Главная
АИ #40 (170)
Статьи журнала АИ #40 (170)
Практическое применение методов сенсорной интеграции при обучении грамоте обучаю...

Практическое применение методов сенсорной интеграции при обучении грамоте обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках русского языка в начальной школе

Автор(-ы):

Лисина Екатерина Игоревна

3 октября 2023

Секция

Педагогика

Ключевые слова

речевые нарушения
сенсорная интеграция
коррекция
коррекционная педагогика

Аннотация статьи

В статье раскрывается необходимость практического применения в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья методов сенсорной интеграции, помогающих активизировать познавательные процессы в период обучения грамоте.

Текст статьи

У детей с ограниченными возможностями здоровья выражена недостаточность процесса переработки сенсорной информации. С первых дней обучения в школе они сталкиваются с серьезными трудностями. У большинства из обучающихся наблюдается отсутствие или недоразвитие речи, некоторые дети плохо ориентируются в пространстве или же у них нарушена крупная моторика, недостаточно развита мелкая моторика, навыки самообслуживания на низком уровне или отсутствуют вовсе. Практически у всех детей интерес к окружающему миру примитивный, не развит.

Цель коррекционно-развивающей работы – создание специальных условий, облегчающих понимание, исследование окружающих объектов и эффективное взаимодействие с ними, адаптация пространства с учётом потребностей обучающихся с ОВЗ. Введение сенсорной интеграции в коррекционно-развивающий процесс в значительной мере увеличивает сенсорное развитие учащихся с ОВЗ, что оказывает положительное влияние на формирование их познавательных способностей, а также на получение новых знаний, умений и навыков. Известно, что продуктивное учение есть учение с увлечением, особенно если речь идет об особенных детях. Деятельность с такими детьми сопровождается трудностями в удержании внимания, побуждении интереса, устойчивом усвоении материала. Работа с детьми с ОВЗ должна быть динамичной, эмоционально приятной, неутомительной, разнообразной. И это подталкивает педагогов к поиску нетрадиционных методов, приемов и использовании пособий.

Актуальность метода сенсорной интеграции в период обучения грамоте связана с тем, что основными причинами трудностей в овладении грамотой детьми являются неполноценность психофизиологической базы и недоразвитие сенсомоторной сферы. Сенсорная интеграция представляет собой бессознательный процесс, цель которого состоит в организации информации, полученной с помощью органов чувств.

Впервые понятие метода сенсорной интеграции было сформировано педагогом-психологом, эрготерапевтом Айрес Э. Джин. Айрес отмечает, что некоторые люди имеют проблемы с обработкой сенсорной информации, что может повлиять на их способность воспринимать и адаптироваться к окружающей среде. Джин Айрес в своих трудах выделала «сенсорная интеграция, необходимая для движения, говорения и игры – это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение» [1].

Ю.Е. Садовская, Б.М. Блохин, Н.Б. Троицкая, Ю.Б. Проничева в своих исследованиях под сенсорной интеграцией подразумевают способность человека организовывать испытываемые ощущения для совершений движений, обучения и нормального поведения [3].

Т.А. Бадалина указывает на эффективность использования метода сенсорной интеграции при работе с умственно отсталыми школьниками, в частности она применяла данный метод с детьми с тяжелой умственной отсталостью, основываясь на развитии слухо-моторной, зрительно-моторной, зрительно-двигательной координации, зрительной, слуховой, речедвигательной, тактильной сенсорных систем [2]. Ощущения, на которых базируется процесс сенсорной интеграции, составляют психофизиологическую базу, необходимую для усвоения навыков чтения и письма.

Сенсорная интеграция позволяет детям развивать все свои сенсорные системы одновременно, что способствует формированию более цельного и глубокого опыта и более глубокому пониманию учебного материала. Она помогает улучшить способность к концентрации, вниманию, памяти, а также способности к абстрактному мышлению и проблемному решению. Кроме того, сенсорная интеграция в обучении детей также способствует формированию уверенности в себе, саморегуляции и социальной адаптации.

Сенсорная интеграция в обучении детей – это подход, основанный на включении различных сенсорных опытов и активностей в учебный процесс. Он направлен на взаимодействие различных сенсорных ощущений (зрительной, слуховой, тактильной, вестибулярной, проприоцептивной) для улучшения когнитивных функций человека.

«Сенсорная азбука» – педагогический проект для реализации метода сенсорной интеграции.

