Укрепление здоровья учащихся на уроках музыки

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

здоровьесбережение
ритмотерапия
хоровое пение
музыкатерапия
цветотерапия

Аннотация статьи

В статье обосновывается важность сохранения и укрепления здоровья учащихся. Раскрывается понятие и классификация здоровьесберегающих технологий на уроках музыки. Приведены примеры из опыта работы по использованию здоровьесберегающих технологий в школе № 5 г. Абакан.

Текст статьи

В настоящее время проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся остаётся чрезвычайно актуальной. Состояние здоровья многих наших учащихся вызывает несомненную тревогу родителей, врачей и педагогов. Здоровье школьников – вопрос государственной важности: школа должна гарантировать «охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся» [1].

Важная задача образовательного процесса – создание условий для сохранения здоровья учащихся, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Возрастающая по объёму и усложняющаяся по содержанию научная информация приходит в противоречие с недостаточной гибкостью учебных планов, программ, что ведёт к хронической перегруженности учащихся, падению интереса к учению, ухудшению их здоровья. Современная школа должна всеми возможными средствами помочь обществу решить эти проблемы.

Огромную роль в формировании духовного здоровья человека играет искусство, в частности – музыка. Музыкальное искусство наряду с выполнением воспитательно-эстетических функций, обладает мощным оздоровительно-развивающим потенциалом. Музыка благотворно влияет на организм ребенка, так как имеет мелодию и ритм, гармонию – и это в полной мере позволяет учащимся раскрыться, ощутить гармонию внутри себя и с окружающим миром.

Термин «здоровьесбережение» получил широкое распространение в педагогической литературе и в повседневной жизни. Это комплекс мер по охране и укреплению здоровья детей в образовательном учреждении.

Организуя на уроках музыки разнообразные формы музыкальной деятельности школьников, я, как учитель музыки, реализую в школе здоровьесберегающие технологии. Одним из главных направлений укрепления здоровья на уроках музыки является создание здорового психологического климата на уроках. При рациональной организации уроки музыки способствуют снятию нервно-психических перегрузок, восстановлению положительных эмоций. Все этапы урока очень важны и способствуют укреплению здоровья ребёнка не только физического, но и психического Учитывая это, я творчески подхожу к планированию и проведению урока.

На своих уроках я применяю такие здоровьесберегающие технологии как дыхательная гимнастика, вокалотерапия, ритмотерапия, логоритмика, музыкотерапия, улыбкотерапия, пальчиковая и артикуляционная гимнастика.

Вокалотерапия – лечение пением

Пение – один из любимых видов музыкальной деятельности у учащихся, сложный психофизический процесс, в котором задействованы все жизненно важные системы организма. Пение формирует певческое дыхание, тренирует и укрепляет мышцы и тонус голосовых связок, брюшного пресса, увеличивается объём легких. Правильный подбор педагогом дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает более качественное функционирование сердечно-сосудистой системы, оздоровление органов дыхания, развитие артикуляционного аппарата.

На уроках музыки использую упражнения по методике А.Н. Стрельниковой, позволяющие в процессе тренировки дыхания и голоса добиваться значительных результатов в процессе оздоровления детского организма. Особенностью дыхательной гимнастики А. Стрельниковой является тренировка правильного вдоха и выдоха, короткий и резкий вдох выполняется одновременно с движениями, сжимающими грудную клетку. Использую элементы этой гимнастики в целях профилактики ОРЗ у учащихся. На уроках музыки я использую три основных упражнения в качестве разминки: «Ладошки», «Насос» и «Погончики». При выполнении упражнений я слежу за темпом и глубиной вдохов. Упражнения выполняем с детьми весело и непринужденно. Заканчиваем разминку игрой, например, «Водолаз», где учащиеся представляют себя искателями жемчуга, водолазами, но без кислородного баллона. Надо набрать воздух, делать это несколько раз, не выдыхая, вдох делаем короткий и шумный (2-3 раза)

Также применяю и другие разнообразные упражнения:

«Цветочек»

Детям предлагается представить, будто они «нюхают цветочек», для чего всем вместе (по знаку учителя) должны с удовольствием сделать вдох носиком, затаить на миг дыхание и с характерным звуком через рот сделать выдох.

Таким образом, это упражнение способствует спокойному, ненапряженному вдоху и помогает детям избавиться от зажатости, стремления к чрезмерному объёму вдыхаемого воздуха, поднятию плеч.

«Воздушный шарик»

Резкий вдох – животик втянули, затем расслабить, отпустить мышцы живота.

