Главная
АИ #40 (170)
Статьи журнала АИ #40 (170)
Эффективность компаний и цифровая трансформация

Эффективность компаний и цифровая трансформация

Рубрика

Экономика и управление

Ключевые слова

цифровизация компаний
индекс цифровизации
окружающая среда
уровень социализации
постоянное развитие
европейская зерновая сделка

Аннотация статьи

Целью настоящей статьи является обсуждение цифровизации котирующихся на бирже европейских компаний в контексте Европейской зеленого соглашения. Цифровая трансформация может поддержать компании в области корпоративной социальной ответственности, в частности в вопросах защиты окружающей среды. Цифровизация компаний может оказать положительное влияние за счет внедрения "умных" технологий, которые позволяют эффективно использовать природные ресурсы и сокращать загрязнение, позволяя трансформироваться в устойчивые бизнес-модели в рамках замкнутой и цифровой экономики. Основываясь на масштабной выборке компаний, котирующихся на основных финансовых рынках Европейского союза, целью этой статьи явился анализ необходимого уровня цифровизации компаний, который будет достаточным для того, чтобы стать полезным корпоративным участником, особенно в отношении окружающей среды.

Текст статьи

Цифровизация является характерным явлением современного мира, которое влияет на отдельных людей, организации, глобальную экономику и общество в целом. Как продолжающееся явление, цифровизация воспринимается, как основная тенденция, которая с разной интенсивностью влияет на компании всех размеров и во всех областях деятельности. Концепция цифровизации компаний находится в процессе структурирования, и на текущее время отсутствует утвержденное определение. Для некоторых авторов термины "оцифровка", "цифровизация" и "цифровая трансформация" часто используются взаимозаменяемо. Другие авторы отмечают, что существует различие между этими терминами: оцифровка - это процесс перехода от аналоговой формы к цифровой; цифровизация - это использование цифровых технологий для повышения производительности и расширения сферы бизнеса, а цифровая трансформация - это адаптация к требованиям цифровой экономики. Другие исследования отражают три этапа цифровой трансформации: (1) оцифровка (например, автоматизация рутинных действий или преобразование аналоговой информации в цифровой формат), (2) цифровизация (например, использование роботов в производстве, внедрение цифровых каналов распределения и связи) и (3) цифровая трансформация (заключается во внедрении новых бизнес-моделей, таких как предоставление "продукта как услуга", цифровых платформ и т.д.). В этом случае, цифровая трансформация включает в себя изменение способа создания и приведения к соответствующей стоимости компаний с использованием цифровых технологий, при этом цифровые технологии становятся основной бизнес-моделью компании. С эволюционной точки зрения некоторые авторы связывают цифровизацию фирм с "Четвертой промышленной революцией" (или индустрией 4.0), которая характеризуется "слиянием технологий, стирающим границы между физической, цифровой и биологической сферами" [1, c. 95].

Эти подходы дают нам представление как о сложности феномена цифровой трансформации, через который проходят компании, так и о трудностях его осмысления. Учитывая концептуальную непоследовательность, которая сохраняется в определении феномена цифровизации фирм, мы верим, что корпоративная цифровая трансформация – это феномен изменений, который компании претерпевают и распространяют в среде, в которой они работают, внедряя цифровые технологии с разной интенсивностью [1, c. 99].

Цифровая трансформация может поддержать компании в области корпоративной социальной ответственности во всех ее формах: ответственности перед окружающей средой, обществом и всеми акционерами с помощью соответствующего корпоративного управления. С точки зрения ответственности перед окружающей средой, цифровизация компаний потенциально может оказать полезное воздействие на окружающую среду за счет внедрения "умных" технологий, которые позволяют эффективно использовать природные ресурсы, снижать загрязнение и другие формы негативного воздействия на окружающую среду, позволяя трансформироваться в устойчивые бизнес-модели в рамках замкнутой и цифровой экономики. В связи с этим Европейское зеленое соглашение предусматривает использование цифровых технологий для достижения целей устойчивого развития на европейском пространстве, способствуя значительному сокращению выбросов парниковых газов к 2030 году.

Поскольку скорость, масштабы и эффекты цифровизации компаний несопоставимы ни с одним из предшествующих технологических изменений, цифровизация ассоциируется с прорывными технологиями, являясь технологическим взрывом, который изменяет функциональность компаний как внутри, так и по отношению к внешней среде, в которой они функционируют. Цифровизация трансформирует бизнес-модель компаний и влияет как на компании, так и на тех, кто заинтересован в их деятельности: деловых партнеров, поставщиков капитала, рабочую силу и т.д.

Исмаил и другие определяли цифровую трансформацию корпораций как "процесс, через который компании объединяют множество новых цифровых технологий, улучшенных за счет повсеместного подключения, с целью достижения превосходной производительности и устойчивого конкурентного преимущества". Таким образом, по оценкам, цифровые технологии предлагают высокий потенциал с точки зрения повышения продуктивности (OECD, 2021) и производительности компаний. С другой стороны, цифровизация может привести к другим преимуществам, таким как защита окружающей среды с использованием интеллектуальных машин и оборудования, расширение возможностей для эффективного использования ресурсов, сокращение выбросов и устойчивое развитие.

Учитывая разрыв в сравнении с Соединенными Штатами (USA), цифровизация является приоритетным направлением политики ЕС. В условиях глобализации цифровой экономики компании ЕС менее цифровизированы, чем компании в США. Согласно исследованию (European Investment Bank, 2021), проведенному на выборке компаний, за 2020 год 63% компаний ЕС внедрили по крайней мере одну цифровую технологию, по сравнению с 73% компаний США. Кроме того, цифровизация фирм в ЕС осуществляется с разной интенсивностью, в зависимости от страны. Наиболее цифровизированными компаниями в ЕС являются компании из Бельгии, Дании, Финляндии, Ирландии, Нидерландов и Швеции, наименее цифровизированными компаниями в ЕС – компании из бывших социалистических стран: Болгарии, Венгрии, Латвии, Польши и Румынии. Важно отметить, что в скандинавских странах (Дания, Финляндия и Швеция) являются одними из наиболее цифровизированными в ЕС, и это неудивительно, поскольку они проложили путь для цифрового развития.

Стратегия ЕС заключается в создании единого цифрового рынка ("Стратегия единого цифрового рынка"). Посредством этого Европейская комиссия стремится стимулировать экономику, устраняя, как существующие различия между онлайн- и офлайн-средами, так и барьеры для трансграничной онлайн-деятельности, но прежде всего снижает влияние на окружающую среду и улучшения качества жизни. Эта тенденция усиливается принятием Европейского зеленого соглашения (European Commission, 2019), которое включает в себя прогнозирование устойчивого развития посредством цифровой трансформации отраслей в экономике замкнутого цикла. Цифровизация отраслей промышленности считается ключевым фактором для достижения целей устойчивого развития Европейского зеленого соглашения, целью которого является использование цифровых технологий для ускорения и максимизации эффекта политик в отношении изменении климата, охраны окружающей среды и оптимизации использования энергии и природных ресурсов (European Commission, 2019).

Целью политики ЕС по корпоративной цифровой трансформации является то, чтобы 75% европейских компаний использовали облачные вычисления, большие данные и искусственный интеллект (European Commission, 2021) в цифровой экономике к 2030 году. Исследования McKinsey & Company (2020) показало, что внедрение новых цифровых технологий может способствовать совокупному увеличению ВВП на 14,1% в 2030 году по сравнению с 2017 годом, что составляет 2,2 трлн евро (значение 2017 года) на уровне ЕС, сумма, которая компенсирует все инвестиции, необходимые для цифровизации, и создаст положительную отдачу инвестиций. Последний документ Европейской комиссии (European Commission) подтверждает идею о том, что внедрение компаниями цифровых технологий и решений обеспечит достижение целей Европейского зеленого соглашения, способствуя осуществлению, предложенной ЕС цели, сокращения выбросов парниковых газов, как минимум на 55% к 2030 году (European Commission, 2021) [1, c. 102].

В текущем контексте европейские компании проходят двойную трансформацию, обусловленную отношениями: (1) цифровая трансформация, которая может способствовать другой трансформации – (2) внедрение бизнес-моделей, основанных на экономике замкнутого цикла, с целью устойчивого развития.

Список литературы

  1. Ionaşcu, I., Ionaşcu, M., Nechita, E., Săcărin, M. and Minu, M., 2022. Digital Transformation, Financial Performance and Sustainability: Evidence for European Union Listed Companies. Amfiteatru Economic Journal, volume 24, number 59, February 2022, pp. 94-109. DOI: 10.24818/EA/2022/59/5. ISSN: 1582-9146
  2. Tao Zhanga, Zhan-Zhong Shia, Yi-Rong Shib and Neng-Jun Chena, 2022. Enterprise digital transformation and production efficiency: mechanism analysis and empirical research. Economic Research. Volume 35, number 1, pp 2781-2791. https://doi.org/10.1080/1331677X.2021.1980731
  3. The Government of the Russian Federation (2017) Programma «Tsifrovaya ekonomika Rossiyskoy Federatsii» [The Digital Economy of the Russian Federation Program]. Approved by the Government of the Russian Federation in its resolution No. 1632-r, 28 July 2017. Available at: http://ac.gov.ru/files/content/14091/1632-r-pdf.pdf (accessed 19 September 2017).

Поделиться

549

Куликов А. В. Эффективность компаний и цифровая трансформация // Актуальные исследования. 2023. №40 (170). Ч.II.С. 22-24. URL: https://apni.ru/article/7097-effektivnost-kompanii-i-tsifrovaya-transforma

Похожие статьи

Актуальные исследования

#44 (226)

Прием материалов

26 октября - 1 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

6 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

19 ноября