Главная
АИ #39 (169)
Статьи журнала АИ #39 (169)
Прием «Кубик Блума» как инструмент формирования навыков критического мышления

Прием «Кубик Блума» как инструмент формирования навыков критического мышления

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

Кубик Блума
критическое мышление
русский язык
литература
анализ литературного произведения

Аннотация статьи

В статье рассмотрен прием «Кубик Блума» и его использование на уроках литературы и русского языка для развития критического мышления обучающихся.

Текст статьи

Современные требования к образовательному процессу предполагают переход от простой передачи «знаний» обучающимся к их навигации. Педагог все чаще выступает в роли тьютора, наставника. Учитель совместно с учеником работают вместе над достижением поставленной цели.

Постоянное развитие и совершенствование являются обязательными факторами для становления успешной личности. Один из эффективных путей достижения данной цели – развитие умений и навыков критического мышления, которое позволяет анализировать информацию, делать выводы и на их основе принимать решения, формировать собственное мнение.

Для развития критического мышления на уроках литературы и русского языка актуальным является использование приема «Кубик Блума», который помогает глубоко понимать прочитанный текст, лучше запоминать и анализировать его.

Прием «Кубик Блума» заключается в следующем: после прочтения произведения обучающимся на кубике выпадает задание (на гранях записаны слова, которые являются началом предложений или заданиями для работы с текстом). Далее необходимо ответить на вопрос или придумать продолжение. Эффективность приема возрастает, если бросать кубик несколько раз.

Задание «Назови...» направлено на воспроизведение информации без ее анализа. Задание предполагает выделение существенных деталей, которые следует запомнить. Их следует выделять по ходу чтения (письменно или мысленно).

Примерные задания:

  • Назовите автора и год написания литературного произведения и объясните, как его биографический контекст может оказывать влияние на его творчество.
  • Назовите основную тему литературного произведения и объясните, как она развивается?
  • Назовите главного героя и охарактеризуйте его личность и внутренний мир.
  • Назовите ключевые сюжетные повороты произведения и объясните, как они влияют на развитие сюжета.
  • Назовите основные стилистические приемы, используемые автором, и объясните, как они создают определенную атмосферу или эффект.
  • Назовите ключевые конфликты в произведении и опишите, как автор разрешает их.
  • Назовите цитату, которая в вашем понимании наиболее точно отражает центральную идею произведения, и объясните, почему вы выбрали именно эту цитату.

Вопрос «Почему...» побуждает обучающегося к активному размышлению над произведением, установлению причинно-следственных связей, взаимосвязи между частями текста, а также описанию процессов и явлений. Ответы на поставленные вопросы не всегда очевидны, обучающимся придется найти их самостоятельно. Это помогает понять смысл написанного, позволяет больше включаться в прочитанное и лучше запоминать.

Примерные вопросы:

  1. Почему автор выбрал данную тему для своего произведения?
  2. Почему главный герой принимает определенные решения?
  3. Почему автор использует определенный стиль письма?
  4. Почему автор вводит такого необычного персонажа в сюжет?
  5. Почему автор включает элемент фантазии в повествование?
  6. Почему события в произведении происходят именно в такой местности или эпохе?
  7. Почему автор выбрал такую структуру рассказа?
  8. Почему речь героев отличается от обычной разговорной речи?
  9. Почему автор использует определенные символы или мотивы?
  10. Почему автор оставил конец произведения открытым?

Задание «Объясни...» похоже на вопрос «Почему?», но предполагает обучающимся самостоятельно размышлять, опираясь на свой опыт и знания.

Примерные задания:

  • Объясни, почему автор выбрал данное место действия для своего произведения.
  • Объясни, как автор использует различные стили рассказа (например, ведущий от первого лица, повествование от лица нескольких персонажей и т. д.) и для каких целей.
  • Объясни, как автор передает настроение и атмосферу произведения через свой язык и описание.
  • Объясни, как автор использует литературные приемы, такие как ирония, сарказм, метафоры, чтобы создать эффекты на читателя.
  • Объясни, какие персонажи были наиболее важными и в чем заключается их принципиальная роль в развитии сюжета.
  • Объясни, как связаны эпоха/страна/аутентичный контекст автора с его произведением и тематикой, затронутой в нем.
  • Объясни, как автор использовал финал произведения для передачи своих мыслей и чувств.

