Практический опыт формирования временных представлений у обучающихся с интеллектуальными нарушениями

В статье рассматривается практический опыт работы по формированию временных представлений у обучающихся с интеллектуальными нарушениями развития.

Аннотация статьи
временные представления
ФГОС образования обучающихся с УО (ИН)
ТМНР
Ключевые слова

Обучающиеся коррекционных школ, реализующие АООП, испытывают трудности в организации своего распорядка дня ввиду сложностей восприятия времени. Вследствие чего вопрос формирования временных представлений у обучающихся с нарушениями интеллекта входит в раздел приоритетных направлений учебной деятельности [8, 9].

Вопросом по данной тематике занимались отечественные специалисты: В.В. Эк, И.И. Финкелынтейн, Ф. Кузьмина-Сыромятникова, М. В. Воронина и др. Анализ их работ позволяет рассмотреть со всех сторон методику преподнесение понятия «время» и его формирования у данной категории обучающихся [3, 5].

Осуществление комплексной работы по формированию временных представлений у школьников с умеренной умственной отсталостью, а также с ТМНР, будет благоприятствовать повышению уровня временных представлений, необходимого для последующего перехода на следующую ступень обучения и социальной адаптации таких детей в жизни.

Не стоит забывать о том, что при поступлении детей в образовательную организацию, показатели их представлений о «времени» может быть разноуровневыми. Это может зависеть от следующих факторов:

  1. Нарушения высшей нервной деятельности (ВНД) и условнорефлекторных принципов восприятия времени. Они влияют на работу всех психических процессов, вследствие чего функция спонтанного развития этих представлений снижается.
  2. Отсутствуют условия к формированию временных представлений и ориентирование во временном пространстве.

К таким условиям относят – ограниченность чувственного опыта и заторможенность сигнальных систем [4].

В качестве фундамента комплексной работы по формированию временных представлений лежат следующие подходы:

  • Системный и комплексный. Суть данного подхода заключается в том, что формирования временных представлений у обучающихся с нарушением интеллекта представлена в виде сложной системы, где всё взаимосвязано одной общей целью.
  • Деятельностный. Вышеупомянутый подход позволяет совершенствовать сенсомоторную основу высших психических функций (ВПФ) обучающегося, основываясь на предметно-практическую деятельность,
  • Интегративный. Подход позволяет использовать методы, приемы, средства формирования временных представлений не только на уроках математики, но и в других видах деятельности обучающихся, предусмотренных программой специальной школы во внеурочное время [6, 7].

Понятия, касающиеся временных представлений, формируются в рамках следующих учебных предметов: «Окружающий природный мир», «Математические представления», «Человек» и т.д., во внеурочной деятельности, в различных организационных моментах (перемена, прогулка, массовых мероприятиях, динамических пауз).

Режимные моменты в образовательной организации (ОО) связаны как с учебной, так и внеурочной деятельностью обучающихся. Дети адаптируются не только к новому пространству, но и привыкают к новым понятиям «урок» и «перемена». Эти два понятия непрерывно продолжают тему времени в ОО. В окружающей действительности появляется инструмент измерения времени – часы или таймер, звуковой сигнал, которого оповещает о начале или окончании того или иного момента режима школьника [1, 3]. Для структурирования дня обучающегося вводят систему «визуального расписания» на урок (день) (рис. 1), что позволяет ребенку отслеживать течение времени. Данный метод позволяет снизить уровень тревожности школьников с расстройством аутистического спектра ввиду чего так снижается частота нежелательного поведения.

Рис. 1. Визуальное расписание на урок «Математические представления»

Введению полноценного расписания предшествует этап карточка PECs «Сначала – Потом» (рис. 2).

Рис. 2. Карточка PECS«Сначала-Потом»

Это позволяет стимулировать обучающегося с низкой работоспособностью во время учебного процесса. На всех уроках, ввиду особенностей обучающихся, материал преподносится с помощью наглядности: иллюстративно-изобразительного материала (рисунков, картин, презентации Powerpoint, интерактивных игр), материальных объектов, графических моделей (цикл времен года, цикл дня), наблюдения за окружающей действительностью (календарь природы, экскурсии).

В рамках учебного предмета «Человек» обучающиеся формируют представление о своей жизни. В содержании учебного предмета уделяется внимание: возрасту, возрастным изменениям человека. Обучающиеся называют свой возраст, могут сказать дату рождения доступным для них способом (вербальным и невербальным), определяют старших или младших членов семьи.

На уроках «Математические представления» у обучающихся с умеренной умственной отсталостью формируются следующие навыки и умения, прописанные во ФГОС С НОО УО:

  • узнавание (различение) частей суток, также знание их последовательности;
  • дифференциация времен год;
  • соотнесение месяцев с временем года и т.д.

В начале каждого занятия в качестве повторения с обучающимися воспроизводится последовательность дней недели.

Во время урока «Окружающий природный мир» особое внимание уделяется наблюдениям за изменениями в природе. Для повышения интереса к окружающему миру в начале урока заполняется календарь (рис. 3). В данном методическом пособии отражают такие временны понятия как: время года, месяц, день недели, число. Неговорящие дети могут соотносить картинки и напечатанные слова в календаре по образцу.

Рис. 3. Пособие «Календарь природы»

Таким образом, для формирования у обучающихся с нарушением интеллекта осознанных и дифференцированных представлений о времени важен комплексный подход в его изучении.

Текст статьи
  1. Аббасов, М. Г. Особенности восприятия и понимания времени у умственно отсталых первоклассников / М. Г. Аббасов // Дефектология. – 1983. – №5. – С. 35-41.
  2. Воронина, М. В. Особенности временных представлений у умственно отсталых первоклассников / М. В. Воронина // Дефектология. – 1994. – №5. – С. 37-39.
  3. Воронина, М. В. Представления о мерах времени у учащихся вспомогательных школ / М. В. Воронина // Дефектология. – 1996. – № – С. 28-30.
  4. Ералиева С. Г. Особенности временных представлений и ориентации во времени у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста // Дефектология. 1989. № 1.
  5. Перова, М. Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 408 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).
  6. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под. ред. А. А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988. – 300 с. (С. 259-275).
  7. Финкельштейн, И. Н. Представления и понятия о времени у детей-олигофренов / И. Н. Финкельштейн. – М.: Просвещение, 1998. – 294 с.
  8. Цуканов, Б. И. Особенности восприятия времени у умственно отсталых учащихся / Б. И. Цуканов // Дефектология. – 1990. – №3. – С. 28-32.
  9. Эк, В. В. Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений :Пособие для учителя/ В. В. Эк. – М.: Просвещение, 2005. – 221 с.
Список литературы