Главная
АИ #40 (170)
Статьи журнала АИ #40 (170)
Функции музыкального образования в образовательной системе современной школы

Функции музыкального образования в образовательной системе современной школы

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

музыкальное образование
музыкальные школы
урок музыки
интеллектуальные способности
дисциплина

Аннотация статьи

В статье изучаются основные аспекты, делающие музыкальное образование важным для современной педагогики. В результате работы будет сделан вывод о важности музыкального образования в современной образовательной системе.

Текст статьи

В двадцатом веке ученые стали исследовать влияние музыки на различные аспекты жизнедеятельности человека, например, уровень его обучаемости, развитие психики и иные факторы. В результате, многие ученые, врачи, педагоги и иные лица пришли к выводу, что музыкальное образование важно для человека, а ребенка особенно. Так как до сих пор важность музыкального образования осознают не во всех образовательных учреждениях, а его польза доказана уже достаточно давно, рассматривать данную тему актуально.

Врачи и педагоги смогли установить, что верно подобранная музыка положительно влияет на мозговую деятельность. В направлении педагогики этот факт особенно важен, так как мозг ребенка в раннем возрасте лишь формируется. Таким образом, музыкальное образование и музыка в целом конструируют его, помогая грамотно развиваться [2].

Ярким доказательством является исследование гарвардских ученых-медиков. Согласно их данным, музыкальное образование, а именно обучение игре на каком-либо инструменте, положительно влияет на процесс развития мозга. За пятнадцать месяцев наблюдений было установлено, что дети, которые регулярно уделяют время музыкальному образованию, имеют более объемное мозолистое тело. За время исследования оно увеличилось в среднем на двадцать пять процентов. Мозолистое тело важно для человека, так как отвечает за передачу данных между полушариями мозга [1].

Отдельно необходимо выделить способность музыкального образования бороться или не допускать формирования страха перед публикой. Данная боязнь присуща многим не только молодым, но и взрослым лицам. Если музыкальное образование ребенку преподается лишь в школе, то там ему будет необходимо выступать с сольным исполнением отрывка песни перед собственным классом. Если несовершеннолетний дополнительно посещает музыкальную школу, то с высокой долей вероятности ему нужно будет выступать сольно или в составе группы на сцене. Все это, либо постепенно делает боязнь публичных выступлений невозможной, либо просто делает человека невосприимчивым к этому страху. Более того, ребенок сразу учится быть в центре внимания, вырабатывает умение правильно вести себя в такой ситуации, что положительно скажется вне зависимости от выбранного рода деятельности в дальнейшем (лишь один процент выпускников музыкальных школ продолжают развиваться в этом направлении далее).

Исследования показывают, что лица, имеющие или имевшие отношение к музыке, лучше воспринимают общую ситуацию, лучше мыслят логически, а также планируют, в отличие от лиц, которые не имели никакого отношения к музыке. Уровень IQ и прохождение иных интеллектуальных тестов установили, что их способности в этом направлении в среднем на двадцать процентов выше, по сравнению со сверстниками, которые не имели музыкального образования. Лицам, не видящим связь между музыкальным образованием и общим образованием необходимо выделить факт того, что многие ученики музыкальных школ учатся в общеобразовательных учреждениях лучше. Причина заключается в тренировке многих важных для общей учебы факторов. Речь идет, например, о необходимости запоминать ноты – происходит тренировка памяти, о важности внимательно следить за действиями педагога, дирижера и иных лиц – совершенствуется внимание и так далее. Современные исследования доказывают важность музыкального образования даже с малого возраста. Причина заключается в доказанном развитии мелкой моторики, что важно для подрастающего поколения [1].

Стоит отметить, что сейчас в целом музыкальное образование имеет яркую тенденцию к развитию. На данный момент не только функционируют известные музыкальные заведения, яркими примерами которых являются консерватории (пример - Консерватория имени Чайковского) и специальные академии (пример – Академия музыки Гнесиных), но и создаются частные школы, онлайн-курсы и междисциплинарные программы. В некоторых гуманитарных университетах появились направления, связанные с музыкальным образованием. Все новые направления позволяют музыкальному образованию стать в современном мире распространенной развитой сферой, которая доступна всем. На государственном уровне важность музыкального образования тоже была отмечена, поэтому уроки музыки были включены в общеобразовательную программу. При этом новые ФГОСы позволили усовершенствовать ее. Так, была создана целостная система оценивания ученика, что позволяет выявить его успехи спустя несколько лет обучения. Отметим, что музыкальному образованию в школах необходимо и дальше развиваться, так как именно оно имеет значительные несовершенства, но при этом является чрезвычайно важным вследствие возраста обучаемых.

Подводя итог, делаем вывод о высокой важности музыкального образования для развития ребенка. С его помощью развивается мозговая деятельность, память, мировосприятие, интеллектуальный уровень, уровень дисциплины, формируются культурные знакомства и так далее. Знания о музыке играют большую роль в воспитании и обучении, придавая эстетическому развитию школьников образовательную широту и идейность.

Список литературы

  1. Казанцева, Г. А. Роль музыкального образования в развитии личности ребёнка / Г. А. Казанцева, А. Р. Макарова // Культура, образование и искусство: традиции и инновации : Сборник статей по материалам III Всероссийской научно-практической конференции ученых-исследователей, специалистов; преподавателей вузов, колледжей, школ, учреждений дополнительного образования; руководителей образовательных учреждений; аспирантов, студентов, Нижний Новгород, 20 мая 2020 года / Мининский университет. – Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2020. – С. 31-34.
  2. Нурдинов, К. П. Роль музыкального образования и воспитания во всестороннем развитии личности ребенка / К. П. Нурдинов, Д. Г. Умнов // Вестник науки и образования. – 2019. – № 22-2(76). – С. 50-53.
  3. Рахимов, Р. Н. Роль музыкального образования в развитии личности / Р. Н. Рахимов // Проблемы науки. – 2021. – № 1(60). – С. 46-48.

Поделиться

1150

Зигаева М. П. Функции музыкального образования в образовательной системе современной школы // Актуальные исследования. 2023. №40 (170). Ч.II.С. 35-36. URL: https://apni.ru/article/7095-funktsii-muzikalnogo-obrazovaniya-v-obrazovat

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января