Главная
АИ #40 (170)
Статьи журнала АИ #40 (170)
Система органов публичной власти

Система органов публичной власти

Автор(-ы):

Клюева Елизавета Александровна

5 октября 2023

Секция

Юриспруденция

Ключевые слова

публичная власть
федеральные органы государственной власти
органы местного самоуправления
единая система публичной власти
система органов
органы государственной власти субъектов Российской Федерации
политико-правовые связи
формы взаимодействия

Аннотация статьи

В данной статье будет проанализирована организация и функционирование системы публичной власти на основе конституционных принципов, а также конкретизация этих принципов в современных законодательных актах. Целью работы является анализ законодательства Российской Федерации, научной литературы и трудов (монографий, научных статей, авторефератов диссертаций), выявление актуальных проблем. Основными задачами работы являются: раскрыть формы взаимодействия и правовые связи между органами публичной власти и элементами единой системы публичной власти на основе действующего законодательства. Методологию проведенного исследования составляют: аналитический, логический и формально-юридический методы. Результатами работы являются: анализ организации и функционирования системы публичной власти, правовые связи между органами публичной власти и элементами единой системы публичной власти по признакам, указанным в законодательстве Российской Федерации.

Текст статьи

Система публичной власти в Российской Федерации базируется на Конституции Российской Федерации и объединяет органы государственной и муниципальной власти, взаимодействующие для решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории [4].

В России существует трехуровневая структура власти: федеральная, региональная и муниципальная (местное самоуправление). Государственная власть реализуется на первых двух уровнях, источником государственной власти является многонациональное население. Муниципальная власть осуществляется на территории муниципальных образований, таких как городские округа, муниципальные округа или внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения, и источником ее является местное сообщество.

Механизм реализации государственной власти имеет решающее значение для общественной жизни, поскольку является инструментом, позволяющим осуществлять власть народа, который выступает как носитель суверенитета и единственный источник власти в Российской Федерации. Система органов публичной власти, в свою очередь, обязана гарантировать реализацию всех основ конституционного строя России, представленного демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

В современном понимании представительной демократии публичная власть представлена в разных формах, определенных Конституцией Российской Федерации. Каждая форма включает в себя собственную систему органов, которые обеспечивают ее властное воздействие на общественные отношения. Государственная власть, например, публичная государственная власть реализуется через органы государства, органы государственного образования или органы государственно-общественного муниципального образования, если последний наделён законом соответствующими государственно-властными полномочиями. С другой стороны, муниципальная власть осуществляется через органы местного самоуправления, которые не являются частью государственной власти, согласно статье 12 Конституции РФ.

В систему органов публичной власти входят федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и иные государственные органы, а также органы местного самоуправления. Координация их деятельности представляет собой систему действий и решений, которые направлены на обеспечение согласованного функционирования и взаимодействиям всех органов данной системы [13]. Масштабность данной системы огромна и охватывает множество сфер жизни общества, делая ее необходимой и важной для исполнения государственных функций.

Приходя к определениям проблем системы и структуры публичной власти, можно обратится к исследованиям выдающегося российского конституционалиста Сурена Адибековича Авакьяна, который в своих работах выявляет принципиальные пути их решения. Он подчеркивает, что существует единство предназначения всех соответствующих органов как средств реализации народовластия. Однако принципиальные различия между ними обусловлены уровнем органов, где одни могут принимать ключевые решения, а другие выполнять задачи содействия их формулированию и обеспечения последующей реализации [6]. Эти различия требуют глубокого анализа в целях определения наиболее эффективного подхода к улучшению работы существующей системы публичной власти. Для этого необходимо развивать и усовершенствовать инструменты взаимодействия между органами верхних и нижних уровней, а также доводить до сведения населения информацию о деятельности публичной власти для повышения уровня доверия и ответственности со стороны граждан.

