Главная
АИ #39 (169)
Статьи журнала АИ #39 (169)
ФГОС третьего поколения: что изменилось?

ФГОС третьего поколения: что изменилось?

Научный руководитель

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

стандарты
образовательная среда
общество
технологии обучения

Аннотация статьи

В данной статье упор сделан на исследование, рассмотрение вопроса об изменениях ФГОСа, какую роль он играет в нынешних реалиях.

Текст статьи

Главной задачей образовательной системы является воспитание всесторонне развитой личности, которая реализует себя посредством деятельности, которая сможет эффективно воспользоваться эволюционными методами и мгновенно адаптироваться под меняющиеся условия жизни. Вести переполнены информацией о приближающихся изменениях и новинок, это показывает перспективы школьного образования [1].

С начала 2023 года стала функционировать государственная программа, содержание которой серьезно обновится в следующем году. Очень важно отметить, что детские сады в течение двух лет будут действовать согласно новому стандарту. Главными приоритетами воспитания будут: умение общаться, любить свою семью, животных; уважать свою страну [2].

Школьники также ощутят перемены, так как Министерство просвещения РФ развивает образовательную среду. Российские школы постепенно переходят на новый стандарт. Реформа будет продолжаться вплоть до 2027 года [9].

Что же такое ФГОС? ФГОС – это федеральные государственные образовательные стандарты. В них содержатся требования к образовательной программе. На основе ФГОС пишут учебники, распределяют время на изучение определенного предмета, здесь содержатся рекомендации по экзаменам и определяются задания ЕГЭ. По-иному говоря, ФГОС – это ядро образования [8].

Главная цель ФГОС – сформировать унифицированное пространство на всей территории Российской Федерации. Есть предположение, что оно способствует комфортабельной среде в школе, для детей, которые переезжают в другой населенный пункт или при семейном обучении [8].

Также ФГОС способствуют преемственности учебных программ. Многие полагают, что учащийся каждый класс получает новые знания, чтобы перейти на следующий этап развития. Другими словами, невозможно перейти в следующий класс, не имея багажа знаний, который получают в начальной школе. Школы обязаны придерживаться требований ФГОС, начиная с дошкольного образовательного учреждения вплоть до повышения квалификации учителем. Данные требования должны соблюдать как государственные, так и частные учреждения, так как закон «Об образовании» распространяется на всех [6].

Какие есть виды ФГОС? В каждом этапе образования имеются определенные стандарты. ФГОС начального образования (1-4 классы); ФГОС ООО (5-9 классы); ФГОС среднего общего образования (10-11 классы); ФГОС для детей с ОВЗ; ФГОС для детей с умственной отсталостью. Существует три стандарта [7]:

  1. Первый ФГОС был принят в 2004 году и тогда обозначался просто ГОС. Здесь в деталях описали содержание учебных предметов: тему урока и дидактические элементы. ФГОС быстро устарел, так как результат был направлен на усвоение предметного материала, а не развитие личности обучающегося.
  2. Второй ФГОС создавался с 2009 по 2012 год, а также действовал до 2020 года. Главное внимание уделено развитию УУД, то есть способности анализировать и находить знания при помощи образовательных технологий и умение взаимодействовать с людьми. Акцент переключился на личностные характеристики учащегося. Есть предположение, что учащиеся согласно ФГОС второго поколения должны уважать свою страну, Конституцию, иметь толерантность и придерживаться ЗОЖ [3].
  3. В сентябре 2021 образовательные учреждения перешли на новый стандарт третьего поколения. Весной 2018 года велось обсуждение, с этого момента ФГОС до сих пор совершенствуют. ФГОС претерпевают изменения каждые 10 лет. Новый ФГОС был утвержден в 2019 году, в 2020 году учебные программы изменили. В итоге он был окончательно принят в 2021 году. Основная цель ФГОС заключается в конкретизации требований к учащимся и учителям. Прошлые ФГОСы имели всего лишь цель – сформировать компетенции у учащихся. Школы создавали собственный учебный план, поэтому учебные программы различались, а итоги и результаты обучения были размытыми. В ФГОСе 2020 года прописаны основные требования к итогам и результатам по всем предметам [4].

Какие изменения были внесены в ФГОС: 1) в документе прописали, какую ответственность несет школа перед учащимися и их родителями. 2) Основное внимание уделено развитию навыков учащегося – мета предметных и личных достижений. Написали список данных навыков, например, умение проводить лабораторную работу, организовывать внеурочную деятельность. Прописаны контрольные точки, содержащие результаты учащегося, например, умение писать сочинение по русскому языку на 300 слов, иметь словарный запас на 70 слов, каждый год он должен пополняться на столько же [11].