«Паровоз»

Ребёнок кладёт руку себе на живот, чтобы почувствовать дыхание животом. Делает глубокий вдох и на медленном выдохе произносит длинное «ту»: тянет длинную ноту или разбивает на четверти – ту-ту-ту и т. д. Это упражнение можно делать с двумя детьми. Один тянет, второй считает до четырёх и т.д.

Хоровое пение – наиболее доступный вид практической музыкальной деятельности школьников. На занятиях хоровым пением формируется чувство коллективизма, сопричастность за общее творческое дело, ответственность за результат. В процессе занятий улучшается физическое и психическое самочувствие учащихся, укрепляется здоровье. В нашей школе практикуется организационная модель внеурочных занятий хоровым пением «Класс – хор», проводятся различные конкурсы, приуроченные к праздничным датам: «Битва хоров», «День Победы», «День защитника Отечества». Школьный кадетский хор «Лира» принимает активное участие в республиканском фестивале «Я люблю тебя Россия!», в городских смотрах –конкурсах патриотической направленности.

Музыкотерапия – психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. Доказано, что музыка В. Моцарта хорошо воздействует на психику, полезна при многих соматических заболеваниях и язве желудка. А вот снять раздражительность и нервное напряжение на уроке нам поможет "Лунная соната” Л. Бетховена, «Времена года» П.И. Чайковского. Если мучают головные боли, то в качестве лекарственного средства можно использовать «Полонез» Огинского.

Ритмотерапия

Музыка влияет на человека через ритм. Все функции организма подчинены ему: ритмично бьется сердце, дышат легкие, выполняются двигательные функции. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают снять умственную перегрузку и утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым настроение. В музыкально-ритмических упражнениях задействованы многие группы мышц: шейного отдела, плечевого пояса, мышцы спины и ног. Движение и танец, помимо того, что снимают нервно-психическое напряжение, помогают школьнику быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми. Провожу на уроках музыкальные физминутки: «Чударики», «Если нравится тебе, то делай так», «Тётя весельчак», «Идет коза по лесу», «Соку-бачи» и другие.

Музыкально-ритмические упражнения

«Ритмическое эхо». Учитель показывает ритмический рисунок, который все дети, хлопая в ладоши, должны повторить.

Ритмизация собственных имен и фамилий

Упражнение «Вечное движение»

Групповая ритмичная композиция, исполняемая под современную танцевальную музыку, каждый ребенок придумывает свое собственное оригинальное движение.

Цветотерапия

Это эффективное дополнительное средство лечения и восстановления организма. «Умело подобранная гамма цветов способна благотворнее воздействовать на нервную систему, чем иные микстуры», – писал академик В.М. Бехтерев. Так, например, красный цвет усиливает мускульное напряжение, повышает кровяное давление, учащает ритм дыхания, оказывает стимулирующее влияние, вызывает эмоциональные реакции, стимулирует деятельность мозга, оранжевый покровительствует познанию, творчеству, расширению интеллектуальных возможностей, освобождает дух и движет вперед, стимулирует общее самочувствие, жёлтый цвет ускоряет рост ребенка, повышает его активность и самооценку, голубой цвет снижает мускульное напряжение, кровяное давление, нормализует пульс и успокаивает дыхание, побуждает к размышлениям, напоминает о мире.

«Волшебные монетки»

Рисование с помощью монеток. После прослушивания фрагмента из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» («Танец феи Драже») предлагаем учащимся нарисовать платье феи Драже с помощью монеток.

«Пальчики-художники»

Это рисование подушечками пальчиков. Рекомендуется данный метод для учащихся начальных классов после прослушивания и обсуждения музыкальной пьесы.

Таким образом, я считаю, что музыка, обладая психотерапевтическим эффектом, имеет здоровьесберегающий потенциал, а современный учитель музыки, учитывая этот факт, должен применять различные приемы, методы сохранения здоровья учащихся на уроках музыки.

Список литературы

  1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. М.: Просвещение, 2011. 223 с. (Стандарты второго поколения).
  2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. М.: ВАКО, 2004. 295 с.
  3. Пункт 21, раздел IV Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования» URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (дата обращения: 20.09.2023)
  4. Рабочая программа курса внеурочной деятельности предметной области «Искусство» (Музыка) Хоровое пение. М.: Просвещение, 2022. 132 с.
  5. Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе». М., АПК и ПРО, 2002. 121 с.

Поделиться

516

Чепрасова Е. А. Укрепление здоровья учащихся на уроках музыки // Технологии, образование, наука: современные теории и прикладные исследования : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 14 ноября 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 92-95. URL: https://apni.ru/article/7082-ukreplenie-zdorovya-uchashchikhsya-na-urokakh

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря