Кредитование промышленных и сельскохозяйственных производителей является одним из существенных факторов развития как отдельных хозяйствующих субъектов, так и всей экономики. Ознакомление с научными исследованиями по теме финансирования предприятий свидетельствует, что все теоретики экономики и финансов едины во мнении относительно необходимости кредитной поддержки бизнеса. Теоретической основой полезных экстерналий привлечения кредитного финансирования является эффект финансового рычага. Этот эффект способствует росту рентабельности собственного капитала заёмщика за счет использования внешних источников финансирования. Следовательно, происходит рост привлекательности бизнеса для владельцев и инвесторов [1, с. 78]. В условиях трансформации экономики, основанной на развитии новых информационных и цифровых технологий, внешние источники финансирования из разряда второстепенных переходят в разряд основных. Особенно это наблюдается для формирования ресурсов по запуску новых технологичных производств (стартапов). Однако чрезмерная опора на заёмное финансирование имеет и свои недостатки. Коллеги справедливо отмечают, что «в первую очередь следует выделить формирование кредитных рисков, которые растут за счёт низкой отдачи от использования заёмных ресурсов, в качестве которых, чаще всего выступает дорогостоящее банковское кредитование» [2, с. 943]. Ещё одним негативным эффектом является формирование целого кластера корпоративных структур, которые попадают в зависимость от заёмного финансирования. Классические постулаты формирования источников финансовых ресурсов предполагают наличие собственных источников финансирования в объёме соразмерном объёму привлекаемых заёмных источников, что отражается в показателе финансовой автономии, рассчитываемой как отношение собственных источников к суммарным пассивам [3, c. 44].
Исследования по теме формирования источников финансирования компаний Ростовской области в целом, и агропромышленных предприятий региона, в частности свидетельствуют, что «корпоративные структуры в региональной экономике Ростовской области предпочитают теорию иерархии, как способ минимизации информационной асимметрии и связанных с этим рисков» [4]. На уровне Ростовской области обнаружены следующие особенности использования заёмных источников финансирования: «для промышленных компаний размер предприятия прямо пропорционален использованию долгосрочных заёмных источников финансирования; для агропромышленных компаний увеличение объёма долгового финансирования негативно отражается на рентабельности активов, что является итогом высокой стоимости заёмных источников финансирования для этих компаний» [5].
Собственную оценку наличия потенциала для эффективного использования заёмного финансирования мы провели по методике, основанной на оценке коэффициента автономии. Основная идея методики заключается в том, что измеряется возможный потенциал безрискового заёмного финансирования региональных компаний. Безрисковым порогом привлечения заёмного финансирования принимается значение показателя финансовой автономии, равное 0,5. То есть, капитал компании должен формироваться по принципу 50 на 50: собственных и заёмных источников, соответственно.
Оценка проведена по трём основным для региона видам экономической деятельности, относящимся к производственной сфере: «Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство»; «Добыча полезных ископаемых» и «Обрабатывающие производства». Сведения о коэффициенте автономии предприятий в разрезе выбранных отраслей приведены в таблице.
Таблица
Показатели коэффициента автономии отдельных отраслей Ростовской области [6]
Отрасли |
значение коэффициента автономии на 01.01.2021 |
значение коэффициента автономии на 01.01.2022 |
---|---|---|
Обрабатывающие производства |
36 |
37 |
Сельское и лесное хозяйства, охота, рыболовства и рыбоводство |
48 |
49 |
Добыча полезных ископаемых |
63 |
59 |
К концу 2021 года в секторе обрабатывающих производств коэффициент автономии составляет 36%, в секторе сельского и лесного хозяйства, охоты, рыболовства и рыбоводства ‒ 50%; в секторе добычи полезных ископаемых – 59%. Сектора экономики, которые имеют низкие показатели финансовой автономии, не могут увеличить объёмы заёмного финансирования по нашему условию. Выходит, что сельскохозяйственная и обрабатывающая отрасли для снижения финансовых рисков должны сократить объёмы заёмного финансирования. На уровне обрабатывающих производств выделяются лишь отдельные компании, которые имеют приемлемую структуру источников финансирования (напр., Ростсельмаш (72%), Ростовгазоаппарат (69%), Каменский машиностроительный завод (71%)). Следовательно, единственным производственным сектором экономики Ростовской области, который имеет потенциал увеличения заёмного финансирования без существенного роста рисков, является добывающая отрасль. Эта отрасль в регионе представлена, в основном, добычей угля. Объёмы производства и, следовательно, способности освоения дополнительных источников заёмного финансирования в данной отрасли ограничены за счёт других факторов: низкой, а порой отрицательной рентабельности и общемирового тренда сокращения спроса на продукцию угольной промышленности.
Таким образом, основные производственные сегменты экономики Ростовской области в настоящее время имеют избыточную зависимость от внешних источников финансирования, следовательно, для стимулирования роста объемов выпуска продукции им необходимо увеличение собственных источников финансирования хозяйственной деятельности. Но в условиях низкой прибыльности большинства организаций наращивание собственных финансовых ресурсов за счёт внутренних источников затруднено. Поэтому, мы считаем, что крупные промышленные и сельскохозяйственные предприятия региона должны ориентироваться на привлечение внешних источников пополнения собственного капитала, т.е. предпринимать меры для выхода на финансовый рынок, в том числе за счёт изменения организационно-правовой формы с переходом к публичным акционерным обществам.