Четко подмечено, какие темы необходимо пройти в течение учебного года. Содержание учебного материал не рекомендовано изменять, хотя это ранее было возможным. Были учтены психолого-возрастные особенности учащихся. Учащихся нельзя перегружать, увеличивая время занятия. Также было конкретизировано время занятия, чтобы учащиеся полностью овладели материалом. Прописана программа воспитания учащегося, конкретизированы цели работы с учащимися с ОВЗ [10].

Есть мнение, что новый ФГОС позволит усовершенствовать современную систему образования и уточнит её цели. Будет увеличивать открытие новых образовательных учреждений, где уроки по шахматам станут обязательными по программе начальной школы в соответствии новым ФГОС. Шахматы введут вместо третьего урока по физкультуре. Первоклассники будут заниматься шахматами 33 часа в год, остальные учащиеся – 34 часа. В соответствии с данными обстоятельствами, учителя должны пройти повышение квалификации [5].

Список литературы

  1. Глебов А. А. Нужна ли всесторонне развития личность как цель образования в российском постиндустриальном обществе? // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Науки об образовании – 2013. – №77. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nuzhna-li-vsestoronne-razvitiya-lichnost-kak-tsel-obrazovaniya-v-rossiyskom-postindustrialnom-obschestve/viewer (дата обращения: 27.09.2023).
  2. Изменения в ДОУ с 1 сентября 2023: все, что нужно знать // Viascio: [официальный сайт]. – URL: https://play-side.ru/новости/изменения-в-доу-с-1-сентября-2023-все-что-ну (дата обращения: 27.09.2023).
  3. Лазуткина С. В. ФГОС первого, второго и третьего поколений // URL: https://infourok.ru/fgos-pervogo-vtorogo-i-tretego-pokolenij-6394264.html (дата обращения: 19.12.2022).
  4. Новые ФГОС третьего поколения: изменения стандартов [официальный сайт]. – URL: https://shkolabezymenskaya-r31.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/187/2460/Novye_FGOS_tret_ego_pokoleniya_izmeneniya_standartov.pdf (дата обращения: 28.09.2023).
  5. Новый ФГОС 3 поколения: изменения образовательных стандартов обучения в школе, стандарты нового поколения // URL: https://my-sertif.ru/novyy-fgos-3-pokoleniya-izmeneniya-obrazovatelnykh-standartov-obucheniya-v-shkole-standarty-novogo-pokoleniya/ (дата обращения: 08.04.2022).
  6. Новый ФГОС третьего поколения: изменения стандартов // Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кисловская средняя школа (победитель ПНП «Образование» 2008 года) Лысковского района Нижегородской области [официальный сайт]. – URL: https://niva-schkola.edusite.ru/p447aa1.html (дата обращения: 27.09.2023).
  7. Обновленные ФГОС // СОШ 2 Экажево, С.П.Экажево [официальный сайт]. – URL: https://shkola2ekazhevo-r26.gosweb.gosuslugi.ru/glavnoe/fgos/fgos_58.html (дата обращения: 10.04.2023).
  8. Образовательные стандарты и требования// МАОУ «Средняя школа № 159», г. Красноярск, Красноярский край: [официальный сайт]. – URL: https://sh159-krasnoyarsk-r04.gosweb.gosuslugi.ru/ofitsialno/obrazovatelnye-standarty/ (дата обращения: 27.09.2023).
  9. Сергей Кравцов: «Мы восстанавливаем единое образовательное пространство» // Министерство просвещения Российской Федерации: [официальный сайт]. – URL: https://edu.gov.ru/press/6593/intervyu (дата обращения: 28.02.2023).
  10. Строчко Л. Г. Новый ФГОС третьего поколения: изменения стандартов. // URL: https://multiurok.ru/files/novyi-fgos-tretego-pokoleniia-izmeneniia-standarto.html?login=ok (дата обращения: 23.01.2022 16:53).
  11. Тузова Е. П. Доклад к педсовету на тему «Обновлённые ФГОС как вектор развития образовании» // URL: https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2023/07/31/doklad-k-pedsovetu-na-temu (дата обращения: 31.07.2023 - 14:08).
  12. ФГОС-2021 для начальной и основной школы: [официальный сайт]. – URL: https://sc9ruz.gosuslugi.ru/netcat_files/30/69/prezentatsiya_novyy_FGOS.pdf (дата обращения: 27.09.2023).

Поделиться

880

Соловьев В. М. ФГОС третьего поколения: что изменилось? // Актуальные исследования. 2023. №39 (169). Ч.II.С. 70-72. URL: https://apni.ru/article/7073-fgos-tretego-pokoleniya-chto-izmenilos

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января