Федеральная Конституция является основой для создания и функционирования органов публичной власти в Российской Федерации. Она определяет формы публичной власти и содержит базовые нормы для учреждения и развития всевозможных органов публичной власти. В соответствии с Конституцией, различные органы публичной власти могут иметь различную конституционную основу. Например, конституционную основу органов межгосударственной публичной власти составляют часть 4 статьи 15, статьи 67, 79 и других статьях Конституции РФ. Региональные органы публичной власти имеют свои собственные специфические особенности, которые отражены и закреплены в наиболее концентрированном виде в Основных Законах субъектов Российской Федерации. Эти законы имеют высокую силу правового регулирования для региональной власти, и в соответствии с федеральной Конституцией полно и адекватно регламентируют статус органов региональной власти.

Таким образом, в Российской Федерации под публичной властью понимается единая система органов, включающая в себя федеральные и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местного самоуправления. Организация системы органов публичной власти определяется конституционными принципами, разработанными и конкретизированными в действующих законодательных актах. Взаимодействие всех органов единой системы направлено на соблюдение Конституции Российской Федерации, обслуживание общества и обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, а также создание условий для полной реализации прав и свобод граждан. Вся эта система нацелена на общее благо, а ее функционирование важно для обеспечения устойчивого развития Российской Федерации ее граждан.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12.12.1993] (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Российская газета. – 2020. – № 144.
  2. О Государственном Совете Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 08.12.2020 г. №394-ФЗ: [Одобрен Государственной Думой 25 ноября 2020 года; Одобрен Советом Федерации 2 декабря 2020 года] // Российская газета. – 2020. – № 280.
  3. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 №4-ФКЗ: [Одобрен Государственной Думой 27 октября 2020 года; Одобрен Советом Федерации 3 ноября 2020 года] // Российская газета. – 2020. – № 251.
  4. Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ (ред. от 14.04.2023) "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"// СПС «Консультант-Плюс».
  5. Авакьян С. А. Современные проблемы организации публичной власти / Авакьян С. А. Москва: Юстицинформ. – 2014. – С. 596.
  6. Авакьян, С.А. Конституционная теория и практика публичной власти: закономерности и отклонения / С.А. Авакьян // Конституционное и муниципальное право. – 2015. – N 10. – С. 5-11.
  7. Вершинина С. И. Понятие публичной власти и ее взаимодействие с государственным принуждением / Вершинина С. И. // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Сер.: Юридические науки. – 2010. – № 1. – С. 8–12.
  8. Калинина Е. В. Теория разделения властей: истоки проблемы и ветхозаветное видение системы «сдержек» и «противовесов» / Калинина Е. В. // История государства и права. – 2011. – № 15. – С. 22–26.
  9. Мальцев И. А. К вопросу о системе разделения властей на уровне субъектов Российской Федерации / Мальцев И. А. // Конституционное и муниципальное право. – 2011. – № 4. – С. 18–21.
  10. Мещеряков А. Н., Безруков А. В. Формирование концепции единой системы публичной власти в отечественном конституционном праве / А. Н. Мещеряков, А. В. Безруков // Вестник Сибирского юридического института МВД России. – 2020. – № 8. – С. 16–21.
  11. Морозова Л.А. Теория государства и права учебник. 6-е изд., переработанное и дополненное / Морозова Л.А. Москва: НОРМА ИНФРА-М – 2023 – С. 30–41.
  12. Савенков А. Н., Чиркин В. Е. Конституционные основы социального и территориального единства и дифференциации публичной власти. О новом прочтении и 25-летнем опыте осуществления некоторых положений Конституции РФ 1993 г. / Савенков А. Н., Чиркин В. Е. // Государство и право. – 2018. – № 12. – С. 18–29.
  13. https://docs.cntd.ru/document/1903017 (дата обращения 14.05.2023)

Поделиться

2697

Клюева Е. А. Система органов публичной власти // Актуальные исследования. 2023. №40 (170). Ч.I.С. 63-65. URL: https://apni.ru/article/7120-sistema-organov-publichnoj-vlasti

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня