В статье анализируется категория бюрократизации права, которая рассматривается как процесс увеличения количества, объема и детализации нормативных правовых актов. Рассматривается взаимосвязь процесса бюрократизации с национальной системой правовых ценностей. Определено, что, характер и направление бюрократизации права определяются не только внутренней логикой развития правовой системы, но и ценностными факторами, на первом месте среди которых следует назвать господствующий в России нормативистский тип правопонимания, характерный для российского общества.

Аннотация статьи
правопонимание
власть
государство
бюрократия
бюрократизация права
Ключевые слова

Право в современном обществе является частью широкого контекста социально-политических изменений и культурных трансформаций. Оно не существует в отрыве от общества, а отражает и регулирует отношения и взаимодействия между людьми, организациями и государством. Право неразрывно связано с экономическими, политическими, социокультурными и технологическими изменениями в обществе. Источником права являются потребности, ценности и интересы общества, а также развивающаяся экономика и политическая система. Например, изменения в экономической сфере могут привести к необходимости принятия новых правовых норм для регулирования взаимодействия между бизнесом и потребителями или для защиты прав собственности. Политические изменения могут привести к реформам в правовой системе, чтобы обеспечить более демократическое и справедливое правосудие.

Право функционирует как рефлекс общественной динамики, а также влияет на общественные процессы, создавая правовую основу для решения социальных конфликтов и способствуя стабильности и порядку. Оно отражает и содействует формированию ценностей и норм, которые считаются важными для общества, и способствует его развитию и прогрессу [3].

Современные правовые системы, как внутри отдельных государств, так и на международном уровне, характеризуются огромным числом нормативных правовых актов. Это связано с растущей сложностью и разнообразием общественных отношений, которые нуждаются в правовом регулировании. Внутри государств количество законов, подзаконных актов, нормативных решений и правил постоянно увеличивается. Правовые системы стремятся реагировать на изменяющиеся социально-экономические условия, технологический прогресс, научные открытия, новые вызовы и потребности общества. Это приводит к необходимости принятия новых нормативных актов и корректировке существующих.

Также на международном уровне происходит активное законотворчество. Международные организации и договорные структуры разрабатывают множество международных договоров, конвенций, резолюций, рекомендаций и протоколов, которые направлены на урегулирование мировых проблем, защиту прав человека, сотрудничество между странами и многое другое [2].

Этот обширный объем правовых актов может создавать проблемы, связанные с перегруженностью правовых систем, сложностью и противоречиями в правовых нормах, а также вызывать затруднения в понимании и соблюдении правил. Поэтому одной из задач правовой науки и практики является постоянное обновление и оптимизация правовых систем, чтобы они оставались актуальными, эффективными и справедливыми для общества.

Право и бюрократия тесно связаны между собой, но представляют разные стороны организации общества и государства.

Право – это система правил, норм и принципов, которые регулируют поведение людей, организаций и государства в обществе. Оно определяет права, обязанности и ответственность участников общественных отношений, а также устанавливает процедуры применения и исполнения законов. Право играет важную роль в обеспечении стабильности и порядка в обществе, защите прав и свобод граждан, регулировании отношений между государством и его гражданами, а также между различными субъектами общества.

Бюрократия – это система управления и организации, включающая аппарат государственных и административных органов, а также службы и структуры, которые осуществляют исполнение и контроль за исполнением законов и правил. Бюрократия обеспечивает функционирование государства и общества, оказывает государственные и административные услуги, управляет различными сферами деятельности [4].

Связь между правом и бюрократией заключается в том, что право становится эффективным и реализуемым только через бюрократический аппарат, который обеспечивает его применение и исполнение. Бюрократический аппарат, в свою очередь, использует правовые нормы и принципы в своей деятельности, чтобы обеспечить законность и соблюдение правил.

Однако бюрократия может иметь и отрицательные аспекты, такие как избыточная бюрократизация, неэффективность, коррупция и бюрократический барьер, который затрудняет доступ граждан к услугам и правам. Важно достигать баланса между правом и бюрократией, чтобы обеспечить эффективную и справедливую работу общества и государства.

Специфика бюрократизации права заключается в том, что это явление относится к особой сфере общественных отношений, связанных с регулированием поведения людей и организаций через правовые нормы и институты. Бюрократизация права отличается от бюрократизации в других сферах общественной жизни, таких как государственная администрация или бизнес, по ряду особенностей:

  1. Законодательная основа: бюрократизация права основывается на системе правовых актов, которые определяют правила и нормы поведения, а также устанавливают порядок и процедуры для их применения и исполнения. Это законодательные акты, подзаконные нормативные акты, правила, инструкции, распоряжения и т.д.
  2. Общественное значение: право имеет высокую социальную значимость, так как оно регулирует основные сферы жизни людей, их права, свободы, обязанности, а также отношения с государством и другими участниками общества.
  3. Комплексность и многоуровневость: право представляет собой сложную иерархическую систему, включающую множество уровней нормативных актов – от Конституции и основных законов до подзаконных актов и инструкций. Это приводит к возникновению большого объема правовых актов и сложных правовых конструкций.
  4. Регулирование общественных отношений: бюрократизация права связана с регулированием общественных отношений, которые не всегда поддаются строгой формализации и обусловлены множеством факторов, включая культурные, социальные и экономические.
  5. Защита прав и интересов: право также предназначено для обеспечения защиты прав и интересов граждан, предпринимателей, организаций и других субъектов, что может требовать более детальных и точных нормативных актов.

Таким образом, бюрократизация права – это явление, которое часто наблюдается в современных государствах и является закономерным результатом развития государственных структур и аппарата. Бюрократизация права происходит из-за необходимости регулирования сложных общественных отношений, управления государством и обеспечения правопорядка.

Специфика бюрократизации права может вызывать ряд проблем, таких как перегруженность и неясность законодательства, затруднения в его применении и интерпретации, а также рост бюрократических процедур. Для предотвращения негативных последствий бюрократизации права важно обеспечивать эффективную работу системы правоприменения, оптимизировать нормативный массив и обращать внимание на прозрачность и доступность правовых актов для общества.

Текст статьи
  1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 // Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 08.2023). – Текст : электронный.
  2. Скоробогатов А.В. Детерминанты бюрократизации права в российском обществе // Российское право онлайн. 2022. № 1. С. 32-40.
  3. Халед Р.К.Б. Власть и право: контекст бюрократической регламентации // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2021. № 63. С. 194-201.
  4. Щёлков К.С. Бюрократизация как тенденция развития современного права / В сб.: Права и свободы человека и гражданина: теоретические аспекты и юридическая практика. М., 2016. С. 348-352.
Список литературы