Цифровизация является характерным явлением современного мира, которое влияет на отдельных людей, организации, глобальную экономику и общество в целом. Как продолжающееся явление, цифровизация воспринимается, как основная тенденция, которая с разной интенсивностью влияет на компании всех размеров и во всех областях деятельности. Концепция цифровизации компаний находится в процессе структурирования, и на текущее время отсутствует утвержденное определение. Для некоторых авторов термины "оцифровка", "цифровизация" и "цифровая трансформация" часто используются взаимозаменяемо. Другие авторы отмечают, что существует различие между этими терминами: оцифровка - это процесс перехода от аналоговой формы к цифровой; цифровизация - это использование цифровых технологий для повышения производительности и расширения сферы бизнеса, а цифровая трансформация - это адаптация к требованиям цифровой экономики. Другие исследования отражают три этапа цифровой трансформации: (1) оцифровка (например, автоматизация рутинных действий или преобразование аналоговой информации в цифровой формат), (2) цифровизация (например, использование роботов в производстве, внедрение цифровых каналов распределения и связи) и (3) цифровая трансформация (заключается во внедрении новых бизнес-моделей, таких как предоставление "продукта как услуга", цифровых платформ и т.д.). В этом случае, цифровая трансформация включает в себя изменение способа создания и приведения к соответствующей стоимости компаний с использованием цифровых технологий, при этом цифровые технологии становятся основной бизнес-моделью компании. С эволюционной точки зрения некоторые авторы связывают цифровизацию фирм с "Четвертой промышленной революцией" (или индустрией 4.0), которая характеризуется "слиянием технологий, стирающим границы между физической, цифровой и биологической сферами" [1, c. 95].
Эти подходы дают нам представление как о сложности феномена цифровой трансформации, через который проходят компании, так и о трудностях его осмысления. Учитывая концептуальную непоследовательность, которая сохраняется в определении феномена цифровизации фирм, мы верим, что корпоративная цифровая трансформация – это феномен изменений, который компании претерпевают и распространяют в среде, в которой они работают, внедряя цифровые технологии с разной интенсивностью [1, c. 99].
Цифровая трансформация может поддержать компании в области корпоративной социальной ответственности во всех ее формах: ответственности перед окружающей средой, обществом и всеми акционерами с помощью соответствующего корпоративного управления. С точки зрения ответственности перед окружающей средой, цифровизация компаний потенциально может оказать полезное воздействие на окружающую среду за счет внедрения "умных" технологий, которые позволяют эффективно использовать природные ресурсы, снижать загрязнение и другие формы негативного воздействия на окружающую среду, позволяя трансформироваться в устойчивые бизнес-модели в рамках замкнутой и цифровой экономики. В связи с этим Европейское зеленое соглашение предусматривает использование цифровых технологий для достижения целей устойчивого развития на европейском пространстве, способствуя значительному сокращению выбросов парниковых газов к 2030 году.
Поскольку скорость, масштабы и эффекты цифровизации компаний несопоставимы ни с одним из предшествующих технологических изменений, цифровизация ассоциируется с прорывными технологиями, являясь технологическим взрывом, который изменяет функциональность компаний как внутри, так и по отношению к внешней среде, в которой они функционируют. Цифровизация трансформирует бизнес-модель компаний и влияет как на компании, так и на тех, кто заинтересован в их деятельности: деловых партнеров, поставщиков капитала, рабочую силу и т.д.
Исмаил и другие определяли цифровую трансформацию корпораций как "процесс, через который компании объединяют множество новых цифровых технологий, улучшенных за счет повсеместного подключения, с целью достижения превосходной производительности и устойчивого конкурентного преимущества". Таким образом, по оценкам, цифровые технологии предлагают высокий потенциал с точки зрения повышения продуктивности (OECD, 2021) и производительности компаний. С другой стороны, цифровизация может привести к другим преимуществам, таким как защита окружающей среды с использованием интеллектуальных машин и оборудования, расширение возможностей для эффективного использования ресурсов, сокращение выбросов и устойчивое развитие.
Учитывая разрыв в сравнении с Соединенными Штатами (USA), цифровизация является приоритетным направлением политики ЕС. В условиях глобализации цифровой экономики компании ЕС менее цифровизированы, чем компании в США. Согласно исследованию (European Investment Bank, 2021), проведенному на выборке компаний, за 2020 год 63% компаний ЕС внедрили по крайней мере одну цифровую технологию, по сравнению с 73% компаний США. Кроме того, цифровизация фирм в ЕС осуществляется с разной интенсивностью, в зависимости от страны. Наиболее цифровизированными компаниями в ЕС являются компании из Бельгии, Дании, Финляндии, Ирландии, Нидерландов и Швеции, наименее цифровизированными компаниями в ЕС – компании из бывших социалистических стран: Болгарии, Венгрии, Латвии, Польши и Румынии. Важно отметить, что в скандинавских странах (Дания, Финляндия и Швеция) являются одними из наиболее цифровизированными в ЕС, и это неудивительно, поскольку они проложили путь для цифрового развития.
Стратегия ЕС заключается в создании единого цифрового рынка ("Стратегия единого цифрового рынка"). Посредством этого Европейская комиссия стремится стимулировать экономику, устраняя, как существующие различия между онлайн- и офлайн-средами, так и барьеры для трансграничной онлайн-деятельности, но прежде всего снижает влияние на окружающую среду и улучшения качества жизни. Эта тенденция усиливается принятием Европейского зеленого соглашения (European Commission, 2019), которое включает в себя прогнозирование устойчивого развития посредством цифровой трансформации отраслей в экономике замкнутого цикла. Цифровизация отраслей промышленности считается ключевым фактором для достижения целей устойчивого развития Европейского зеленого соглашения, целью которого является использование цифровых технологий для ускорения и максимизации эффекта политик в отношении изменении климата, охраны окружающей среды и оптимизации использования энергии и природных ресурсов (European Commission, 2019).
Целью политики ЕС по корпоративной цифровой трансформации является то, чтобы 75% европейских компаний использовали облачные вычисления, большие данные и искусственный интеллект (European Commission, 2021) в цифровой экономике к 2030 году. Исследования McKinsey & Company (2020) показало, что внедрение новых цифровых технологий может способствовать совокупному увеличению ВВП на 14,1% в 2030 году по сравнению с 2017 годом, что составляет 2,2 трлн евро (значение 2017 года) на уровне ЕС, сумма, которая компенсирует все инвестиции, необходимые для цифровизации, и создаст положительную отдачу инвестиций. Последний документ Европейской комиссии (European Commission) подтверждает идею о том, что внедрение компаниями цифровых технологий и решений обеспечит достижение целей Европейского зеленого соглашения, способствуя осуществлению, предложенной ЕС цели, сокращения выбросов парниковых газов, как минимум на 55% к 2030 году (European Commission, 2021) [1, c. 102].
В текущем контексте европейские компании проходят двойную трансформацию, обусловленную отношениями: (1) цифровая трансформация, которая может способствовать другой трансформации – (2) внедрение бизнес-моделей, основанных на экономике замкнутого цикла, с целью устойчивого развития.