«Птицы и звери, цветы и деревья взывают к человеку: сбереги, сохрани, где стоишь, где живёшь, – на расстоянии взгляда и голоса, хотя бы на расстоянии вытянутой руки».
Д. С. Лихачёв
В этой статье мы хотим поделиться своим опытом использования современных практик сотрудничества с семьями воспитанников по формированию экологической культуры.
Экологическая культура – это не только знание о природе и ее законах, но и умение ценить и беречь окружающую среду, а также принимать ответственность за свои действия в отношении природы. Я считаю, что формирование экологической культуры у детей должно начинаться с самого раннего возраста, и в этом процессе важную роль играют родители и педагоги.
Приведем примеры современных практик сотрудничества с семьями воспитанников по формированию экологической культуры:
- проведение совместных экологических акций и мероприятий. Например, мы организовывали сбор макулатуры, батареек, пластиковых крышек и других вторсырья, которое затем передавали на переработку. Таким образом, мы не только очищали территорию детского сада и прилегающих улиц от мусора, но и показывали детям и родителям, как можно использовать отходы для благих целей. Кроме того, мы участвовали в посадке деревьев и цветов, уборке листьев и снега, уходе за животными и растениями в детском саду. Эти мероприятия способствовали развитию у детей любви к природе, уважения к труду и коллективизма.
- участие в общественных акциях и проектах по защите окружающей среды. Например, мы принимаем участие в акциях "Чистый город", "Зеленая планета", "Сад дружбы" и т.д. На этих акциях мы не только делаем наш город красивее и чище, но и учимся быть ответственными и заботливыми гражданами, которые любят и уважают природу.
- использование различных форм обучения и воспитания. Например, мы проводили экологические беседы, игры, конкурсы, викторины, презентации, выставки, экскурсии и другие виды деятельности, направленные на расширение знаний детей и родителей об окружающем мире, его разнообразии и проблемах. Мы также использовали различные наглядные пособия, интерактивные технологии, интернет-ресурсы и другие средства обучения. Мы старались делать обучение интересным, познавательным и доступным для всех участников.
- создание условий для самостоятельной экологической деятельности детей и родителей. Например, мы предлагали детям и родителям выполнить различные задания по экологии дома или на природе. Это могли быть наблюдения за природными явлениями или объектами, эксперименты или опыты с природными материалами, изготовление поделок или игрушек из природного или вторичного материала, составление рассказов или стихов о природе и т.д. Мы также предоставляли детям и родителям возможность выбирать темы и формы своей экологической деятельности, а также делились своими результатами и впечатлениями с другими.
- проведение семейных экологических проектов. Суть этой практики заключается в том, что дети и их родители выбирают тему, связанную с экологией, исследуют ее, выполняют различные задания и представляют результаты своей работы на общешкольной выставке или конференции. Например, одна из семей выбрала тему "Экологический след человека" и изучала, как человеческая деятельность влияет на окружающую среду. Они рассчитали свой собственный экологический след, узнали о способах его уменьшения, провели опрос среди своих знакомых и соседей, создали плакаты и буклеты с рекомендациями по экологичному образу жизни.
- организация семейных экологических походов. Это позволяет детям и родителям не только получать новые знания о природе, но и непосредственно контактировать с ней, наблюдать за животными и растениями, участвовать в различных играх и конкурсах на экологическую тематику. Например, мы посещали ботанический сад, где узнавали о разнообразии растений, их адаптациях к разным условиям среды обитания, а также о том, какие растения можно использовать в качестве лекарств или пищи. Мы также ходили в лесопарк, где наблюдали за птицами, определяли их по голосам и перьям, а также учились различать следы зверей.
- семинары для родителей на темы: "Экологическое воспитание в семье", "Экологические игры и занятия для детей", "Экологический дизайн дома и детской комнаты" и т.д. На этих семинарах мы рассказываем о теоретических основах экологического воспитания, демонстрируем практические примеры экологических действий и активностей, а также даем рекомендации и советы родителям по созданию экологически грамотной среды в семье.
- организуем мастер-классы для детей и родителей по изготовлению различных изделий из природных и вторичных материалов: поделок, игрушек, украшений, подарков и т.д. На этих мастер-классах мы не только развиваем творческие способности и фантазию, но и формируем экологический стиль жизни, учимся экономить ресурсы и перерабатывать отходы.
- проведение экологических экскурсий, на которых дети и родители могут познакомиться с разнообразием животного и растительного мира, а также узнать о способах его охраны. Такие экскурсии способствуют не только расширению кругозора детей, но и формированию у них любви к природе и желания защищать ее. Например, мы посещали зоопарк, музей природы и другие интересные места.
- проведение экологических праздников, на которых дети и взрослые могут вместе участвовать в различных играх, конкурсах, квестах, посвященных природе и ее защите. Такие праздники способствуют не только повышению экологической грамотности, но и укреплению доверительных отношений между педагогами и родителями, а также развитию творческих способностей детей. Например, мы проводили праздник "Зеленая планета", на котором дети и родители создавали коллажи из природных материалов, рисовали на асфальте символы экологии, составляли стихи о природе и делились своими идеями по ее сохранению.
Мы считаем, что использование современных практик сотрудничества с семьями воспитанников по формированию экологической культуры – это эффективный и перспективный способ развития экологического образования в нашем обществе. Это помогает не только повысить уровень экологической грамотности и сознательности у детей и родителей, но и способствует формированию позитивных ценностей, установок и мотивов по отношению к природе и окружающей среде. Это также способствует укреплению доверия и партнерства между педагогами и родителями, а также повышению качества образовательного процесса в целом.