Главная
Конференции
Актуальные проблемы современной науки: экспериментальный и теоретический поиск
Использование современных практик сотрудничества с семьями воспитанников по форм...

Использование современных практик сотрудничества с семьями воспитанников по формированию экологической культуры

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

экологическая культура
сотрудничество с семьями
современные практики
воспитанники

Аннотация статьи

В статье рассмотрена работа педагогов по использование современных практик сотрудничества с семьями воспитанников по формированию экологической культуры.

Текст статьи

«Птицы и звери, цветы и деревья взывают к человеку: сбереги, сохрани, где стоишь, где живёшь, – на расстоянии взгляда и голоса, хотя бы на расстоянии вытянутой руки».
Д. С. Лихачёв

В этой статье мы хотим поделиться своим опытом использования современных практик сотрудничества с семьями воспитанников по формированию экологической культуры.

Экологическая культура – это не только знание о природе и ее законах, но и умение ценить и беречь окружающую среду, а также принимать ответственность за свои действия в отношении природы. Я считаю, что формирование экологической культуры у детей должно начинаться с самого раннего возраста, и в этом процессе важную роль играют родители и педагоги.

Приведем примеры современных практик сотрудничества с семьями воспитанников по формированию экологической культуры:

  • проведение совместных экологических акций и мероприятий. Например, мы организовывали сбор макулатуры, батареек, пластиковых крышек и других вторсырья, которое затем передавали на переработку. Таким образом, мы не только очищали территорию детского сада и прилегающих улиц от мусора, но и показывали детям и родителям, как можно использовать отходы для благих целей. Кроме того, мы участвовали в посадке деревьев и цветов, уборке листьев и снега, уходе за животными и растениями в детском саду. Эти мероприятия способствовали развитию у детей любви к природе, уважения к труду и коллективизма.
  • участие в общественных акциях и проектах по защите окружающей среды. Например, мы принимаем участие в акциях "Чистый город", "Зеленая планета", "Сад дружбы" и т.д. На этих акциях мы не только делаем наш город красивее и чище, но и учимся быть ответственными и заботливыми гражданами, которые любят и уважают природу.
  • использование различных форм обучения и воспитания. Например, мы проводили экологические беседы, игры, конкурсы, викторины, презентации, выставки, экскурсии и другие виды деятельности, направленные на расширение знаний детей и родителей об окружающем мире, его разнообразии и проблемах. Мы также использовали различные наглядные пособия, интерактивные технологии, интернет-ресурсы и другие средства обучения. Мы старались делать обучение интересным, познавательным и доступным для всех участников.
  • создание условий для самостоятельной экологической деятельности детей и родителей. Например, мы предлагали детям и родителям выполнить различные задания по экологии дома или на природе. Это могли быть наблюдения за природными явлениями или объектами, эксперименты или опыты с природными материалами, изготовление поделок или игрушек из природного или вторичного материала, составление рассказов или стихов о природе и т.д. Мы также предоставляли детям и родителям возможность выбирать темы и формы своей экологической деятельности, а также делились своими результатами и впечатлениями с другими.
  • проведение семейных экологических проектов. Суть этой практики заключается в том, что дети и их родители выбирают тему, связанную с экологией, исследуют ее, выполняют различные задания и представляют результаты своей работы на общешкольной выставке или конференции. Например, одна из семей выбрала тему "Экологический след человека" и изучала, как человеческая деятельность влияет на окружающую среду. Они рассчитали свой собственный экологический след, узнали о способах его уменьшения, провели опрос среди своих знакомых и соседей, создали плакаты и буклеты с рекомендациями по экологичному образу жизни.
  • организация семейных экологических походов. Это позволяет детям и родителям не только получать новые знания о природе, но и непосредственно контактировать с ней, наблюдать за животными и растениями, участвовать в различных играх и конкурсах на экологическую тематику. Например, мы посещали ботанический сад, где узнавали о разнообразии растений, их адаптациях к разным условиям среды обитания, а также о том, какие растения можно использовать в качестве лекарств или пищи. Мы также ходили в лесопарк, где наблюдали за птицами, определяли их по голосам и перьям, а также учились различать следы зверей.
  • семинары для родителей на темы: "Экологическое воспитание в семье", "Экологические игры и занятия для детей", "Экологический дизайн дома и детской комнаты" и т.д. На этих семинарах мы рассказываем о теоретических основах экологического воспитания, демонстрируем практические примеры экологических действий и активностей, а также даем рекомендации и советы родителям по созданию экологически грамотной среды в семье.
  • организуем мастер-классы для детей и родителей по изготовлению различных изделий из природных и вторичных материалов: поделок, игрушек, украшений, подарков и т.д. На этих мастер-классах мы не только развиваем творческие способности и фантазию, но и формируем экологический стиль жизни, учимся экономить ресурсы и перерабатывать отходы.
  • проведение экологических экскурсий, на которых дети и родители могут познакомиться с разнообразием животного и растительного мира, а также узнать о способах его охраны. Такие экскурсии способствуют не только расширению кругозора детей, но и формированию у них любви к природе и желания защищать ее. Например, мы посещали зоопарк, музей природы и другие интересные места.
  • проведение экологических праздников, на которых дети и взрослые могут вместе участвовать в различных играх, конкурсах, квестах, посвященных природе и ее защите. Такие праздники способствуют не только повышению экологической грамотности, но и укреплению доверительных отношений между педагогами и родителями, а также развитию творческих способностей детей. Например, мы проводили праздник "Зеленая планета", на котором дети и родители создавали коллажи из природных материалов, рисовали на асфальте символы экологии, составляли стихи о природе и делились своими идеями по ее сохранению.

Мы считаем, что использование современных практик сотрудничества с семьями воспитанников по формированию экологической культуры – это эффективный и перспективный способ развития экологического образования в нашем обществе. Это помогает не только повысить уровень экологической грамотности и сознательности у детей и родителей, но и способствует формированию позитивных ценностей, установок и мотивов по отношению к природе и окружающей среде. Это также способствует укреплению доверия и партнерства между педагогами и родителями, а также повышению качества образовательного процесса в целом.

Список литературы

  1. Методика ознакомления с природой в детском саду / Под ред. П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение,1992.
  2.  Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. М.: Новая школа, 1995. - 160 с.
  3. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.

Поделиться

800

Казьмирчук С. С., Шмакова А. В. Использование современных практик сотрудничества с семьями воспитанников по формированию экологической культуры // Актуальные проблемы современной науки: экспериментальный и теоретический поиск : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 октября 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 47-49. URL: https://apni.ru/article/7114-ispolzovanie-sovremennikh-praktik-sotrudniche

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января