Главная
АИ #39 (169)
Статьи журнала АИ #39 (169)
Оперативно-розыскная деятельность – основной правовой механизм борьбы с преступн...

Оперативно-розыскная деятельность – основной правовой механизм борьбы с преступностью

Автор(-ы):

Коваленко Олег Антонович

30 сентября 2023

Секция

Юриспруденция

Ключевые слова

оперативно-розыскная деятельность
оперативно-розыскная характеристика
цели оперативно-розыскных мероприятий
гласные и негласные виды деятельности
оперативные подразделения

Аннотация статьи

Статья посвящена действующему законодательству по оперативно-розыскной деятельности. Рассмотрены основные нормы права Федерального закона от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», исследован вопрос о сущности оперативно-розыскных мероприятиях, дано определение термина «оперативно-розыскная характеристика».

Текст статьи

Введение

Особенность российской действительности в том, что Россия проводит специальную военную операцию против денацификации и демилитаризации Украины, которую англосаксонский мир «выбрал» для того, чтобы в максимальной мере ослабить наше государство. В связи с этим роль всего комплекса различных правовых механизмов, регулирующих общественные отношения возрастает в сотни, тысячи раз.

Одним из важнейших составляющих элементов борьбы против преступности в России в любой период её развития, а особенно в современный период, является оперативно-розыскная деятельность во всех её проявлениях.

Как правило, существует различное понимание этого понятия, поэтому одной из задач данной работы является изучение и разбор правовых норм, основных принципов, являющихся основанием оперативно-розыскной деятельности в современной России, которой в соответствии с федеральным законодательством могут заниматься только специальные органы государственных органов власти.

1. Оперативно-розыскная деятельность – это особый вид государственной деятельности

Результат этой, по большому счету, невидимой по способу ведения (в идеале), но весьма зримой по полученным результатам, работе каждый человек постоянно видит в своей повседневной жизни.

Но как она ведется, кого государство уполномочивает на эту деятельность, в каких формах она имеет право существовать – известно очень небольшому количеству людей. И только Федеральный закон от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [1] даёт нам теоретическую возможность получить рамочные представления об этой деятельности.

При этом следует отметить, что именно эта деятельность является основным инструментом борьбы с преступностью практически во всех сферах общественной жизни как в настоящее время, так и в другие исторические времена, в том числе в царской России.

Например, сыскная полиция (аналог современного уголовного розыска) появилась в России в 1866 году, на первых порах только в Петербурге. В её обязанности входило производство дознаний по требованию суда, проведение оперативно-розыскных мероприятий и предупреждение преступной деятельности [2, с.172]. В середине 1890 годов столичный сыск выявлял 8 убийц и свыше 20 000 других преступников в год. Российский сыск использовал технические и методологические наработки заграничных коллег.

Так, в 1890 году в столице (Санкт-Петербурге – К.О.) было создано первое антропологическое отделение по системе Бертильона. Для установления личностей у преступников или подозрительных лиц проводилось 16 замеров (от роста до длины правового уха), которые вносились в картотеку. К 1 январю 1897 года была собрана подробная информация о 27 000 преступников, выявлено 2000 рецидивистов [2, с.173].

История нашего Отечества – это история борьбы с теми, кого власть признавала врагами политического строя. И в основе этой борьбы всегда были положены негласные методы работы. Казалось бы, такая необходимость продиктовано самой жизнью, но проблема в том, что собираемая информация зависела от того, кто эту информацию создавал, от грамотности, интеллекта информатора, его взгляда на происходящие события.

Академик Н.Н. Моисеев в замечательной книге своей жизни [3, с.19] рассказывает о том, как во время войны ему удалось решить вопрос о том, почему не взрывались захваченные у противника авиабомбы, которые поступили на вооружение в бомбардировочную авиацию в 1944 году. Оказалось, что в взрывателях Орановского (использовались ещё в первую мировую войну – К.О.), нужно было откусить кусачками лишние лопасти (механический тип взрывателя, который использовался в Красной Армии, у фашистов на эти авиабомбы был электрический взрыватель – К.О.), так как из-за больших скоростей самолетов эти взрыватели приходили в негодность, и авиабомбы не взрывались. Прежде, чем удалось решить эту задачу, сотрудник «Смерш» проинформировал командование, что весь вопрос в техниках, которые халатно относятся к своим должностным обязанностям. А когда Н.Н. Моисееву, который в годы войны был инженером авиационного полка по вооружению, удалось эту проблему решить, то этот же начальник «Смерш» полка «забыл» сообщить, в чем же была истинная причина невзрывания авиабомб… Прошло почти 9 лет и первый рапорт начальника «Смерша» в авиаполку стал причиной того, что Никите Николаевичу Моисееву, который являлся деканом аэромеханического факультета физико-технического института (МФТИ – К.О.) длительное время не оформляли допуск к работе с секретными материалами, что в тех условия приравнивалось к увольнению с занимаемой работы [3, с.20]. Но даже в этой книге, автор, который в предисловии указывает, что всех людей, которых встречались на его пути, он называет обычными именами, неточности могут быть только в датах [3, с.9], фамилию начальника «Смерша» полка он не называет…

Принципиально важно, что после распада Советского Союза, одним из первых законов российского государства был Федеральный закон от 13 марта 1992 года № 2506–1 «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» [4], который фактически заменил, по мнению к.ю.н. Кошелюк Б.Е., ведомственные нормативные акты секретного характера [5, с.13]. То есть, с этого момента на территории нашего государства существует законная оперативно-розыскная деятельность.

Конечно, этот закон не заменил действующие, как я предполагаю, секретные инструкции, документы, циркуляры, но именно этот закон представил общее понимание оперативно-розыскной работы и механизм использования информации, полученной оперативными органами, для того, чтобы различные противоправные деяния, в том числе преступления, выявлялись, предупреждались, пресекались, раскрывались; лица, совершившие или совершающие преступления, задерживались и доставлялись в соответствующие органы для проведения следствия и дознания; лица, которые без вести пропадали, искались; информация, угрожающая государственной, военной, экологической, информационной безопасности, собиралась; имущество, которое должно было конфисковано, было всегда установлено, где находится.

Внешняя деталь этого закона заключается в том, что он закрепил написание прилагательного «розыскной», как производного от слова «розыск». По этому мнению, предлагаю позицию коллектива авторитетных юристов: «В тексте Уголовного кодекса (кроме ст.330) и комментарии сохранена орфография написания слова «розыскная», соответствующая первоначальным законодательным источникам. Написание «разыскная» в ст. 303 УК соответствует тексту Федерального закона от 29.11.2012 № 207-ФЗ, внесшего изменение в эту статью, и действующим правилам орфографии (см.: Русский орфографический словарь: около 180 000 слов / О.Е. Иванова, В.В. Лопатин. И.В. Лопатин, И.В. Нечаева, Л.К. Чельцова; РАН. Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова; отв. ред. В.В. Лопатин. 3-е изд. стер. М.: АСТ-Пресс Книга, 2011; Орфографический словарь русского языка / Б.З. Букчина. И.К. Сазонова. Л.К. Чельцова. 6-е изд. М.: АСТ-Пресс Книга, 2010) [6, с.17].

В первом законе об ОРД было написано, что ОРД занимаются государственные органы и оперативные подразделения [7], а в федеральном законе, который пришел на смену первого, Федеральном законе от 12 августа 1995 года за № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»[1] уже указано, что оперативно-розыскной деятельности занимаются не государственные органы и оперативные подразделения, а оперативные подразделения государственных органов, которые уполномочены на эту деятельность данным Федеральным законом.

В преамбуле документа определено, что только этот закон определяет «содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации» [1] и закрепляет «систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий» [1].

Сущность оперативно-розыскной деятельности (из самой структуры федерального закона следует, что речь идет только об оперативно-розыскной деятельности России – К.О.) заключается в следующем:

  1. Это вид деятельности, осуществляемый ГЛАСНО и НЕГЛАСНО (выделено мной -К.О.). По мнению С.С. Тихоновой, стандартная схема формулировки легальных дефиниций, отвечающих по логике построения нормативного определения, выглядит следующим образом: дефиниендум (определяемое юридическое понятие, обозначаемое соответствующим юридическим термином) – логическая связка – дефиниенс (законодательное определение) [10, с.306]. В данном случае, дефиниенс «оперативно-розыскной деятельности в РФ» начинается ни с субъектов, которые занимаются оперативно-розыскной деятельностью, а с описания особой черты этой деятельности: эта деятельность (то есть не отдельное действие, как, например преступление в части действия, а совокупность таких действий – К.О.), которая осуществляется ГЛАСНО и НЕГЛАСНО (выделено мной – К.О.). Это очень важный и принципиальный момент! Эта особенность была указана и в первом федеральном законе об ОРД [7], так как до этого времени оперативно-розыскная деятельность, как я уже отметил, регулировалась исключительно ведомственными актами секретного характера;
  2. Она осуществляется ОПЕРАТИВНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ (выделено мной – К.О.) государственных органов. Это новелла данной нормы, так как в первом законе оперативно-розыскную деятельность осуществляли государственные органы и оперативные подразделения.
  3. Эти ОПЕРАТИВНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ на данную деятельность УПОЛНОМОЧЕНЫ именно и только ГОСУДАРСТВОМ (выделено мной - К.О.). То есть, оперативно-розыскной деятельностью занимаются не просто государственные органы, а особенные подразделения назначенных государством органов. Эти подразделения являются оперативными.
  4. Эта деятельность уполномоченных оперативных подразделений осуществляется только В ПРЕДЕЛАХ ИХ ПОЛНОМОЧИЙ (выделено мной – К.О.). Но всё то, чем занимаются оперативные подразделения, будет оперативно-розыскной деятельностью, а именно; та деятельность, которая ведется в рамках 15 оперативно-розыскных мероприятий.
  5. Эта деятельность уполномоченных оперативных подразделения осуществляется только ПОСРЕДСТВОМ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ (выделено мной – К.О.).
  6. Целями оперативно-розыскных мероприятий, которые проводятся оперативными подразделениями в ходе этой деятельности, являются: ЗАЩИТА ЖИЗНИ, ЗДОРОВЬЯ, ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА, СОБСТВЕННОСТИ, ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА (выделено мной – К.О.) от преступных посягательств. То есть, фактически те же цели, что указаны в задачах в Уголовном кодексе РФ, сформулированных в части первой статьи 2:

«1. Задачами настоящего Кодекса являются: охрана прав и свобод гражданина и человека, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечении мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений».

У государства много государственных органов, но согласно данного закона оперативные подразделения [1, ст.13], которые уполномочены государством заниматься оперативно-розыскной деятельностью, имеют только:

  1. Органы внутренних дел РФ;
  2. Органы федеральной службы безопасности;
  3. Федеральные органы исполнительной власти в области государственной охраны;
  4. Таможенные органы;
  5. Служба внешней разведки;
  6. Федеральная служба исполнения наказания.

Данное перечисление указанных шести государственных органов не означает, что это те, органы которых на первом месте (органы ОВД РФ), самые важные и главные, а органы ФСИН наоборот, малозначительные, роль каждого из них очень важна, но у каждого своя сфера деятельности.

И эта деятельность, будучи оперативно-розыскной, то есть, регламентируемой Федеральным законом от 12 августа 1995 года за № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», имеет свои ведомственные документы. А принимая во внимание, что оперативно-розыскная деятельность – это деятельность, которая проводится гласно и негласно [1, ст.1], то большая часть, как я предполагаю, этих ведомственных документов носит закрытый характер и недоступна для посторонних лиц.

Например, для органов внутренних дел РФ ведомственным документом по оперативно-розыскной деятельности будет приказ МВД России от 19 июня 2012 года за № 608 «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России» [11]. В соответствии с этим приказом оперативно-розыскной деятельностью в полиции [5, с.95] занимаются:

  • подразделения уголовного розыска;
  • подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции;
  • подразделения по борьбе с преступными посягательствами на грузы;
  • подразделения по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите;
  • подразделения по обеспечению взаимодействия с правоохранительными организациями иностранных государств-членов Международной организации уголовной полиции – интерполом и Генеральным секретариатом Интерпола;
  • оперативно-поисковые подразделения;
  • подразделения специальных технических операций (оперативно-технические подразделения);
  • подразделения оперативно-розыскной информации;
  • межрегиональные оперативно-розыскные подразделения территориальных органов МВД на окружном уровне;
  • подразделения по контролю за оборотом наркотиков, за исключением специального отряда быстрого реагирования обеспечения специальных мероприятий Главного управления по контролю за оборотом наркотиков МВД России, отрядов специального назначения «Гром» подразделений по контролю за оборотом наркотиков территориальных органов МВД России на региональном уровне.

Другой приказ МВД РФ приказ МВД РФ от 01 апреля 2014 года № 199 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел РФ гласно оперативно-розыскного мероприятия обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и Перечня должностных лиц органов внутренних дел РФ, уполномоченных издавать распоряжения о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» определяет порядок проведения обследования различных объектов [13].

К сожалению, большинство людей ошибаются, когда считают, что оперативно-розыскной работой занимаются все сотрудники органов внутренних дел, в том числе, сотрудники милиции общественной безопасности, в первую очередь, уполномоченные участковые инспекторы и сотрудники патрульно-постовой службы. Нет, они не относятся к оперативным органам, уполномоченных государством на проведение оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности и государства от преступных посягательств.

Но они могут привлекаться своими руководителями и сотрудниками оперативных органов к обеспечению проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Естественно, что сами уполномоченные участковые инспекторы категорически с этим не согласны, так как твердо уверены, что именно они в первых рядах борьбы с преступностью.

