Главная
АИ #40 (170)
Статьи журнала АИ #40 (170)
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

патриотическое воспитание
дошкольники
семья
родные
родной край
семейные традиции
ценности
родители
бабушки
дедушки
чувство патриотизма
любовь к Родине

Аннотация статьи

Данная статья обсуждает патриотическое воспитание дошкольников в семье. В статье указывается на важность формирования чувства патриотизма среди маленьких детей и рассматриваются методы и задачи этого воспитания.

Текст статьи

Цель: патриотическое воспитание дошкольника в семье. Задачи: приобщение дошкольников к изучению особенностей истории своей семьи, своего рода, своего города, страны; развитие внимательного отношения к родным и близким; восприятие истории прошлых поколений, истории земляков; воспитание патриотических чувств к "малой" и "большой" Родине.

Доступны ли маленьким детям дошкольного возраста чувства патриотизма? Я считаю, что да. Чувства, которые рождаются у малышей к маме, папе, бабушке, дедушке, родным, родному краю, селу, к родной природе. Вот это и есть начало патриотизма. В современном мире воспитание будущего гражданина, патриота своей страны становится очень актуальным и одновременно трудным вопросом. Так как в молодых семьях вопрос патриотизма не является важным, на нём обычно не заостряют внимание. А в некоторых семьях зачастую этот вопрос вызывает недоумение.

Хотя именно детство является благодатной почвой для того, чтобы посеять ростки патриотизма.

Сейчас патриотическое воспитание не такое сильное, как было в советскую эпоху. Моё детство прошло именно в советскую эпоху.

Я помню, что мои родители прививали чувство патриотизма через сказки, истории из рода. Очень нравилось слушать по вечерам, собираясь всей семьёй, как жили мои бабушки и дедушки, как воевали, как воспитывали своих детей. Эти тёплые воспоминания я несу через все года своей жизни.

Любовь к земле, труду в старые времена прививалась нам с малых лет, нас постоянно вовлекали в трудовую жизнь семьи: если отец нёс мешок с мукой, мой брат нёс мешочек; учили старанию. Мы, дети ценили труд взрослых и гордились своими умениями, всё делали своими руками. Если это был труд на участке, то выходили работать всей семьёй, дома оставалась только старая бабушка и то, она готовила обед, то есть у неё тоже была своя важная миссия.

Семейные традиции – духовная жизнь родного дома – соблюдать обязательно (уважать старших, не запятнать доброе имя отцов, трудом упрочить авторитет рода). Взаимоотношение детей и родителей строились на любви и ласке. Образ матери и бабушки играл большую роль с первых дней жизни: колыбельные, спетые ею, рассказанные сказки, выпеченный ее руками хлеб, вышитая скатерть, ее поведение имели огромный смысл и нравственную ценность. В них отражалось стремление дать ребенку жизненные ориентиры задолго до того, как он будет осваивать мир сам.

Таковы были традиции наших предков. Что мы теперь знаем о них? Какие традиции соблюдаем, как заботимся о сохранении нравственных ценностей?

Особое место в патриотическом воспитании занимает воспитание любви к семье на основе семейных традиций и ценностей. Родина начинается с семьи. Приобщение к родным местам строится на общении родителей и детей, что создает общность интересов и сближает их духовно. Любое общение – влияние с целью обогащения детей: первые рассказы о событиях прошлого, о земляках, прославивших край, о сегодняшней трудовой жизни должны происходить из уст родителей, бабушек и дедушек. Приобщение детей к родному краю по силам любой семье: совместные прогулки по памятным местам, посещение культурных центров и многое другое.

Мы с сыном ходили в сельскую библиотеку, беседовали со старыми дедами, которые помнили моих дедушек и рассказывали про них. Интересно слушать рассказы от людей, которые знали моих предков лично. В библиотеке мы нашли вырезки из газеты того времени, в которой описывалась история нашего рода. Очень интересно и познавательно было её изучать.

Теперь я сама знаю свой мужской род по дедушке до 7 колена. В честь моего дедушки из седьмого поколения, Галимьянова Денгизбая Юлымбетовича, названа деревня Денгизбаево Большечерниговского района Самарской области. Я горжусь этим!

Очень интересно было уже вместе с сыном рисовать генеалогическое древо нашего рода. Ребёнок с любопытством узнавал своих предков, вырезал, клеил фотографии. Надеюсь, мой сын продолжит выстраивать цепочку родственных взаимоотношений и передаст потомкам! 

В современном мире семейное воспитание не всегда систематично, досугом детей родители занимаются мало. А ведь добрые традиции сплачивают семью. От родителей зависит, какими вырастут дети, какие ценности в жизни для них станут главными. Именно родители – первые воспитатели детей, потому что семья – старшее поколение, связывающее свой род и родную землю, передавая накопленный опыт жизни. Слова академика Д.С. Лихачёва убедительно свидетельствуют об этом: «Воспитание любви к родному краю, родной культуре – задача первостепенной важности, и нет необходимости - это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, дому. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

В идеале человек должен знать своих предков до седьмого колена! Не зря слово "семья" состоит из двух составляющих: "Семь" и "Я". Традиция знать и чтить своих предков была хорошо известна предыдущим поколениям и напрочь забыта в наше время!

Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города, своего села, историю своей семьи и историю своего рода. Они должны передавать эти истории своим детям. Чтобы дети помнили какие события предшествовали их появлению. И с гордостью передавали эти истории дальше.

Поделиться

923

Юсупова А. Н. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье // Актуальные исследования. 2023. №40 (170). Ч.II.С. 60-64. URL: https://apni.ru/article/7123-nravstvenno-patrioticheskoe-vospitanie-doshko

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря