Данная научная статья рассматривает проблему мотивации в контексте образования, с особенным уклоном на младший школьный возраст. В статье анализируются различные аспекты мотивации, включая внутренние и внешние мотивы, положительную и отрицательную мотивацию, а также влияние мотивации на успех в учебной деятельности детей.

Аннотация статьи
мотивация
обучение
развитие
родители
учителя
младший школьный возраст
учебная мотивация
игровые методы
психические процессы
методы формирования мотивации
Ключевые слова

Психология и педагогика давно изучает проблему мотивации. Много отечественных и зарубежных трудов написано на тему формирования мотивации учения, их авторы (М.В. Матюхина, Л.И. Божович, М. Р. Гинзбург, А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский. В.С. Ильин, А.К. Маркова, Т.А. Матис, Л.М. Фридман, В.И. Василовский, Р.А. Жданова, Г.С. Сухобская и другие). К зарубежным исследователям данной проблемы относятся: Д. Берлайн, Э. Даффи, К. Левин, Д. Макклелланд и др. Но до сих пор не найдено однозначного решения проблемы. В данной статье будет говориться о младшем школьном возрасте, именно он считается идеальным для формирования учебной мотивации. Ведь большинство детей от природы любознательны и хотят учиться.

В основе любой деятельности лежит мотивация. Мотивация – это психофизиологический процесс; она заставляет нас действовать, чтобы удовлетворить свои потребности. Мотивация учения – этот вид мотивации, включенный в учебную деятельность. Деятельность – это активные осознанные целенаправленные занятия, за счёт чего удовлетворяются потребности.

Мотивация основывается на мотивах. Мотив – это предмет, достижения которого является смыслом деятельности. Деятельность человека направляется не одним мотивом, а их совокупностью. Мотивация бывает внешняя и внутренняя, для развития личности эффективнее считается внутренняя. Она является устойчивой. В основе внутренних мотивов лежат потребности человека, его эмоции, интересы. А вот внешняя наоборот неустойчивая, так как она зависит от окружающих обстоятельств. Так же мотивация бывает положительная и отрицательная. Отрицательная мотивация подкрепляется отрицательными эмоциями, и может давать только кратковременный эффект, поэтому предпочтение специалисты отдают положительной, которой подкрепляется положительными стимулами.

Мотивация играет важную роль в обучении и успехе ребенка. Если у ребенка нет интереса и мотивации к учебной деятельности, он может испытывать трудности в усвоении информации и показывать неудовлетворительные результаты. Поэтому, формирование учебной мотивации является важной задачей.

Развитие психических процессов, таких как память, внимание и мышление, играет ключевую роль в усвоении информации. Если эти процессы не развиты должным образом, ребенок может испытывать затруднения в запоминании и понимании учебного материала. Поэтому тренировка этих процессов, их развитие и укрепление очень важны для успешной учебной деятельности.

Важно, чтобы ребенок был заинтересован в обучении и мотивирован к достижению успеха. Для этого необходимо применять разнообразные методики и подходы, которые будут соответствовать возрасту и индивидуальным особенностям каждого ребенка. Также важна поддержка со стороны родителей и педагогов, которые смогут создать благоприятную обстановку для учебы и помочь развить мотивацию и интерес к учению.

Таким образом, формирование мотивации к учебной деятельности и развитие психических процессов очень важны для успешного обучения и развития ребенка. Необходимо уделить внимание развитию памяти, внимания, мышления и тренировать их, чтобы ребенок мог эффективно усваивать информацию и достигать успехов в учебе.

В текущее время задача педагогов заключается в создании благоприятной учебной атмосферы, формировании мотивации к учению и развитию самостоятельности у детей. Для формирования учебной мотивации необходимо, чтобы ребенок активно участвовал в учебном процессе, умел самостоятельно добывать информацию, проводить исследования и выполнять творческие задания. Таким образом, развивается самостоятельность и ответственность. Важно также, чтобы ребенок достигал успеха в своих учебных усилиях. Сложность заданий должна быть адаптирована к возможностям ребенка, не слишком сложными, чтобы избежать частых неудач, которые могут подорвать мотивацию, но и не слишком простыми, чтобы не потерять интерес ученика. Важно не только заставить запомнить учебный материал, но и помочь ученику осознанно усвоить его. Только в этом случае полученные знания принесут пользу и останутся в долговременной памяти ребенка. Сухая теория неинтересна для детей, поэтому информацию следует представлять таким образом, чтобы она заинтересовала их с самого начала. Это можно достичь, применяя различные методы и приемы обучения.

Рассмотрим основные методы формирования учебной мотивации для младших школьников. Это включает создание дидактических игр и специальных ситуаций, которые стимулируют познавательный процесс; использование ситуаций успеха, когда можно достичь значительных результатов благодаря продуманной стратегии; проведение соревнований, которые помогают школьникам быстрее усваивать опыт в общении и мотивируют на дальнейшее развитие; использование проектно-исследовательского подхода, который активизирует познавательные навыки учащихся и помогает находить нужную информацию и решать проблемы; и предоставление проблемных ситуаций, которые позволяют учащимся открывать новое, активно искать актуальную информацию и решать вопросы.

Существует множество методов, которые могут разнообразить уроки и заинтересовать детей в изучаемом материале, включая игровые методы. Младшие школьники любят игры, загадки, соревнования и приключения. Они интересуются получением новых знаний и умений, поэтому игровая составляющая остается важной даже на этапе познавательного обучения. Возраст детей влияет на вид основной деятельности, которая способствует развитию их психических процессов и личности. В 7 лет игровая деятельность уступает место познавательной, но игра все же остается эффективным средством обучения, особенно для младших школьников. В этом возрасте дети стремятся к получению новых знаний и умений, и если школа не всегда способна удовлетворить их потребности, родители могут помочь найти подходящий формат, способный заинтересовать ребенка.

Помимо учителей, родители могут оказывать влияние на мотивацию учеников, как положительное, так и отрицательное. Мотивация является двигателем любой деятельности и формируется на основе потребностей. А. Маслоу разработал иерархию мотивов в соответствии со степенью их приближенности к удовлетворению основных потребностей. Основой иерархии является необходимость поддержания физиологического равновесия; следующие мотивы – самосохранение; затем – уверенность, престиж, любовь. На вершине иерархии находятся познавательные и эстетические мотивы, которые способствуют развитию способностей и самореализации личности. Следовательно, если дома возникают конфликты и неспокойство, что указывает на отсутствие безопасности, то снижается мотивация к учению. Если ребенка часто критикуют и ругают, то недостаточное удовлетворение базовых потребностей безопасности также отразится на мотивации к учению. Если ребенок не высыпается и устал, его мотивация страдает независимо от того, насколько родители стараются вдохновить его ярким будущим. Если ребенку кажется, что его не любят, а интересуют только успехи в школе и оценки, это оказывает негативное влияние на мотивацию к учению. Для повышения мотивации родители должны хвалить ребенка, акцентировать внимание на его успехах, проявлять доверие, принимать и любить его, а также поддерживать открытый диалог. Очень важно удовлетворять потребности ребенка в безопасности, уважении, признании, внимании, принадлежности и любви, а также быть готовыми слушать и договариваться.

Не следует забывать о значимости ведущего вида деятельности, через который происходит развитие психических процессов и личности.

Мотивация в учебе и развитие детей – это очень важные аспекты, которые необходимо учитывать. Игра и познавательная деятельность играют ключевую роль в этом процессе. Но школа иногда не удовлетворяет потребности детей в получении новых знаний и умений, поэтому родители и педагоги-психологи должны помочь найти подходящие форматы обучения, которые будут интересны и мотивирующими для детей.

Педагог-психолог в школе играет важную роль в развитии памяти, внимания, мышления и логики у детей. Он также может предложить техники для лучшего усваивания учебного материала, которые помогут улучшить успеваемость, интерес и мотивацию учеников.

Несколько упражнений, которые могут помочь детям легче усваивать информацию, включают использование графических рисунков для запоминания слов, игры «МЕМО» для тренировки внимания и памяти, а также создание схем для развития познавательной мотивации и логического запоминания. Эти методики являются творческими и помогают детям активно участвовать в процессе обучения.

Формирование учебной мотивации – это сложная задача, которая требует совместных усилий учителей, родителей и педагогов-психологов. Но важно понимать, что мотивация в учебе – это система, которая развивается через мотивы, цели, реакции на неудачи, настойчивость и установки учеников. Учитывая все эти аспекты, можно сформировать сильную учебную мотивацию у детей и помочь им в достижении успеха в учебе.

Текст статьи
  1. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1990.
  2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитания. – М., 1986.
  3. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – М., 1986.
Список литературы