Система публичной власти в Российской Федерации базируется на Конституции Российской Федерации и объединяет органы государственной и муниципальной власти, взаимодействующие для решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории [4].
В России существует трехуровневая структура власти: федеральная, региональная и муниципальная (местное самоуправление). Государственная власть реализуется на первых двух уровнях, источником государственной власти является многонациональное население. Муниципальная власть осуществляется на территории муниципальных образований, таких как городские округа, муниципальные округа или внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения, и источником ее является местное сообщество.
Механизм реализации государственной власти имеет решающее значение для общественной жизни, поскольку является инструментом, позволяющим осуществлять власть народа, который выступает как носитель суверенитета и единственный источник власти в Российской Федерации. Система органов публичной власти, в свою очередь, обязана гарантировать реализацию всех основ конституционного строя России, представленного демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.
В современном понимании представительной демократии публичная власть представлена в разных формах, определенных Конституцией Российской Федерации. Каждая форма включает в себя собственную систему органов, которые обеспечивают ее властное воздействие на общественные отношения. Государственная власть, например, публичная государственная власть реализуется через органы государства, органы государственного образования или органы государственно-общественного муниципального образования, если последний наделён законом соответствующими государственно-властными полномочиями. С другой стороны, муниципальная власть осуществляется через органы местного самоуправления, которые не являются частью государственной власти, согласно статье 12 Конституции РФ.
В систему органов публичной власти входят федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и иные государственные органы, а также органы местного самоуправления. Координация их деятельности представляет собой систему действий и решений, которые направлены на обеспечение согласованного функционирования и взаимодействиям всех органов данной системы [13]. Масштабность данной системы огромна и охватывает множество сфер жизни общества, делая ее необходимой и важной для исполнения государственных функций.
Приходя к определениям проблем системы и структуры публичной власти, можно обратится к исследованиям выдающегося российского конституционалиста Сурена Адибековича Авакьяна, который в своих работах выявляет принципиальные пути их решения. Он подчеркивает, что существует единство предназначения всех соответствующих органов как средств реализации народовластия. Однако принципиальные различия между ними обусловлены уровнем органов, где одни могут принимать ключевые решения, а другие выполнять задачи содействия их формулированию и обеспечения последующей реализации [6]. Эти различия требуют глубокого анализа в целях определения наиболее эффективного подхода к улучшению работы существующей системы публичной власти. Для этого необходимо развивать и усовершенствовать инструменты взаимодействия между органами верхних и нижних уровней, а также доводить до сведения населения информацию о деятельности публичной власти для повышения уровня доверия и ответственности со стороны граждан.
Федеральная Конституция является основой для создания и функционирования органов публичной власти в Российской Федерации. Она определяет формы публичной власти и содержит базовые нормы для учреждения и развития всевозможных органов публичной власти. В соответствии с Конституцией, различные органы публичной власти могут иметь различную конституционную основу. Например, конституционную основу органов межгосударственной публичной власти составляют часть 4 статьи 15, статьи 67, 79 и других статьях Конституции РФ. Региональные органы публичной власти имеют свои собственные специфические особенности, которые отражены и закреплены в наиболее концентрированном виде в Основных Законах субъектов Российской Федерации. Эти законы имеют высокую силу правового регулирования для региональной власти, и в соответствии с федеральной Конституцией полно и адекватно регламентируют статус органов региональной власти.
Таким образом, в Российской Федерации под публичной властью понимается единая система органов, включающая в себя федеральные и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местного самоуправления. Организация системы органов публичной власти определяется конституционными принципами, разработанными и конкретизированными в действующих законодательных актах. Взаимодействие всех органов единой системы направлено на соблюдение Конституции Российской Федерации, обслуживание общества и обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, а также создание условий для полной реализации прав и свобод граждан. Вся эта система нацелена на общее благо, а ее функционирование важно для обеспечения устойчивого развития Российской Федерации ее граждан.