И они абсолютно правы в том смысле, что анализ данных официальной статистики за последние 15 лет показал [14, с.35], что совместно с работниками подразделений уголовного розыска в розыскной и идентификационной деятельности, принимали участие:

  • участковые уполномоченные полиции – 9,8 %;
  • а также сотрудники подразделений:
  • экономической безопасности и противодействия коррупции – 0,4 %;
  • подразделений по предупреждению преступлений несоверш. – 0,3 %;
  • патрульно-постовой службы – 0,5 %;
  • гос. инспекции по безопасности дорожного движения – 2,6 %;
  • по вопросам миграции территор. органов МВД России – 0,3 %;
  • контроля за оборотом наркотиков – 0,5 %;
  • НЦБ Интерпола – 1,1 %;
  • ОВД на транспорте – 9,9 %;
  • ФССП – 1,3 %;
  • ФСИН России – 5,7 %.

Разыскиваемые и идентифицируемые лица и неопознанные трупы, обстоятельства совершения преступлений и объекты – носители доказательной информации по оконченным производством уголовным делам (раскрытым по оперативным данным), розыскным, оперативно-поисковым делам и делам по установлению личности были разысканы и установлены с участием сотрудников подразделений:

  • уголовного розыска – 88,0 %;
  • специальных технических операций – 8,4 %;
  • оперативно-поисковых мероприятий – 1,8 %.

2. Задачи оперативно-розыскной деятельности

Во второй статье Федерального закона определены следующие задачи оперативно-розыскной деятельности [1]:

  1. выявление преступлений;
  2. предупреждение преступлений;
  3. пресечение преступлений;
  4. раскрытие преступлений;
  5. выявление и установлении лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление;
  6. осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда;
  7. осуществление розыска лиц, уклоняющихся от уголовного наказания;
  8. осуществление розыска без вести пропавших;
  9. добывание информации о событиях или действиях (бездействии), составляющих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;
  10. установление имущества, подлежащего конфискации.

То есть, задачи, которым я присвоил номера 1, 3, 4, 5 (частично), 6 (частично), 7, 10 – прямо связаны с понятиями «преступление», «преступность», «наказание», «конфискация имущества», т.е. со сферой действия Уголовного кодекса РФ и УПК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 14 УК РФ «преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания» [12, ст.14], из этого следует, что часть задач оперативно-розыскной деятельности появляются после того, как противоправное деяние в виде преступления уже совершено, и оперативно-розыскной деятельность начинается в виде реакции государства на уже совершенное противоправное деяние.

Вторая часть ОРД заключается в деятельности по предупреждению преступлений (задача под № 2, а также частично задача под № 5 в отношении лиц, подготавливающих, но не совершающие покушение или приготовление, которые сами по себе могут являться преступлениями в соответствии со ст.30 УК РФ).

Третья часть ОРД – это сбор информации о событиях или действиях, представляющих угрозу безопасности РФ. Она также, как и вторая часть, связана с предупреждением преступлений. Но в соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности» установлен принцип приоритета предупредительных мер в целях обеспечения национальной безопасности России [15].

Из вышеизложенного следует, что в широком смысле задачами оперативно-розыскной деятельности являются две комплексные задачи: первая – предупреждение каких-либо преступных посягательств, вторая – если эти преступные посягательства были осуществлены, то поиск, задержание, привлечение лиц к уголовной ответственности путем наказания посредством суда, обеспечение исполнения назначенного судом наказания тем, кто совершил эти противоправные деяния.

К.ю.н. Парфенов А.В. в своей работе приводит цифры о том, что в 2020 году в России разыскивалось 84 706 лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда. Находясь на нелегальном положении, они пребывают в таких условиях, при которых их дальнейшее существование неизбежно связано с преступной деятельностью и совершением различного рода преступлений» [14, с.4]. Хотя я с данным утверждением соглашусь только частично, потому что человек, который находится в «бегах», будет стараться вести себя так, чтоб не привлекать внимание к своей персоне, то есть не нарушать общественный порядок.

Но самое страшное заключается в том, что «каждый день в стране исчезает в среднем 200 человек (всего в 2020 году разыскивался 41 901 человек). Остается высоким количество разыскиваемых несовершеннолетних, ушедших из дома (их в 2020 году разыскивалось 1900, из них 660 малолетних). А установление личности по неопознанным трупам оказалось одним из слабых звеньев в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов (так, всего в 2020 году было в остатке дел по неопознанным трупам 12 207, возбуждено уголовных дел по факту установления насильственных действий, повлекших смерть потерпевшего – 3672)» [14, с.5].

3. Сущность оперативно-розыскных мероприятий

Статья 6 Федерального закона [1] определяет следующие оперативно-розыскные мероприятия:

  1. Опрос.
  2. Наведение справок.
  3. Сбор образцов для сравнительного исследования.
  4. Проверочная закупка.
  5. Исследование предметов и документов.
  6. Наблюдение.
  7. Отождествление личности.
  8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
  9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.
  10. Прослушивание телефонных переговоров.
  11. Снятие информации с технических средств связи.
  12. Оперативное внедрение.
  13. Контролируемая поставка.
  14. Оперативный эксперимент.
  15. Получение компьютерной информации.

Сущность всех этих 15 ОПМ заключается в том, чтобы собрать как больше информации об изучаемом объекте или предмете.

Сбором этой информации занимаются сотрудники оперативных подразделений, то есть, именно они наделены законом правом совершать оперативно-розыскные действия.

По мнению к.ю.н. Казака И.Б. [5, c.28], при осуществлении ОРД сотрудник оперативного подразделения самостоятельно определяет место, время, условия, вид ОРМ, тактику его проведения и носит предложения руководству оперативного подразделения о составе участников, сил и средств, используемых при его проведении с учетом специфики решаемых задач и конкретных ситуаций.

4. Оперативно-розыскная характеристика

Оперативно-розыскная деятельность играет сейчас одну из основных ролей в борьбе с преступностью, особенно с экстремизмом, коррупцией, поэтому формирование её как отдельной отрасли в уголовно-правовом поле, в том числе развитие теории ОРД происходит семимильными шагами. А развитие теории подразумевает развитие терминов, которыми она оперирует. Это относится и к оперативно-розыскной характеристике.

Еще 10 лет назад Кондратьев М.В. – сотрудник кафедры уголовного процесса и криминалистики Кемеровского государственного университета утверждал, что понятие «оперативно-розыскная характеристика преступлений» было введено в теорию и практику ОРД в конце 70-х – начале 80-х годов [16, с.88], что она представляет собой, по мнению В.Д. Гребельского, ряд упорядоченных и взаимосвязанных, из различных источников информационных признаков уголовно-правового, криминалистического, психологического, экономического и иного характера совокупное содержание которых содействует обоснованному выдвижению и проверке оперативно-розыскных версий при раскрытии родовых групп преступлений [17, с.70].

Подведя итоги научных представлений об оперативно-розыскной характеристике, Кондратьев М.В. ещё в 2012 году сделал вывод о том, что оперативно-розыскная характеристика имеет структуру, аналогичную по своей сути криминалистической, криминологической и уголовно-правовой характеристикам преступлений, но все же ее использование преследует достижение целей и решение задач именно оперативно-розыскной деятельности [16, с.88]. Кроме того, он подчеркивает, что данную дефиницию (оперативно-розыскную характеристику – К.О.) можно использовать в научном обороте, но только исключительно в области оперативно-розыскного права.

Прошло 10 лет, но по мнению Трофимовой Татьяны - адъюнкта 3-го факультета Академии управления МВД России, автора статьи «Актуальные вопросы оперативно-розыскной характеристики преступлений» [18, c.81], на повестке дня, как стояла, так и стоит сама разработка понятия «оперативно-розыскная характеристика преступлений», содержания его сущности, установления основных элементов, а также определения места среди криминалистической характеристики, криминологической характеристики, уголовно-правовой характеристики.

Она считает, что понятие оперативно-розыскной характеристики в настоящее время ещё не установлено. Первоначально в теории оперативно-розыскной деятельности характеристика преступлений носила описание «оперативно-тактической». «Однако в процессе научной дискуссии (М.Ю. Тарасова [19], В.И. Елинский [20] и др.) пришли к выводу, что данный термин относится к военной науке и тактике, а с содержательной стороны он не учитывает действия оперативных сотрудников за пределами тактики».

Учёные (Г.А. Овчинников [21], С.В. Катков [22], М.А. Ключникова [23] называют характеристику преступлений в сфере оперативно-розыскной деятельности «оперативно-розыскной».

Я поддерживаю их позицию, так как термин «оперативно-розыскная характеристика» играет серьёзную роль.

В предисловии учебника «Теория оперативно-розыскной деятельности» [24, с.5] д.ю.н. Овчинский В.С. указывает, что в настоящее время нормы, напрямую регулирующие оперативно-розыскные правоотношения, помимо Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и УПК РФ содержатся в более чем 30 федеральных законах.

Вокруг этих федеральных законов сформировалась целая система различных подзаконных актов, начиная с указов Президента Российской Федерации и постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также межведомственных и ведомственных нормативно-правовых актов.

Все документы, которые относятся к оперативно-розыскной деятельности, принято классифицировать на пять групп [25, с.105]. В первой относят Конституцию РФ и федеральные конституционные законы, ко второй – положения Федерального закона от 12 августа 1995 года «Об оперативно-розыскной деятельности», к третьей – другие федеральные законы, к четвертой – нормативно-правовые акты федеральных органов государственной власти; к пятой – ведомственные и межведомственные нормативные акты государственных органов.

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется не только после того, как преступление совершилось и возникает необходимость это преступление раскрыть, а главным образом это деятельность заключается, по моему мнению, в предотвращении любыми способами ситуации, когда это преступление совершается.

Из этого следует, что оперативно-розыскная характеристика преступного посягательства (в том числе, преступления) будет состоять из двух частей: первая часть – информация, которая необходима для предотвращения данного преступления; вторая часть – информация, которая необходима для раскрытия этого преступления, установления преступников, их задержания с дальнейшим привлечением к уголовной ответственности и обеспечения отбытия ими наказания за совершенное преступление.

К обеим частям может также примыкать информация об установлении лиц, которые могут стать жертвами предстоящего преступления (к первой части), которые стали жертвами состоявшегося преступления (ко второй части).

Введение Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 280-ФЗ в качестве задачи оперативно-розыскной деятельности «установление имущества, подлежащего конфискации»[26], также добавило соответственно информацию в различные части оперативно-розыскной характеристики: в первую часть – сведения об имуществе, которое может быть конфисковано; во вторую часть – сведения об имуществе, которое нужно по решению суда конфисковать у преступника.

Например, Ларичев В.Д. считает, что оперативно-розыскная характеристика – это совокупность всех известных сведений о преступлении, которые позволяют увидеть картину совершения преступления от момента его подготовки до совершения и сокрытия, что дает право на составление оперативно-розыскных версий, документирование и раскрытие преступления на основании доказательной базы [27, с.10].

Считаю, что определение ОРХ мошенничества, который предложил преподаватель Дальневосточного юридического института МВД России Наливайко Е.О. [28, c.112 ], можно рассмотреть в качестве классического примера определения оперативно-розыскной характеристики преступного посягательства (преступления), а именно: «оперативно-техническая характеристика преступного посягательства (преступления) - это совокупность элементов и иных взаимосвязанных между собой признаков, характеризующих преступное посягательство (преступление) и имеющих значение для решения задач оперативно-розыскной деятельности оперативными подразделениями государственных органов посредством использования тех или иных средств и методов, применяемых в целях предупреждения, выявления, документирования и раскрытия преступных посягательств (преступлений). При этом приоритетные элементы структуры ОРХ (оперативно-технической характеристики – К.О.) не могут быть общими в связи со спецификой преступных деяний и формируются в зависимости от конкретного его вида».

Вместе с тем, считаю необходимым, обратить внимание на следующее:

оперативно-розыскная характеристика (совокупность сведений, получаемых в ходе оперативно-розыскных мероприятий, которые могут иметь отношение к преступным посягательствам: сбор информации для предотвращения правонарушения или сбор информации для раскрытия уже совершенного преступления; сбор информации о лицах, которые могут иметь отношение к первым вышеуказанным событиям; сбор информации о пропавших лицах, независимо от того, могут ли они иметь отношение к вышеуказанным событиям или нет; сбор информации об имуществе для конфискации, или в будущем или в настоящем) для самого сотрудника оперативного органа, который должен осуществлять оперативно-розыскную деятельность, будет отличаться от оперативно-технической характеристики преступных посягательств (преступлений) для того, кто эту информацию будет использовать в своей правоохранительной деятельности.

Причина несовпадения этих оперативно-розыскных характеристик заключается в том, что деятельность оперативного сотрудника помимо Конституции Российской Федерации, федерального закона от 2 августа 1995 года № 144-ФЗ00000 «Об оперативно-розыскной деятельности», регулируется секретными приказами и документами для служебного пользования.

А деятельность сотрудников правоохранительных органов (следователи, дознаватели), которые используют результаты оперативно-розыскной деятельности, регламентируется открытыми документами, в том числе Уголовным кодексом РФ (устанавливает понятие и признаки преступлений) [15], Уголовно-процессуальным кодексом РФ [29] (в нем указаны права и обязанности дознания, следствия в том, как «использовать» результаты оперативно-розыскной деятельности: те, которые были получены до того момента, как дознаватель или следователь возбудили уголовное дело или начали проводить проверку по заявлению в отношении решения вопроса о возбуждении уголовного дела, или сами дали указание оперативным органам в установленном порядке провести оперативно-розыскные мероприятия по сбору той или иной информации).

Как правило, при составлении различных характеристик (характеристика – это совокупность определенных данных – К.О.), относящихся к деятельности различных подразделений государственных органов против преступных посягательств, особенно когда речь идет о преступлениях, в первую очередь внимание обращается на способ совершения преступления.

В криминалистической энциклопедии Р.С. Белкин подчеркивает, что «способ преступления издавна и вполне обоснованно находится в центре внимания ученых, занимающихся проблемами методики раскрытия преступлений» [30, с.31].

К.ю.н. Наливайко Е.О. отмечает, что по объему характеризующих сведений и их значению способ преступления занимает центральное место в системе элементов ОРХ (оперативно-розыскной характеристики – К.О.) любого вида преступлений» [28, c.113].

Ларичев В.Д. также уверен, что способ совершения преступления следует внести в основу построения ОРХ (оперативно-розыскной характеристики – К.О.), так как он учитывает, каким образом эти действия могут быть выявлены с использованием ОРМ (оперативно-розыскных мероприятий – К.О.) [31, с.7].

Оперативно-розыскная характеристика преступных посягательств (преступлений) – это термин оперативно-розыскной деятельности, цель которой собрать информацию, с помощью которой ЗАЩИЩАЕТСЯ (выделено мной – К.О.) жизнь, здоровье, права и свободы человека и гражданина, а также собственность, и ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ (выделено мной – К.О.) безопасность общества и государства от ПРЕСТУПНЫХ ПОСЯГАТЕЛЬСТВ (выделено мной – К.О.).

Оперативные сотрудники не занимаются работой дознавателей [32] и следователей [33], но они предоставляют им информацию для того, чтобы те начинали вести дознание или следствие, возбуждали уголовные дела или отказывали в возбуждении уголовных дел, или давали обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

То есть, для оперативных сотрудников «выявление и раскрытие преступлений» означает: « проведение специальных оперативных мероприятий, позволяющих определить: место, способ, время и другую информацию, а также установить лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших», «установление эпизодов, , фактов, потерпевших , материальный ущерб и другие обстоятельства, которые помогают собрать необходимые доказательства по уголовному делу» [5, c.6].

Пресечение преступления в соответствии с оперативно-розыскным законом является: возбуждение уголовного дела, применение уголовно-процессуальных мер пресечения и иных мер государственного принуждения, захват преступника на месте преступления.

Все вышеперечисленное относится к «преступлению».

Но оперативно-розыскная деятельность – это государственная деятельность от преступных посягательств, то есть, и от преступления, которое ещё не совершено. И в этом заключается огромная сложность для всей оперативно-розыскной работы, для теории ОРД, и терминов этой теории.

Трофимова Т.А. отмечает, что на современном этапе развития теории оперативно-розыскной деятельности характеристика (ОРХ – К.О.) является совокупностью данных, характеризующих преступление, однако проблема состоит в том, какие именно данные необходимо учитывать при анализе оперативно-розыскной характеристики [18, с.82].

С учётом вышеизложенного я предлагаю под оперативно-розыскной характеристикой преступных посягательств (преступлений) представлять совокупность следующих оперативно-значимых сведений, получаемых в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий:

1. Информация о совершении подобных преступных посягательств (преступлений) и их раскрываемости (общие сведения о подобных преступлениях, в том числе статистические данные);

2. Информация о месте совершения преступного посягательства (преступления);

3. Информация о предполагаемых лицах (преступниках) и возможных мест их нахождения (предполагаемый социальный портрет преступника);

4. Информация о способах совершения преступных посягательств (преступления);

5. Информация о потерпевшей стороне, исходя из особенности правовой нормы;

6. Информация о лицах, которые могут владеть информацией о преступном посягательстве (преступлении):

  • лица, сами участвующие в преступном посягательстве (преступлении);
  • лица, которые имели возможность стать свидетелями преступного посягательства (преступления);
  • лица, которые могли быть заинтересованы в совершении преступного посягательства (преступления);
  • лица, являющие информаторами оперативных сотрудников. Данный пункт имеет отношение только к оперативно-розыскной деятельности, так как только этот федеральный закон указывает на личности граждан, оказывающих содействие на конфиденциальной основе.

7. Информация о следах, которые могут остаться на месте совершения преступных посягательств (преступлений);

8. Информация технических источников, имеющая отношение к местности преступного посягательства (преступления).

Фактически ее структура аналогична структуре криминалистической характеристике преступлений, сведениям [34, c.253]:

  • Об общих условиях совершения преступления (типичных месте и времени).
  • О способах совершения преступления.
  • О механизме следообразования.
  • О предмете преступления.
  • О личности преступника.
  • О личности потерпевшего.
  • О закономерных данного вида преступления с иными.
  • О причинах и условиях, способствующих совершению преступлений конкретного вида.

Но если оперативно-розыскная характеристика преступных посягательств (преступлений) – это алгоритм действий для сотрудника оперативного подразделения, который осуществляет оперативно-розыскную деятельность, то криминалистическая характеристика – это программа действий в первую очередь следователя, который в рамках уголовного дела расследует данное преступление.

5. Пример оперативно-розыскная характеристика преступления, предусмотренного статьёй 243.4 УК РФ «Уничтожение либо повреждение воинских захоронений, а также памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений или объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества или его интересов либо посвященных дням воинской славы России» и статьёй 244 УК РФ «Надругательство на телами умерших и местами их захоронения»

Исходя из определения оперативно-розыскной деятельности, следует установить, в случае совершения преступления, предусмотренного статьями 243.4 УК РФ и 244 УК РФ, что именно защищает или обеспечивает сотрудник оперативного подразделения.

По закону ОРД он может защищать: жизнь, здоровье, права и свободы гражданина и человека, имеется в виду живого человека и гражданина. В нашем случае речь идет о воинском захоронении одного лица или многих лиц, а также об объекте, связанном с одним лицом или многими лицами, которых уже нет в живых (ст.243.4 УК РФ), о не воинском захоронении (ст.244 УК РФ).

Во-вторых, закон об ОРД предусматривает защиту собственности. Если памятник, стела, другие объекты находятся в собственности государства, муниципалитета или каких-нибудь юридических или физических лиц, то такая защита имеет право на существование. Однако не все воинские захоронения «имеют» своих собственников. Это относится не только к воинским захоронениям внутри страны, но и к воинским захоронениям россиян за рубежом. Часть из них внутри страны входят в государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ, взятых под охрану государства, а часть (более значительная, я думаю) нет.

В-третьих, закон об ОРД дает право сотруднику оперативного подразделения проводить оперативно-розыскные мероприятия в целях обеспечения безопасности общества и государства. Какое отношение воинские захоронения имеют к безопасности общества и государства?

Общественная безопасность – это состояние защищённости, во-первых, человека и гражданина, а, во-вторых, состояние защищённости материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [35].

Общественная нравственность – это часть общественной безопасности, которая находится под защитой уголовных норм статей 239-245 Уголовного кодекса Российской Федерации.

То есть, первая статья закона об ОРД в соответствии со статьями 234.4 УК РФ и 244 УК РФ наделяет сотрудника оперативного подразделения государственного органа правом проводить оперативно-розыскную деятельность в целях обеспечения обеспечению безопасности общества и государства.

Для статьи 243.4 УК РФ (2020 «год рождения») также верен вывод, сформулированный ещё в 2015 года [36] о том, что «общественная нравственность, терпящая ущерб при совершении уничтожения или повреждения культурных ценностей, а также при надругательстве над телами умерших и местами их захоронения, представляет собой общественные отношения, затрагивающие взгляды человека на эстетику, достоинство, уважение и память к культурным достижениям предшествующих поколений, а также память усопших».

Поэтому я считаю, что в первую статью Федерального закона от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» необходимо срочно внести изменения – добавить объект зашиты «нравственность».

1) Информация о совершении аналогичных преступлений

К сожалению, сведения о преступности в России не содержат информацию о том, как применялась на практике уголовная норма, определяемая статьёй 243.4 УК РФ. Поэтому вместо конкретных цифр приведу оценку 2022 года, данную Медведевым Д.А., заместителем председателя Совета безопасности Российской Федерации, Председателем Всероссийской политической партии «Единая Россия» как года, изменившего мировой порядок. Назвал шесть итогов года, дав третьему итогу название «Эпидемия русофобии требует лечения сильными средствами», подчеркнул, что «выслуживаясь» перед «хозяевами» и по своему скудоумию, киевский режим отчаянно стремиться «запретить не только любые контакты своих граждан и бизнес с Россией, но и любой «русский дух», русскую культуру – даже ту, которая стала мировой классикой. На Украине сносят памятники русским литераторам и полководцам, а улицам Пушкина дают имена отморозка Бандеры. Ставят вне закона русский язык в школах и в быту, пускают под нож русские книги. До чего же знакомый почерк – не хватает только концлагерей и «хрустальной ночи». Гоголь, Булгаков, Малевич, Ахматова. Вернадский, да и Леся Украинка или Тарас Шевченко, должно быть, переворачиваются в гробах [37, с.4] (К теме статьи относятся факты сноса памятников полководцам).

Во-вторых, обращаю внимание на статью «По живому» от 17 января 2023 года с заголовком «Скандал» на первой странице Российской газеты [38, с.1] об уникальном некрополе на французской земле, где похоронены русские люди. Среди них писатели Иван Бунин, Алексей Ремизов, Виктор Некрасов, поэт Дмитрий Мережковский и его супруга Зинаида Гиппиус, Александр Галич, художник Константин Коровин. Приемный сын максима Горького и генерал французского Иностранного легиона Зиновий Пешков, кинорежиссер Андрей Тарковский. Начиная с 2008 года. Россия ежегодно переводила на счёт властей Сент-Женевьев-де-Буа сотни тысяч евро. Сейчас французская сторона, не объясняя причин, отказалась принимать деньги для продления концессии над захоронениями. Представитель МИД РФ Мария Захарова, комментируя этот отказ, отметила, что французские власти пока не рискуют трогать захоронения солдат красной Армии на территории страны. Так как опасаются гнева просвещенных французов, которые хранят память о них. «Поэтому придумали отыграться на могилах русского кладбища, где нашли свой покой представители цвета русской эмиграции» [39, с.5].

2) Информация о месте совершения преступления

В соответствии со статьей 243.4 УК РФ местом совершения преступления является следующее:

  • место, где находится воинское захоронение;
  • место, где находится памятник, стела, обелиск, другие мемориальные сооружения или объекты, увековечивающих память погибших (при отсутствии воинских захоронений) при защите Отечества или его интересов в период Великой Отечественной войны;
  • место, где находится памятник, стела, обелиск, другие мемориальные сооружения или объекты, посвященных дням воинской славы России в этот период (в том числе мемориальные музеи или памятные знаки на местах боевых действий),
  • место, где находятся памятники, другие мемориальные сооружения или объекты, посвященных лицам, защищавшим Отечество или его интересы.

В данном пункте оперативно-розыскной характеристики помимо географического расположения «объекта» данной статьи, важна информация о том, кому принадлежит земля, на которой находится этот объект или в которой находится воинское захоронение, во-вторых, является ли сам этот объект объектом чьей-то собственности.

3) Информация о предполагаемых лицах (преступниках) и возможных мест их нахождения (предполагаемый социальный портрет преступника)

Источником для сбора данной информации выступают в первую очередь средства массовой информации. например, в этой работе я представляю пример того, как из СМИ сотрудники следственного комитета получили сведения о разрытии «черными копателями» воинского захоронения в Крыму.

Помимо этой категории лиц, потенциальными кандидатами этого правонарушения могут быть:

  • родственники воевавших против Красной Армии в Великую Отечественную войну;
  • лица, выступающие против политики России во всех сферах жизни;
  • лица, которые ведут паразитический образ жизни, то есть, которые за определенное денежное вознаграждение готовы сделать всё, что угодно.

4) Информация о способах совершения преступных посягательств (преступления)

Объективную сторону преступлений, предусмотренных статьями 243.4 УК РФ и статьи 244 УК РФ, составляют:

  • уничтожение, то есть полное разрушение данного объекта. Если это воинское захоронение, то под уничтожением останков я понимаю, как уничтожение костей механическим способом, химическим способом, путем сжигания в специальных печах, так и путем взрыва. Если этот какой-то объект (памятник) имеет какую-то материальную форму, то его уничтожением будет разрушение этой формы. Как правило, это бетонные, каменные, бронзовые изделия. Бетон разрушается механическим путем: бульдозерами или экскаваторами, а бронзовые статуи могут быть переплавлены на металл;
  • повреждение, что означает частичное нарушение физической формы объекта. В зависимости от величины повреждения возможен его ремонт: косметический (частичный) или капитальный. Как правило, повреждения наносят отдельные лица, а не группа лиц. Вместе с тем, использование современных технических средств позволяет даже одному человеку нанести любые повреждения памятному сооружению.

5) Информация о потерпевшей стороне, исходя из особенности правовой нормы:

  • во-первых, этой стороной может выступать всё наше государство;
  • во-вторых, родственники тех лиц, памяти которых посвящен данный памятный объект.

6) Информация о лицах, которые могут владеть информацией о преступном посягательстве (преступлении):

  • лица, сами участвующие в преступном посягательстве (преступлении);
  • лица, которые имели возможность стать свидетелями преступного посягательства (преступления);
  • лица, которые могли быть заинтересованы в совершении преступного посягательства (преступления);
  • лица, являющие информаторами оперативных сотрудников располагающие информацией о данном преступном посягательстве (преступлении);

7) Информация о следах, которые могут остаться на месте совершения преступных посягательств (преступлений): делится на два вида следов, один из которых относится к следам, которые остаются на самом объекте, а во втором случае, речь идет о следах, которые могут быть обнаружены на территории, на которой этот объект находится.

8) Информация технических источников, имеющая отношение к местности преступного посягательства (преступления)

В данном случае я имею в виду прежде всего проверка средств мобильной связи, которые находились на территории преступного посягательства (преступления) в момент предполагаемого или уже совершенного противоправного деяния (преступления). Конечно, установить камеры слежения на каждом воинском захоронении или могиле сегодня невозможно, но в будущем, я думаю, это станет нормой.

Все вышеназванные элементы обязаны знать как сами оперативные сотрудники, так и следователи (дознаватели), которые собранную информацию «превращают» в доказательства, подтверждающие вину или невиновность человека в случае совершения преступных посягательств (преступлений).

Заключение

1. Результаты исследования по заданной теме и предложения по обеспечению общественной безопасности

Проблема любой работы заключается в том, какой материал предоставляет автор для исследования заданной темы и на чем акцентирует свое внимание.

Учитывая, что объектом изучения является оперативно-розыскная деятельность, которая, как я считаю, лежит в основе всей правоохранительной деятельности любого государства, то я обратил внимание на то, что государство и право – это стороны одной медали под названием «форма организации общества». Они появляются на том этапе общественного развития, на котором развитие социума невозможно без регулирования общественных отношений нормами и правилами поведения.

Сначала это мораль и нравственные установки, в основе которых биологические стороны человеческого бытия. Но потом для развития общественных отношений таких общественных регуляторов недостаточно, и поэтому появляется такое общественное явление, которое я называю «ГОСУДАРСТВО – ПРАВО». Именно в рамках этой универсальной общественной организации происходит всё дальнейшее развитие общества – от первобытнообщинного строя до наших дней.

У каждого государства свое право, каждое право будет отличаться от другого права тем, в каком государстве оно существует, и какой у него временной показатель. То есть, любое право – это результат всех предыдущих правовых норм и то, что данные правовые нормы «сотворили», и поэтому правовые правила важны не только сами по себе, но и то, к какому времени они относятся.

Жизнь общества невозможна без регуляторов общественных отношений, главное место среди которых занимает действующее право в виде законодательства.

В зависимости от важности тех или иных общественных отношений общество уполномочивает их защиту законодательным актам, в первую очередь Уголовному кодексу РФ, Гражданскому кодексу РФ, Кодексу об административных правонарушениях РФ, а также отдельным федеральным законам, без которых жизнь любого социума невозможна в принципе!

Актуальность нашего времени заключается в том, что Россия защищает свои границы путем проведения специальной военной операции по денацификации и демилитаризации Украины, территорию которой страны НАТО пытаются использовать для разрушения целостности России.

Статья 243.4 УК РФ появилась именно сейчас – по меркам уголовного права недавно, почти три года назад. Она - «первый шаг» (слова Панкова Н.А. - представителя президента РФ Путина В.В. Панков Н.А. при внесении президентского законопроекта в Государственную Думу РФ) в вопросе защиты воинских захоронений за рубежом.

Учитывая антироссийские действия современных элит тех стран, которые Советский Союз освободил от гитлеровского ига, а также Литвы, Латвии, Эстонии, Украины, задача по охране этих объектов очень сложная. Тем более, что этими государствами поощряются действия лиц, которые стремятся разрушить и стереть с лица земли любые предметы памяти воинов-освободителей.

Поиск и разоблачение преступников по статье 243.4 УК РФ возможен только в сотрудничестве с правоприменительными органами стран, в которых находятся воинские захоронения.

Что касается поиска и привлечении лиц к ответственности за совершение противоправных деяний, предусмотренных статьёй 243.4 УК и статьёй 244 УК РФ, то каких-либо трудностей для этого я не вижу. Главным образом, преступления по статье 244 УК РФ совершаются в нетрезвом виде, разрушают памятники, ломают могильные кресты из хулиганских побуждений. Во-вторых, часть этих преступлений связаны с преступными замыслами использовать материал памятников (гранит, например) для продажи с целью получения денежных средств.

Сложность в установлении виновных в совершении этих преступлений заключается только в том, что, как правило, кладбища, на которых расположены захоронения, находятся на определенном расстоянии от населенных пунктов и поиск потенциальных свидетелей затруднён.

При написании работы пришлось изучить значительное число работ, относящихся к теме общественной нравственности и оперативно-розыскной деятельности, определяемой в настоящее время федеральным законом от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и дать собственное определение термину «оперативно-розыскная характеристика преступного посягательства (преступления)».

Использование термина «оперативно-розыскная характеристика» в теории ОРД считаю необходимой, при этом необходимо отличать её от криминалистической или криминологической характеристики преступлений. Это различие основано на двух положениях:

  • во-первых, ОРХ – характеристика преступного посягательства, то есть, не только совокупность информации. имеющей отношение к конкретному преступлению (в нашем случае к уголовных статьям по общественной нравственности), но к действиям, которые направлены на предотвращение этих преступлений;
  • во-вторых, ОРХ – это алгоритм действий для сотрудника оперативного подразделения, который находится в государственном органе, уполномоченном государством на проведение оперативно-розыскной деятельности, и алгоритм действия следователя(дознавателя) по использованию результатов ОРД в своей работе. При этом следует различать сведения, полученные оперативным подразделением до совершения преступления, но имеющим отношения к причинам этого преступления, и сведения, полученные оперативным подразделением при исполнении задач, сформулированных следователем (дознавателем) по конкретному совершенному преступлению.

В процессе исследования правовых документов мною освоен порядок сбора материала заданной тематики, как с текстами действующих федеральных законов, так и содержанием научных статей разных авторов и статей в средствах массовой информации по интересующим фактам.

2. Небронзовый солдат [40, с.7]

Так назвала свою заметку Елена Новоселова – корреспондент «Российской газеты» от 06 марта 2023 года. Главная информация в ней – новость о том, что вскоре в России появится реестр уничтоженных в недружественных странах исторических памятников, посвященных подвигам наших солдат.

Председатель Российского исторического общества (РИО) Нарышкин Сергей Евгеньевич (в настоящее время Директор Службы внешней разведки, ранее занимал должность Председателя Государственной Думы. Является постоянным членом Совета Безопасности РФ – К.О.) сообщил: «Речь идёт о новой цифровой платформе, в основу которой может быть положен существующий с 2017 года портал Российского военно-исторического общества (РВИО) – «Место памяти». На текущий момент эта большая электронная карта содержит сведения о 90 тысячах различных памятников, расположенных как в нашей стране, так и за рубежом».

Сейчас фактически ведется полномасштабная война с советскими мемориалами, охватившая вначале Прибалтику и Польшу, а потом захлебнувшая бывшую Украинскую ССР и некоторые центральноевропейские страны. Наиболее яркие примеры вандализма: «отчаянное противостояние вокруг бронзового солдата в Таллине, варварский снос памятника маршалу Коневу в Праге и так называемые «декоммунизационные законы», принятые польским сеймом и Верховной радой Украины».

Руководство этих стран прекрасно осведомлено о том, кто борется с советскими памятниками, и первое, что необходимо сделать, это организовать постоянный сбор информации по данному вопросу. Естественно, что оперативно-розыскная деятельность ведется правоохранительными органами России только на территории страны, но существуют открытые источники в различных средствах информации.

Во-вторых, несмотря на то, что в данных странах нет специального закона об ОРД, вопросы организации в этой области регулируются путем издания ведомственных нормативных актов как закрытого, так и открытого характера, а принятые отдельные правовые акты законодательного характера наделяют дополнительными полномочиями оперативные службы и ведомства данных государств при организации тактики проведения отдельных оперативно-розыскных мероприятий, а также использования специальных средств и методов. И несмотря на политические противоречия, алогичные службы всегда имеют дополнительные линии связи между собой.

В-третьих, я считаю самым перспективным направлением создание такой организации, в которой могли бы принимать участие и жители той страны, в которой находятся советские воинские захоронения, то есть, та часть населения этих государств, которая считает, что погибшие советские воины спасли их от фашизма. Только при наличии этой категории лиц, возможна реализация соответствующих норм Уголовного кодекса РФ в отношении лиц иного государства.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // СПС «КонсультантПлюс».
  2. Всемирная история полиции / авт. текста А.Е. Матвиенко. П.В. Лурье. – Москва: издательство «Э», 2017. – 256 с.: ил. – (Подарочные издания. ПРАВО).
  3. Моисеев Н.Н. Как далеко до завтрашнего дня. Свободные размышления. 1917-1993. (Приложение: Вехи – 2000. Заметки о русской интеллигенции кануна нового века.) – М.: АНО «Журнал «Экология и жизнь», 2017 г. С.19.
  4. Федеральный закон от 13 марта 1992 года № 2506 - 1 «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
  5. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» (постатейный). – Москва: Проспект, 2023. – 128 с.
  6. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. В 4 т. Том 3. Особенная часть. Раздел IX / отв. ред. В.М. Лебедев. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 298 с. – (Серия: Профессиональные комментарии).
  7. Статья 1 Федерального закона от 13 марта 1992 года № 2506 – 1 «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс»
  8. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 года) // СПС «КонсультантПлюс».
  9. Федеральный закон № 4730-I «О государственной границе Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
  10. Тихонова С.С. Легальные дефиниции в особенной части современного кодифицированного уголовного закона (на примере глав 16-25 УК РФ): эволюция или деградация конструкций в процессе вторичного законотворчества. // Эволюция государства и права: история и современность. Курск, 2017. С.303-306.
  11. Приказ МВД России от 19 июня 2012 года за № 608 «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России».
  12. Часть1 статьи 2 Федерального закона от 13.06.1996 № 63-ФЗ «Уголовный кодекс Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс»
  13. Приказ МВД РФ от 01 апреля 2014 года № 199 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел РФ гласно оперативно-розыскного мероприятия обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и Перечня должностных лиц органов внутренних дел РФ, уполномоченных издавать распоряжения о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств».
  14. Парфенов А.В. Теоретико-методологические основы розыскной и идентификационной деятельности в Российской Федерации. – Москва: Проспект, 2022. – 80 с.
  15. Федеральный закон "О безопасности" от 28.12.2010 N 390-ФЗ (последняя редакция) // СПС «КонсультантПлюс».
  16. Кондратьев М.В. Оперативно-розыскная характеристика преступлений: к описанию понятия // Грамота. 2012. № 5 (19): в 2-х ч. Ч.1. С.88.
  17. Гребельский Д.В. О соотношении криминалистических и оперативно-розыскных характеристик // Криминалистическая характеристика преступлений: труды Академии МВД СССР. – М., 1984. С.70-73
  18. Трофимова Т.А. Актуальные вопросы оперативно-розыскной характеристики преступлений // Сетевое издание «Академическая мысль». № 2 (19). 2022. С.81-85.
  19. Тарасова М.Ю. Оперативно-розыскная характеристика убийств и умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, совершаемых иностранными гражданами / Труды Академии управления МВД России. 2016. № 1(37). С.125.
  20. Елинский В.И. Основы методологии теории оперативно-розыскной деятельности. Москва, 2012. С.61.
  21. Овчинников Г.А. Оперативно-розыскное противодействие преступлениям, совершаемым в сфере потребительского рынка: дис….канд.юрид.наук. Санкт-Петербург, 2001. С. 31.
  22. Катков С.В., Белокобыльская О.И., Горных С.А. Оперативно-розыскная характеристика преступлений, совершаемых в кредитно-финансовой сфере: отдельные вопросы теории и практики // Вестник Волгоградской академии МВД России, 2019. С.104.
  23. Ключникова М.А. Оперативно-розыскная характеристика прес туплений в сфере осуществления закупок для обеспечения нужд уголовно-исполнительной системы// пенитенциарное право: юридическая теория и правоприменительная практика. 2020. № 49(26). С. 50.
  24. Теория оперативно-розыскной деятельности: учебник / под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 795 с.
  25. Смагоринский Б.П., Тарасова М.Ю.О необходимости совершенствования частной методики оперативно-разыскного обеспечения раскрытия отдельных видов преступления // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2016. № 2(37). С.109-114.
  26. Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 N 280-ФЗ (последняя редакция)
  27. Ларичев В.Д., Борин Б.В. Оперативно-розыскная характеристика преступлений экономической направленности (на примере хищений в строительной сфере): монография / В.Д. Ларичев, Б.В. Борин. – Москва: Юрлитинформ, 2016. – 210 с.
  28. Наливайко Е.О. Основные элементы оперативно-розыскной характеристики дистанционных мошенничеств и их взаимосвязь. // Вестник Дальневосточного юридического института МВД России. 2022. № 2 (59). С. 112-113.
  29. "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.08.2023).
  30. Белкин Р.С. Криминалистическая энциклопедия. М., БЕК, 1997. – 342 с.
  31. Ларичев В.Д. Оперативно-розыскная характеристика экономических преступлений: понятие и содержание // Оперативник (Сыщик). 2009. № 1(18). С.8.
  32. Статья 41 «Дознаватель» УПК РФ // СПС «Консультант Плюс».
  33. Статья 38 «Следователь» УПК РФ // СПС «Консультант Плюс».
  34. Янин С.А., Янина Т.Н., Горелов М.Г. О содержании некоторых элементов криминалистической характеристики преступления, предусмотренного ст.243 УК РФ // Вестник Воронежского института МВД России. 2019. № 4. С. 252-256.
  35. Пункт 4. Общие положения Концепции Общественной безопасности в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 14.11.2013 № пр.-2685) // СПС «КонсультантПлюс»
  36. Калининская Я.С., Чугунов А.А. Разграничение составов преступлений, предусмотренных статьями 214. 243, 244 Уголовного кодекса Российской Федерации: объективные критерии // Современное право. 2015 г. № 7. С.107.
  37. Медведев Д.А. Наши люди, наша земля, наша правда. // Российская газета. 26 декабря 2022 г. Понедельник. № 292 (8940). С.4.
  38. Вячеслав Прокофьев. По живому. Скандал: Мэрия французского городка Сент-Женевьев-де-Буа на даёт России внести плату за истекающие концессии в русском некрополе. // Российская газета. 17 января 2023 г. Вторник. № 8 (8953). С.1.
  39. См.: Российская газета. 17 января 2023 г. Вторник. № 8 (8953). С.5.
  40. Елена Новоселова. Небронзовый солдат // Российская газета, 6 марта 2023, понедельник № 47 (8992). С.7.

Поделиться

577

Коваленко О. А. Оперативно-розыскная деятельность – основной правовой механизм борьбы с преступностью // Актуальные исследования. 2023. №39 (169). Ч.I.С. 61-76. URL: https://apni.ru/article/7092-operativno-rozisknaya-deyatelnost-osnovnoj-pr

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля