Главная
АИ #40 (170)
Статьи журнала АИ #40 (170)
Развитие физических способностей с элементами акробатики на уроках физической ку...

Развитие физических способностей с элементами акробатики на уроках физической культуры

Автор(-ы):

Симонова Светлана Владимировна

Хабибуллин Ирек Раисович

Ахметов Дамир Ринатович

3 октября 2023

Секция

Физическая культура и спорт

Ключевые слова

акробатика
физкультура
развитие
способности

Аннотация статьи

В статье рассмотрено и проанализировано влияние занятий физической культуры с элементами акробатики на развитие физических способностей.

Текст статьи

Физическое воспитание – это полный комплекс различных средств, способствующих гармоничному развитию человека.

Это необходимая предпосылка объективного развития и физической подготовки человека к жизни, оптимизации его физического состояния. Правильно организованные занятия способствуют духовному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию личности.

Занятия акробатикой оказывают различное воздействие на организм участников и способствуют общему физическому развитию.

Грация, пластика, ловкость и скорость реакции, развиваемые на занятиях акробатикой, могут пригодиться в различных жизненных и даже бытовых ситуациях, не только в спорте.

Обучение акробатике необходимо там, где требуются подвижность, смелость и решительность, а также отличная ориентация в пространстве. Дети, занимающиеся этим видом спорта, отличаются от своих сверстников не только физическими данными, но и хладнокровием, четкой координацией движений, вниманием и хорошей памятью.

Характеристика основных физических качеств, развиваемых посредством акробатики.

Сила.

Важнейшими предпосылками успешного развития силы являются:

  • его постоянное и регулярное развитие. Силовые упражнения следует выполнять в конце каждого занятия.
  • каждое силовое упражнение выполнять несколько раз;
  • разносторонний эффект силовых упражнений. Упражнения, входящие в комплекс, предназначены для развития силы основных групп мышц.

Скорость.

Для акробатов большое значение имеет совершенствование различных скоростных действий. Поэтому в начале подготовительного периода дети должны включать в свои тренировки бег на короткие дистанции, прыжки в длину, прыжки в высоту, тройной прыжок и некоторые другие упражнения, улучшающие нервные процессы возбуждения и торможения. Скорость мышечных сокращений играет важную роль при выполнении акробатических упражнений и особенно при прыжках. Для его улучшения, помимо перечисленных упражнений, необходимо выполнять в быстром темпе несколько общих упражнений для развития рук, туловища и ног. Особенно полезны быстрые силовые упражнения. Поэтому акробат должен уметь напрягать мышцы рук, ног, туловища и плечевого пояса.

Ловкость.

Умение осваивать новые движения, быстро и правильно реагировать в неожиданных ситуациях. Овладение техникой акробатических упражнений требует постоянной демонстрации мастерства.

Нет сомнений в том, что задержка роста сама по себе является лучшим способом улучшения. Неслучайно акробатические упражнения используются в различных видах спорта для развития мастерства. Для улучшения подвижности в период подготовки акробаты, кроме акробатических упражнений, должны использовать также гимнастические снаряды, прыжки на батутах, вращение на рейнском колесе, упражнения по прыжкам и метанию. Все это позволяет развивать чувство ориентации во времени и пространстве и умение быстро реагировать на возникающие ситуации соответствующими мерами.

Гибкость.

Гибкость часто развивают с помощью тех же упражнений, что и силу. Естественно, упражнения на гибкость можно разделить на три типа:

  • упражнения с собственным весом (например, только шпагат);
  • упражнения с партнером, которые помогают повысить гибкость (например, с отягощениями);
  • активные упражнения, при которых акробат пытается повысить подвижность соответствующих суставов за счет сокращения определенных групп мышц (например, резкие движения ног вперед, назад, в стороны, наклон вперед с дополнительной тягой туловища, ноги, захват голеней руками и т. д.)

Выносливость.

Способность выполнять определенную задачу в течение длительного периода времени. При выполнении силовых упражнений необходима слаженная деятельность всех систем организма, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной.

Акробату нужна как общая, так и специальная выносливость. Общая выносливость, развиваемая посредством длительных прогулок, пробежек и катания на лыжах. Спортивные игры и т. д. служат лишь основой развития специальной выносливости, т. е. способности выполнять акробатические упражнения в течение более длительного периода времени. Средством развития специальной выносливости являются сами акробатические упражнения. Прежде всего, стоит научиться выполнять комбинации несколько раз подряд с небольшим отдыхом между подходами, а затем без отдыха.

Классификация акробатических упражнений, используемых в образовательных учреждениях.

Акробатические упражнения оказывают различное воздействие на организм участвующих. С его помощью улучшаются подвижность, мышечная сила, скорость и точность движений, ориентация в пространстве и чувство равновесия.

Акробатические упражнения разнообразны, эмоциональны и не требуют специального оборудования. Динамические акробатические упражнения (кувырок вперед, кувырок назад и т.п.) могут выполняться только в указанном инструктором направлении. Движение в неправильном направлении (против движения транспорта) во избежание столкновения строго запрещено.

Для занятий используются специальные акробатические дорожки или плотно расположенные гимнастические маты. Коврики не следует располагать в линию по всей комнате. Разумнее размещать их в небольших коридорах по 2-4 коврика в каждом, тогда все ученики будут в поле зрения преподавателя, и он сможет своевременно оказать им необходимую помощь.

Слабых учеников рекомендуется учить кувыркам вперед и назад на наклонной плоскости, гимнастическом мостике, покрытом матом, или акробатической дорожке.

Упражнение на спуск осваивается гораздо успешнее.

Для освоения акробатических упражнений, таких как мосты и стойки, помощь желательно оказывать сообща. Партнеры подбираются по росту и весу.

Лучше постоянно совершенствовать сальто в направлении, указанном учителем.

В заключение можно сказать, что акробатика, способствующая формированию основных двигательных навыков и улучшающая физические, моральные и волевые качества ребенка, играет очень важную роль в воспитании сильных, здоровых, смелых и умных детей. Так что трюки должны сыграть стимулирующую роль.

Акробатика прекрасно тренирует все группы мышц посредством специальных упражнений, развивает силу и выносливость. Это делает тело гибким. Укрепляет вестибулярный аппарат, улучшает координацию движений и ориентацию в пространстве. Красивая осанка и тренированность всего тела –отличительные черты акробатов.

Список литературы

  1. Аганянц, Е. К. Физиологическая характеристика двигательной деятельности детей и подростков / Возрастная динамика двигательных и вегетативных функций в связи с мышечной деятельностью [Текст] / Е. К. Аганянц. – Краснодар: КГИФК, 2013. – С. 5-16.
  2. Бернштейн, Н. А. О ловкости и её развитии [Текст] / Н. А. Бернштейн. – М.: «ФиС», 2014. – 265 с.
  3. Блинов, Н. Г., Игишева, Л. Н. Практикум по психофизиологической диагностике [Текст] / Н. Г. Блинов, Л. Н. Игишева. – М.: Физкультура и спорт, 2016. – 112 с.
  4. Лях, В. И. Координационно-двигательное совершенствование в физическом воспитании и спорте: история, теория, экспериментальные исследования [Текст] / В. И. Лях // Теория и практика физической культуры. – 2015. – №11.

Поделиться

1815

Симонова С. В., Хабибуллин И. Р., Ахметов Д. Р. Развитие физических способностей с элементами акробатики на уроках физической культуры // Актуальные исследования. 2023. №40 (170). Ч.II.С. 80-82. URL: https://apni.ru/article/7111-razvitie-fizicheskikh-sposobnostej-s-element

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Физическая культура и спорт»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля