У детей с ограниченными возможностями здоровья выражена недостаточность процесса переработки сенсорной информации. С первых дней обучения в школе они сталкиваются с серьезными трудностями. У большинства из обучающихся наблюдается отсутствие или недоразвитие речи, некоторые дети плохо ориентируются в пространстве или же у них нарушена крупная моторика, недостаточно развита мелкая моторика, навыки самообслуживания на низком уровне или отсутствуют вовсе. Практически у всех детей интерес к окружающему миру примитивный, не развит.
Цель коррекционно-развивающей работы – создание специальных условий, облегчающих понимание, исследование окружающих объектов и эффективное взаимодействие с ними, адаптация пространства с учётом потребностей обучающихся с ОВЗ. Введение сенсорной интеграции в коррекционно-развивающий процесс в значительной мере увеличивает сенсорное развитие учащихся с ОВЗ, что оказывает положительное влияние на формирование их познавательных способностей, а также на получение новых знаний, умений и навыков. Известно, что продуктивное учение есть учение с увлечением, особенно если речь идет об особенных детях. Деятельность с такими детьми сопровождается трудностями в удержании внимания, побуждении интереса, устойчивом усвоении материала. Работа с детьми с ОВЗ должна быть динамичной, эмоционально приятной, неутомительной, разнообразной. И это подталкивает педагогов к поиску нетрадиционных методов, приемов и использовании пособий.
Актуальность метода сенсорной интеграции в период обучения грамоте связана с тем, что основными причинами трудностей в овладении грамотой детьми являются неполноценность психофизиологической базы и недоразвитие сенсомоторной сферы. Сенсорная интеграция представляет собой бессознательный процесс, цель которого состоит в организации информации, полученной с помощью органов чувств.
Впервые понятие метода сенсорной интеграции было сформировано педагогом-психологом, эрготерапевтом Айрес Э. Джин. Айрес отмечает, что некоторые люди имеют проблемы с обработкой сенсорной информации, что может повлиять на их способность воспринимать и адаптироваться к окружающей среде. Джин Айрес в своих трудах выделала «сенсорная интеграция, необходимая для движения, говорения и игры – это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение» [1].
Ю.Е. Садовская, Б.М. Блохин, Н.Б. Троицкая, Ю.Б. Проничева в своих исследованиях под сенсорной интеграцией подразумевают способность человека организовывать испытываемые ощущения для совершений движений, обучения и нормального поведения [3].
Т.А. Бадалина указывает на эффективность использования метода сенсорной интеграции при работе с умственно отсталыми школьниками, в частности она применяла данный метод с детьми с тяжелой умственной отсталостью, основываясь на развитии слухо-моторной, зрительно-моторной, зрительно-двигательной координации, зрительной, слуховой, речедвигательной, тактильной сенсорных систем [2]. Ощущения, на которых базируется процесс сенсорной интеграции, составляют психофизиологическую базу, необходимую для усвоения навыков чтения и письма.
Сенсорная интеграция позволяет детям развивать все свои сенсорные системы одновременно, что способствует формированию более цельного и глубокого опыта и более глубокому пониманию учебного материала. Она помогает улучшить способность к концентрации, вниманию, памяти, а также способности к абстрактному мышлению и проблемному решению. Кроме того, сенсорная интеграция в обучении детей также способствует формированию уверенности в себе, саморегуляции и социальной адаптации.
Сенсорная интеграция в обучении детей – это подход, основанный на включении различных сенсорных опытов и активностей в учебный процесс. Он направлен на взаимодействие различных сенсорных ощущений (зрительной, слуховой, тактильной, вестибулярной, проприоцептивной) для улучшения когнитивных функций человека.
«Сенсорная азбука» – педагогический проект для реализации метода сенсорной интеграции.
Сенсорная интеграция является важным аспектом эффективного обучения детей грамоте, поскольку она позволяет улучшить понимание и запоминание букв и звуков.
Погружая детей в удивительный мир звуков через тактильные, звуковые, вкусовые ощущения, экспериментирование с различными по фактуре материалами обеспечивается процесс накопления ребенком активного словаря, развития артикуляционной моторики, фонематического слуха.
В ходе процесса используются различные методы и активности, которые стимулируют развитие сенсорных навыков и улучшают восприятие языка.
- Слуховая интеграция при изучении алфавита включает использование звуковых материалов, таких как песни про алфавит, аудиозаписи с названиями букв и словами, рифмы и стихи о буквах. Это помогает детям развить звуковое восприятие и ассоциировать каждую букву с определенным звуком.
- Тактильная интеграция включает использование материалов с текстурой, таких как алфавитные карточки с покрытием, письмо букв пальцами по песку, создание алфавитных предметов с использованием пластилина или других тактильных материалов. Это помогает детям развить тактильную чувствительность и связать движения пальцев с формой и текстурой букв.
- Вестибулярная интеграция при изучении алфавита происходит через движение, например создание изображения руками в форме букв, игровые активности, где дети должны двигаться и находить буквы в пространстве. Это помогает детям связать движение с формой букв, что усиливает знания об алфавите.
- Проприоцептивная интеграция при изучении алфавита включает использование физического усилия, например письмо букв на доске с помощью маркера или кисти, использование высечек для создания букв, задачи, требующие движений руками и телом для формирования букв. Это помогает детям развивать умение управлять движением своего тела и позиционировать пальцы для написания букв.
Сенсорная интеграция при изучении алфавита помогает детям целостно и глубже понять и запомнить алфавит и основы грамотности. Она способствует развитию когнитивных навыков, внимания и памяти, а также моторных навыков, необходимых для письма. Кроме того, сенсорная интеграция также может создавать удовольствие от процесса и интерес при изучении алфавита, что способствует большей мотивации и участию детей.
На рисунках ниже представлены примеры работ с применением методов сенсорной интеграции в рамках изучения букв и звуков (рис. 1, рис. 2).
Рис. 1. Варианты изображения букв с применением тактильной интеграции
Рис. 2. Работа «Тактильная буква З»
Дополнительные методы сенсорной интеграции при изучении алфавита могут включать:
- Ароматическая интеграция: использование ароматических масел или духов для ассоциации букв с определенными запахами. Например, аромат лимона для буквы «Л».
- Вкусовая интеграция: связывание букв с определенными продуктами или вкусами. Например, буква «Я» может быть ассоциирована с яблоком.
- Кинестетическая интеграция: использование движений и физических активностей для запоминания букв. Например, дети могут вместе считать и двигаться в форме каждой буквы.
- Мультисенсорные активности: комбинирование различных сенсорных опытов для усиления запоминания букв. Например, дети могут создавать буквы из пластилина, одновременно произнося звук и указывая на букву на картонной карточке.
- Игровые активности: использование игр и задач для активизации всех сенсорных систем при изучении алфавита. Например, игра «Ассоциации» или «Мозаика из букв», где дети должны найти буквы и составить слова.
Все эти методы сенсорной интеграции при обучении грамоте помогают детям улучшить свою способность воспринимать, ассоциировать и усваивать графические и звуковые представления букв и слов. Сочетание различных сенсорных восприятий и активностей помогает создать более глубокую и цельную основу для усвоения грамоты у детей.