Главная
АИ #40 (170)
Статьи журнала АИ #40 (170)
Гражданско-правовое положение несовершеннолетних

Гражданско-правовое положение несовершеннолетних

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

гражданско-правовое положение несовершеннолетних
дееспособность
деликтоспособность
малолетний
несовершеннолетний
правосубъектность

Аннотация статьи

В статье рассматриваются общее понятие правового положения несовершеннолетних граждан, значимость достижения определенного возраста граждан как участников правоотношений, несовершеннолетние как самостоятельные субъекты гражданско-правовых отношений.

Текст статьи

Целью настоящей статьи является исследования нормативного материала, правоприменительной практики, доктринальных источников в установлении статуса лица как участника правоотношений.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Дать определение гражданско-правовому положению несовершеннолетних.
  • Изучить проблемы реализации и защиты прав и интересов несовершеннолетних детей.
  • Анализ действующего гражданского и семейного законодательства Российской Федерации.

Одна из основополагающих норм Конституции РФ – определение человека, его прав и свобод высшей ценностью, закрепление равенства всех субъектов права перед законом и судом. Гарантируя соблюдение этих ведущих положений, Конституция РФ устанавливает невозможность их ограничения по признакам половой, расовой или национальной принадлежности, языка, идеологических или политических взглядов. Возраст индивида по понятным причинам не обозначен в этом общеизвестном перечне, однако он играет все большую роль в установлении статуса лица как участника правоотношений. Превращение несовершеннолетнего в самостоятельного субъекта права – это признанная реальность всех демократических обществ, включая российское.

Однако отсутствие единообразного подхода к выбору и закреплению таких базовых дефиниций, как «частичная дееспособность», «неполная дееспособность», «дееспособность малолетних», устанавливающих правовой механизм регулирования имущественных или иных неимущественных отношений несовершеннолетних участников гражданского оборота создает некую правовую неопределенность как в теории, так и на практике.

Обозначенная проблема исследована отечественными учеными-юристами, например, в работах С. С. Алексеева, М. В. Антокольской, С. Н. Братуся. Проблемы участия несовершеннолетних в гражданских правоотношениях рассмотрены в трудах Ю. Ф. Беспалова, Н. М. Ершовой, Л. Г. Кузнецовой, О. В. Купцовой, В. В. Скоробогатовой, С. А. Сулеймановой, Е. А. Чефрановой, Я. Н. Шевченкой др.

Под дееспособностью понимается «установленная законом способность лица-участника правоотношений своими непосредственными действиями приобретать и осуществлять субъективные права и юридические обязанности».

Мы можем рассматривать деликтоспособность как часть дееспособности, поскольку деликтоспособность – способность нести ответственность за совершенное правонарушение – может возникнуть только в определенном возрасте, как и дееспособность, и зависит от ее объема.

В статье 21 ГК РФ дано следующее определение дееспособности в полном объеме: это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность), которая возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.

Статья 28 ГК РФ имеет название «Дееспособность малолетних», где к категории малолетних законодатель относит лиц в возрасте от шести до четырнадцати лет. Они в праве самостоятельно совершать:

  • мелкие бытовые сделки;
  • сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации; 3) сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или свободного распоряжения. При этом имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том числе по сделкам, совершенным им самостоятельно, несут его родители, усыновители или опекуны, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине. Эти лица в соответствии с законом также отвечают за вред, причиненный малолетними.

Анализ судебной практики позволяет прийти к заключению, что легальная дефиниция «дееспособность малолетних» может порождать иллюзии их ответственности у сторон, незаинтересованных в признании сделок, совершенных малолетними, недействительными.

Эта категория несовершеннолетних в праве самостоятельно, без согласия законных представителей распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами; осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности; вносить вклады в кредитные организации и распоряжаться ими; по достижении шестнадцати лет несовершеннолетние также в праве быть членами кооперативов в соответствии с законами о кооперативах.  При этом устанавливается, что несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут имущественную ответственность по сделкам, совершенным ими, и отвечают за причиненный вред, хотя по отношению к этой возрастной категории также может быть применима в соответствии с буквой закона дефиниция дееспособности, как и к малолетним. Еще одной правовой категорией, в веденной законодателем, является категория «неполной дееспособности» (ст. 31 ГКРФ), при этом, под какие возрастные рамки попадают лица с неполной дееспособностью, непонятно. Неопределенность и нечеткость дефиниций закона порождает разнообразные их доктринальные толкования. Так, М. Е. Жаглина утверждает, что «так как сделкоспособность и деликтоспособность несовершеннолетних отличаются специфическими особенностями, в гражданском праве применительно к их дееспособности вводится термин «частичная дееспособность».

Действующее гражданское законодательство устанавливает следующие возрастные критерии при определении объема дееспособности несовершеннолетних, которые делятся на три группы: малолетние до 6 лет; малолетние от 6 до 14 лет и несовершеннолетние от 14 до 18 лет». С этой градацией дееспособности безусловно можно согласиться, как и с применением дефиниции «частичная дееспособность», так как она является общепринятой, но, к сожалению, не в действующем гражданском законодательстве, а всего лишь в доктринальном его толковании.

Анализ гражданско-правовых дел с участием несовершеннолетних позволяет таким образом усомниться в целесообразности употребления в законе понятия «дееспособность» применительно к малолетним, то есть лицам в возрасте от шести до четырнадцати лет, поскольку дееспособность следует рассматривать в тесной взаимосвязи с деликтоспособностью, то есть со способностью нести юридическую ответственность за совершенные деяния. Малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет, как известно, такой ответственности не несут. Большая правовая определенность существует, в Гражданском кодексе Украины, где выделяются «частичная гражданская дееспособность физического лица, не достигшего четырнадцати лет» (ст. 31) и «неполная гражданская дееспособность физического лица в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет».

Анализ действующего законодательства позволяет утверждать, что и ГК РФ, и СК РФ содержат большое количество гарантий охраны прав ребенка. При этом ГК РФ закрепляет гарантии охраны, прежде всего, имущественных прав несовершеннолетних, в то время как СК РФ – гарантии охраны, прежде всего, личных неимущественных прав. Так, в качестве гарантии охраны (защиты) прав ребенка следует, на наш взгляд, рассматривать норм уст. 56 СКР Ф3, в соответствии с которой ребенку предоставляется возможность обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет – в суд в случае нарушения его прав и интересов со стороны родителей и иных законных представителей, а равно при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию. Гарантией надлежащей защиты права ребенка в семье, по мнению некоторых авторов, является установленная в п. 3 ст. 56 СК обязанность всех должностных лиц или граждан, которым стало известно о нарушении прав ребенка, угрозе его жизни или здоровью, незамедлительно сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.

Однако учитывая то, что данная обязанность законодательно не подкреплена возможностью применения каких-либо санкций в отношении указанных лиц, ее следует рассматривать лишь как закрепление должного поведения в интересах защиты прав и интересов детей и общества. Представляется, что в СК РФ и КоАП РФ следует внести дополнения, предусмотрев ответственность должностных лиц, аналогично той, что установлена п. 4 ст. 122 СК ист. 5.36 КоАП, поскольку отсутствие механизма ответственности в указанных нормах делает их фактически декларациями и о реальном гарантировании прав ребенка в таком случае говорить не приходится. В литературе также отмечается, что гарантией охраны прав и интересов являются санкции, которые возможно разделить на меры защиты и меры ответственности.

Назрела необходимость унифицировать понятийный аппарат гражданского законодательства РФ, приведя его в соответствие с требованиями гражданского оборота. Целесообразным, на наш взгляд, является введение в ГК РФ специального раздела «Основные понятия», где наряду с другими, могут быть определены следующие понятия:

  • Малолетние – это физические лица в возрасте до шести лет, не обладающие дееспособностью;
  • Частичная гражданская дееспособность физического лица – это объем дееспособности лица в возрасте от шести до четырнадцати лет, не предусматривающий его юридической ответственности;
  • Неполная гражданская дееспособность физического лица – это объем дееспособности лица в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, предусматривающий его юридическую ответственность.

В заключение предположим, что реализация высказанных предложений повысит действенность законодательства, регулирующего гражданско-правовое положение несовершеннолетних, позволит улучшить защиту как их прав, так и прав всех участников гражданского оборота.

Вывод. Подводя итог, хотелось бы отметить, что стремление законодателя к охране прав несовершеннолетних детей очевидно. Вместе с тем, действующее гражданское и семейное законодательство не в полной мере обеспечивает защиту прав и интересов детей, особенно это касается имущественных прав. Поэтому представляется, что современные научные исследования в данной области, прежде всего, должны быть направлены на выработку новых, более действенных гарантий реализации и охраны прав детей в Российской Федерации.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ. – 2014. – 3 марта. – №9, ст. 851.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 гг. № 51-ФЗ.
  3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ (Ред. от 31.07.2023 г.).
  4. Жаглина М. Е. Гражданская правосубъектность несовершеннолетних [Электронный ресурс]./ М.Н. Жаглина. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ – 2020-2023.
  5. Купцова О. В. Теоретико-правовые аспекты правосубъектности несовершеннолетних./ Глобальный научный потенциал. Юридические науки, 2015. – № 11. – С. 197-198.
  6. Новиков В. В. Гражданское правоотношение с участием малолетних в возрасте до шести лет: вопросы толкования и квалификации статуса // Актуальные проблемы частного и публичного права (Кюбилеюканд. юрид. наук, профессора, заслуженного юриста Российской Федерации М. Г. Марковой): материалы межвуз. науч.-практ. конф. СПб., – 2019. – С. 128-131.
  7. Ялдышева Е. С. Юридическая природа и специфика правового статуса несовершеннолетнего гражданина России [Электронныйресурс] // Е.С. Ялыдшева. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/232/53931/ Молодой ученый. – 2018. – №46. – С. 215-222.

Поделиться

1048

Яндакова В. С. Гражданско-правовое положение несовершеннолетних // Актуальные исследования. 2023. №40 (170). Ч.I.С. 101-104. URL: https://apni.ru/article/7104-grazhdansko-pravovoe-polozhenie-nesovershen

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#44 (226)

Прием материалов

26 октября - 1 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

6 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

19 ноября