Сенсорная интеграция является важным аспектом эффективного обучения детей грамоте, поскольку она позволяет улучшить понимание и запоминание букв и звуков.

 Погружая детей в удивительный мир звуков через тактильные, звуковые, вкусовые ощущения, экспериментирование с различными по фактуре материалами обеспечивается процесс накопления ребенком активного словаря, развития артикуляционной моторики, фонематического слуха.

В ходе процесса используются различные методы и активности, которые стимулируют развитие сенсорных навыков и улучшают восприятие языка.

  1. Слуховая интеграция при изучении алфавита включает использование звуковых материалов, таких как песни про алфавит, аудиозаписи с названиями букв и словами, рифмы и стихи о буквах. Это помогает детям развить звуковое восприятие и ассоциировать каждую букву с определенным звуком.
  2. Тактильная интеграция включает использование материалов с текстурой, таких как алфавитные карточки с покрытием, письмо букв пальцами по песку, создание алфавитных предметов с использованием пластилина или других тактильных материалов. Это помогает детям развить тактильную чувствительность и связать движения пальцев с формой и текстурой букв.
  3. Вестибулярная интеграция при изучении алфавита происходит через движение, например создание изображения руками в форме букв, игровые активности, где дети должны двигаться и находить буквы в пространстве. Это помогает детям связать движение с формой букв, что усиливает знания об алфавите.
  4. Проприоцептивная интеграция при изучении алфавита включает использование физического усилия, например письмо букв на доске с помощью маркера или кисти, использование высечек для создания букв, задачи, требующие движений руками и телом для формирования букв. Это помогает детям развивать умение управлять движением своего тела и позиционировать пальцы для написания букв.

Сенсорная интеграция при изучении алфавита помогает детям целостно и глубже понять и запомнить алфавит и основы грамотности. Она способствует развитию когнитивных навыков, внимания и памяти, а также моторных навыков, необходимых для письма. Кроме того, сенсорная интеграция также может создавать удовольствие от процесса и интерес при изучении алфавита, что способствует большей мотивации и участию детей.

На рисунках ниже представлены примеры работ с применением методов сенсорной интеграции в рамках изучения букв и звуков (рис. 1, рис. 2).

Рис. 1. Варианты изображения букв с применением тактильной интеграции

Рис. 2. Работа «Тактильная буква З»

Дополнительные методы сенсорной интеграции при изучении алфавита могут включать:

  1. Ароматическая интеграция: использование ароматических масел или духов для ассоциации букв с определенными запахами. Например, аромат лимона для буквы «Л».
  2. Вкусовая интеграция: связывание букв с определенными продуктами или вкусами. Например, буква «Я» может быть ассоциирована с яблоком.
  3. Кинестетическая интеграция: использование движений и физических активностей для запоминания букв. Например, дети могут вместе считать и двигаться в форме каждой буквы.
  4. Мультисенсорные активности: комбинирование различных сенсорных опытов для усиления запоминания букв. Например, дети могут создавать буквы из пластилина, одновременно произнося звук и указывая на букву на картонной карточке.
  5. Игровые активности: использование игр и задач для активизации всех сенсорных систем при изучении алфавита. Например, игра «Ассоциации» или «Мозаика из букв», где дети должны найти буквы и составить слова.

Все эти методы сенсорной интеграции при обучении грамоте помогают детям улучшить свою способность воспринимать, ассоциировать и усваивать графические и звуковые представления букв и слов. Сочетание различных сенсорных восприятий и активностей помогает создать более глубокую и цельную основу для усвоения грамоты у детей.

Список литературы

  1. Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. М., 2009.
  2. Бадалина Т.А. Использование оборудования сенсорной комнаты в коррекционно-развивающей работе с умственно отсталыми школьниками // гуманитарные науки: сб. науч. тр. Калуга, 2015. С. 422-427.
  3. Блохин Б.М., Проничева Ю.Б., Садовская Ю.Е., Троицкая Н.Б. Нарушения сенсорной обработки у детей // Лечебное дело. 2010. № 4. С. 2

Поделиться

772

Лисина Е. И. Практическое применение методов сенсорной интеграции при обучении грамоте обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках русского языка в начальной школе // Актуальные исследования. 2023. №40 (170). Ч.II.С. 43-46. URL: https://apni.ru/article/7108-prakticheskoe-primenenie-metodov-sensornoj

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля