание «Придумай...» в большей степени направлено на активизацию мыслительных процессов и развитие творческого мышления. Творческая работа помогает лучше понять и запомнить текст, установить взаимосвязи внутри него.
Примерные задания:
Задание «Предложи...» в основном направлено на развитие креативности и поиск альтернативных решений.
Примерные задания:
Задание «Поделись...» предполагает обратную связь, отзыв на что-либо, работу не с текстом, а с «собой» (своей реакцией, ассоциациями и т.д.). Ассоциации помогают лучше запоминать прочитанное, а эмоции помогают пониманию.
Примерные задания:
Не обязательно строго следовать формулировкам заданий, которые были предложены Блумом. Можно придумывать новые типы заданий и вопросов, которые помогут в понимании и усвоении текста. В 9-11 классах данный прием можно заменить таблицей с вопросами, которые будут обсуждаться на уроке.
Применение приема «Кубик Блума» на уроках литературы и русского языка помогает осуществлять проверку знаний и умений обучающихся, развивать навыки критического мышления.
Прием «Кубик Блума» превращает обычный урок литературы в увлекательное путешествие, где ученики становятся исследователями, открывающими глубину и красоту литературных произведений. Он помогает формировать у обучающихся навыки самостоятельного мышления, критического анализа и оценки, что является неотъемлемой частью их развития как личности. Применение этого приема существенно обогащает процесс обучения литературе и помогает учащимся полюбить и понять этот прекрасный источник мудрости и вдохновения.
Список литературы
Поделиться
Дедова Т. В. Прием «Кубик Блума» как инструмент формирования навыков критического мышления // Актуальные исследования. 2023. №39 (169). Ч.II.С. 49-51. URL: https://apni.ru/article/7072-priem-kubik-bluma-kak-instrument-formirovaniy