Задание «Придумай...» в большей степени направлено на активизацию мыслительных процессов и развитие творческого мышления. Творческая работа помогает лучше понять и запомнить текст, установить взаимосвязи внутри него.

Примерные задания:

  • Придумай альтернативную концовку произведения.
  • Придумай дополнительный эпизод, который мог бы рассказать о судьбе одного из второстепенных персонажей.
  • Придумай новое название для произведения и объясни, почему ты выбрал именно его.
  • Придумай интересный факт или теорию о происхождении главного героя произведения.
  • Придумай диалог между двумя героями, который мог бы произойти после окончания событий произведения.
  • Придумай альтернативный вариант развития сюжета, в котором главный герой принимает другие решения.
  • Придумай начало произведения, которое было бы совершенно отлично от оригинального, но сохраняло бы его центральную идею.
  • Придумай продолжение произведения, события которого происходят через 10 лет после описанной истории.

Задание «Предложи...» в основном направлено на развитие креативности и поиск альтернативных решений.

Примерные задания:

  • Предложи список вопросов, которые возникли после прочтения произведения, и попробуй на них ответить.
  • Предложи свой вариант решения проблемы.

Задание «Поделись...» предполагает обратную связь, отзыв на что-либо, работу не с текстом, а с «собой» (своей реакцией, ассоциациями и т.д.). Ассоциации помогают лучше запоминать прочитанное, а эмоции помогают пониманию.

Примерные задания:

  • Поделись своими впечатлениями после прочтения произведения.
  • Поделись своим мнением о главном герое произведения.
  • Поделись теми моментами, которые тебе запомнились в произведении.
  • Поделись своим мнением о развитии сюжета произведения.
  • Поделись своими предположениями о намерениях автора произведения.
  • Поделись своим желанием прочитать другие произведения этого автора.

Не обязательно строго следовать формулировкам заданий, которые были предложены Блумом. Можно придумывать новые типы заданий и вопросов, которые помогут в понимании и усвоении текста. В 9-11 классах данный прием можно заменить таблицей с вопросами, которые будут обсуждаться на уроке.

Применение приема «Кубик Блума» на уроках литературы и русского языка помогает осуществлять проверку знаний и умений обучающихся, развивать навыки критического мышления.

Прием «Кубик Блума» превращает обычный урок литературы в увлекательное путешествие, где ученики становятся исследователями, открывающими глубину и красоту литературных произведений. Он помогает формировать у обучающихся навыки самостоятельного мышления, критического анализа и оценки, что является неотъемлемой частью их развития как личности. Применение этого приема существенно обогащает процесс обучения литературе и помогает учащимся полюбить и понять этот прекрасный источник мудрости и вдохновения.

Список литературы

  1. Блум Б.С. Ключевые понятия психологии. – М.: Педагогика, 1979. – 432 с.
  2. Левандовская И.Б. Основы обучения творческому мышлению – вопросы принципов, форм, содержания: учеб. пособие для студ. вузов. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 183 с.
  3. Орлова Е.В. Критическое мышление: понятие, сущность, структура. Педагогика. – 2016. – № 4. – С. 47-5
  4. Baturin N. A., Tikhomirova A.S., Kozhukhar G.M., Galasyuk R.L. Fostering Critical Thinking Skills in Dyscalculic Children. SHS Web of Conferences. – 2020. – Vol. 865. – Art. 03201.
  5. Bloom B.S., Engelhart M.D., Furst E.J., Hill W.H., Krathwohl D.R. Taxonomy of Educational Objectives: The Classification of Educational Goals. Handbook I: Cognitive Domain. – New York: David McKay Co Inc., 1956. – 207 p.

Поделиться

1114

Дедова Т. В. Прием «Кубик Блума» как инструмент формирования навыков критического мышления // Актуальные исследования. 2023. №39 (169). Ч.II.С. 49-51. URL: https://apni.ru/article/7072-priem-kubik-bluma-kak-instrument-formirovaniy

Похожие статьи

Актуальные исследования

#30 (212)

Прием материалов

20 июля - 26 июля

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

31 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

13 августа