Главная
АИ #9 (12)
Статьи журнала АИ #9 (12)
Совершенствование методики оптимизации бизнес-процесса логистики посредством рас...

Совершенствование методики оптимизации бизнес-процесса логистики посредством рассмотрения товарных групп

Автор(-ы):

Рудников Иван Игоревич

Секция

Менеджмент и маркетинг

Ключевые слова

оптимизация бизнес-процессов кампаний
ВЭД
малый бизнес
подходы к оптимизации бизнес-процессов
оценка спроса

Аннотация статьи

В данной статье рассматриваются подходы к оптимизации бизнес-процесса логистики и особенности их применения к компаниям малого бизнеса, которые осуществляют внешнеэкономическую деятельность. Выделяются основные направления для оптимизации посредством анализа товарных групп и специфики бизнеса. Предлагается использование усовершенствованного метода для определенной группы компаний с последующей проверкой эффективности применения.

Текст статьи

В последние годы, правительство всячески поддерживает экспорт и импорт продукции. Регулирование внешнеэкономической деятельности привело к очищению рынка от серых схем и защитило честных предпринимателей. Но появилась другая проблема, многие компании малого бизнеса, из-за неоптимизированных процессов логистики, теряют свои позиции на рынке. Оптимизация логистических бизнес-процессов является очень важной задачей и продиктована необходимостью постоянного улучшение работы компании, минимизации кризисных явлений, повышения ее конкурентоспособности в условиях динамично развивающихся рынков. Большое влияние на результативность деятельности оказывает способность точно прогнозировать спрос на рынке и активно реагировать на его изменение, поскольку содержание больших запасов на складе приносит существенный убыток, а отсутствие товара ведет к ухудшению репутации и штрафным санкциям. Именно поэтому оптимизация логистических процессов на сегодняшний день важнейшая задача для предприятий малого бизнеса.

Для понимания особенностей работы любой компании стоит рассмотреть ее деятельность с точки зрения процессного подхода. Процессный подход помогает рассмотреть деятельность предприятия, как набора связанных процессов, совокупность которых обеспечивает его функционирование. Существуют основные и поддерживающие процессы [3]. Основными являются бизнес-процессы, которые непосредственно зарабатывают деньги. Поддерживающими называют процессы обеспечения разнообразными ресурсами, поэтому основные бизнес-процессы не могут существовать без них [1]. Иногда, для решения проблем компании, достаточно рассмотреть только основные процессы, но чаще всего описывают и анализируют все.

Мало кто из руководителей малых предприятий задумывается о том, что всю деятельность фирмы можно описать в виде процессов и рассчитывать KPI для каждого процесса в отдельности. Это позволит лучше контролировать деятельность компании и повышать конкурентоспособность.

Отличительной особенностью компаний, которые осуществляют внешнеэкономическую деятельность, является временной фактор. Такая деятельность всегда связана с большими рисками, так как в цепочке поставок участвует очень большое число звеньев. Так возникает вопрос о том, как улучшить процесс логистики, чтобы снизить временные и финансовые издержки. В первую очередь, стоит рассмотреть продукцию, которую предлагает фирма. Если это сырье, продукты сельского хозяйства или единичный товар, то нужно оптимизировать процесс логистики с применением методологий: UML, IDEF, ARIS. Такой подход поможет найти “узкие места” и устранить их. Если же, в ассортименте большое количество позиций товаров, а также готовые изделия из комплектующих, то нужно рассмотреть всю продукцию с точки зрения предсказуемости спроса и возможности локального производства. Практики крупнейших компаний из разных сфер показали, что локальная сборка, аутсорсинг производства комплектующих, наем сезонных рабочих существенно снижает разного рода издержки. Такой подход напрямую не относится к логистике, но результат оказывает огромное влияние на нее.

На сегодняшний день существуют несколько основных подходов к оптимизации бизнес-процессов. Первый, “мозговой штурм” – это совместная работа группы менеджеров разного уровня для оптимизации процесса. Отличительной особенностью данной методики является скорость, процесс разработки и внедрения изменений не должен длиться дольше 90 суток. Второй, “инжиниринг” – это полное описание процессов и оценка необходимости изменений. Третий, “реинжиниринг” – радикальный метод, полное переосмысливание существующих бизнес-процессов в компании. Четвертый, “бенчмаркинг” – копирование поведения более успешной компании. Данная методика помогает быстро выстроить бизнес-процессы и избежать ошибок при их построении. Пятый, “перепроектирование процесса” – это самый консервативный метод, основанный на переосмысливании текущих процессов компании.

В нашем случае, мы для начала рассмотрим товарные группы, а потом, исходя из полученных результатов, изменим или оставим как есть процесс логистики.

Для оценки стабильности продаж продукции используется совмещенный ABC/XYZ анализ. В результате мы получаем безусловных лидеров и аутсайдеров продаж. Результаты представляются в сводной таблице:

AX

BX

CX

AY

BY

CY

AZ

BZ

CZ

Товары группы АХ и ВХ хорошо продаются и отличаются высокой стабильностью. Необходимо обеспечить постоянной наличие товара на складе. При этом, для них не нужен большой страховой запас.
Товары группы AY и BY имеют недостаточную стабильность расхода, поэтому страховой запас требуется больших размеров. Товары группы AZ и BZ при высоком товарообороте отличаются низкой прогнозируемостью расхода. Страховой запас по таким позициям обеспечивать очень неэффективно и дорого. Товары категории C – это товары новинки и товары спонтанного производства. Расчет страхового запаса позволит оценить тот объем средств, которые компания будет вынуждена заморозить на складах из-за неравномерного спроса. Либо, недополучит, если продукции не будет на складе.

Для анализа и проверки методики была выбрана компания малого бизнеса, которая осуществляет внешнеэкономическую деятельность. Компания занимается импортом оборудования и запасных частей из Китая, имеет достаточный товарооборот, чтобы провести оценку. В ассортименте компании абсолютно все запасные части попали в категории с нестабильными объемами продаж. За год реализуется 14280 единиц продукции. Усредненное значение сроков доставки составило 60 дней. Товарный запас по всем позициям составил 20% от общей стоимости всей продукции в одной поставке. В результате, стало понятно, что комплектующие выгоднее производить гораздо ближе, тем самым сократить временные издержки, увеличить выручку и снизить расходы на транспорт. Оборудование, состоящее из комплектующих, выгоднее импортировать из Китай. Так как совокупные затраты на производство единицы продукции существенно выше затрат на закупку готовых изделий и доставку. Для оптимизации процесса доставки готовой продукции была построена подробная схема поставки. В результате мы пришли к выводу, что оптимизировать процесс можно благодаря более продуманной системе формирования поставки, основываясь на квартальной потребности в товарах. Применив методику укладки штучных грузов в контейнер, была получена схема загрузки для стандартной заявки.

Итогом анализа стала новая схема бизнес-процессов компании, в которую добавилась новая ветвь процесса логистики от стадии заказа товара на производстве по близости, до стадии получения готового изделия. Временные издержки на поставку запасных частей снизились в 8 раз, что позволило снизить страховой запас и перенаправить денежные потоки на расширение ассортимента компании.

В условиях динамично развивающихся рынков, простых подходов к оптимизации бизнес-процессов недостаточно, нужно глубже погружаться в процесс работы компании, анализировать продукты и услуги, которые компания предоставляет. Только потом переходить к стандартным способам оптимизации бизнес-процессов, опираясь на полученный результат анализа.

Список литературы

  1. Бузина Т.С., Белякова А.Ю., Бузин А.Э. Моделирование и оптимизация бизнес-процессов на предприятии // Вестник ИрГСХА, 2017. №79. С.149-157.
  2. Елиферов В.Г., Репин В.В., Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. М.: Инфра-М. 2005. 319 с.
  3. Муранова Т. Д. Описание бизнес-процессов коммерческого предприятия // Молодой ученый. 2017. №5. С. 205-208.

Поделиться

1232

Рудников И. И. Совершенствование методики оптимизации бизнес-процесса логистики посредством рассмотрения товарных групп // Актуальные исследования. 2020. №9 (12). Ч.II.С. 57-59. URL: https://apni.ru/article/711-sovershenstvovanie-metodiki-optimizatsii-bizn

Другие статьи из раздела «Менеджмент и маркетинг»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#19 (201)

Прием материалов

4 мая - 10 мая

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

15 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 мая