Безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз [3]. Под жизненно важными интересами понимается совокупность необходимых потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает стабильное существование и возможности многостороннего прогрессивного развития личности, общества и государства в целом.
Государство, как основной субъект обеспечения безопасности, осуществляет функции в данной области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. В частности, достижение безопасности государством, осуществляется при помощи проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности, а также системы мер политического, организационного, экономического и иного характера, принимаемые меры адекватны угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Нормы раздела IX гл. 24 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривают ответственность за посягательства на общественную безопасность и общественный порядок [1]. Общественная опасность предусмотренных в указанной главе преступлений чрезвычайно высока, что в первую очередь объясняется спецификой объекта посягательства. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка направлены на дестабилизацию нормальной жизни человеческого общества, такие преступления посягают на безопасные условия существования общества, его материальные и духовные ценности, призваны подорвать существующие основы безопасности личности, общества и государства. Также преступления, отнесенные в данную группу, могут причинить или, как правило, причиняют значительный физический, либо материальный, моральный и иной вред, а также своими последствиями могут создавать, либо создают условия для совершения других тяжких и особо тяжких преступлений против личности, ее жизни и здоровья, собственности и т.д. В указанную группу преступлений входят преступления, предусмотренные ст. 212 УК РФ «Массовые беспорядки» [1]. Нормы данной статьи определяют категорию действий субъектов, которые тем или иным образом относятся к массовым беспорядкам.
Статистика, регистрируемая официальными органами власти относительно совершения преступлений, в том числе и преступлений, относящихся к массовым беспорядкам, говорит о том, что преступность в данной категории относительно статична. Так с января по март 2017 г. зарегистрировано 421 преступление антиобщественной направленности, 604 преступлений связанных с вовлечением в совершение преступления или антиобщественных действий против общественного порядка, 1534 преступления совершенных с использованием оружия, боеприпасов взрывчатых веществ, взрывных или имитирующих их устройств, в этом числе использование последних для организации массовых беспорядков или оказания вооруженного сопротивления представителю власти или участия в массовых беспорядках, 60308 преступлений против личности, 88424 преступления против собственности, 507 преступлений террористического характера. Приведенные статистические данные в очередной раз свидетельствуют о необходимости полного и детального изучения массовых беспорядков как преступления против общественной безопасности личности, общества и государства.
Анализ Российского законодательства показывает, что в нашей стране действуют относительно «мягкие» меры ответственности за нарушения в названной сфере. В России уголовная ответственность за нарушение законодательства о публичных мероприятиях введена в 2014 году. Ст.212.1 УК РФ предусматривает наказание до пяти лет лишения свободы, но лишь за неоднократное нарушение порядка и организации публичных мероприятий [1]. При этом неоднократное нарушение порядка, согласно ст. 20.2 КоАП РФ, считается в том случае, если происходит более двух раз в течение 180 дней [2]. Следовательно, на практике привлечение к уголовной ответственности по рассматриваемым видам нарушений почти не встречается.
Рассмотрим меры ответственности за массовые беспорядки в других странах.
В США действует запрет на проведение несанкционированных мероприятий. Законодательство Соединенных Штатов Америки к публичным беспорядкам относит любые нарушения общественного порядка, связанные с совершением акта насилия группой из трех и более лиц, которые вызывают непосредственную опасность и наносят вред по отношению к другим лицам и их имуществу. За нарушение порядка предусмотрен срок лишения свободы до 10 лет, за создание неудобств, препятствий движению транспорта, невыполнение требований сотрудника полиции взимается штраф в размере от 1000 до 3000 долларов либо заключение в тюрьму до полугода.
В Великобритании все публичные мероприятия могут быть проведены только в специально отведенных зонах. За нарушение покоя и жизненного порядка граждан наказывается штрафом до 400 фунтов. В случае проведения несанкционированного или запрещенного массового мероприятия полиция имеет право самостоятельно принимать меры к их прекращению вплоть до применения физической силы или специальных средств. Законом предусмотрена ответственность за массовые беспорядки, 12 и более лиц, до 10 лет тюремного заключения, за немассовые насильственные беспорядки, 3 и более лиц, до 5 лет лишения свободы и штраф в 2000 фунтов стерлингов. Также существует понятие «угрожающее поведение», за которое предусмотрен штраф до 400 фунтов стерлингов.
Законодательство Швеции в случае проведения несанкционированного митинга с целью принуждения власти к чему-либо, учинении беспорядков, при неподчинении приказам прекратит беспорядки руководители и подстрекатели могут быть приговорены к тюремному заключению на срок до 4 лет, а другие участники – уплате штрафа, либо заключение на срок до 2 лет.
Анализ законодательства зарубежных стран показал, что во всех рассмотренных случаях действуют достаточно жесткие меры ответственности за нарушение порядка организации и проведения публичных мероприятий.
Массовые беспорядки возможны в любом обществе. Скопление «толпы», которая выражает свое недовольство уровнем жизни «обычных» людей в государстве, государственным аппаратом, проводимой в стране политикой и т.д. – один из способов проявления определенной группы людей своего отношения к обществу и государству. Причины массовых беспорядков различны и искать их надо внутри общества, его экономического положения, во взаимоотношениях существующих социальных, религиозных, политических, этнических и иных групп, в основах государственного устройства и принципах осуществляемой государственной политики. Обязательной задачей государства является обеспечение безопасности личности, общества и государства от совершения рассматриваемых в данной работе преступных деяний. Необходимо обеспечить надлежащий уровень жизни для всего населения страны, чтобы в будущем ни у кого из людей не возникало желания создать вооруженную «толпу» и учинять массовые беспорядки, в надежде быть услышанными через такое общественно опасное преступление.
С 2014 года в ст. 212 УК РФ включен новый состав, предусматривающий ответственность за прохождение лицом обучения, заведомо для обучающегося проводимого в целях организации массовых беспорядков либо участия в них. Ответственность за данное преступление предусмотрена до десяти лет лишения свободы, то есть гораздо больше, нежели за само участие в массовых беспорядках или за их организацию [1]. Поэтому представляется правильным, если санкции статьи будут приведены в соответствие со степенью общественной опасности деяний, т.е. ответственность за участие в массовых беспорядках или их организацию должна быть выше ответственности за прохождение обучения с целью организации массовых беспорядков или участия в них.
В связи с тем, что понятие насилие является довольно широким и неоднозначно понимается учеными и правоприменителями, то необходимо законодательное закрепление или разъяснение Верховного Суда РФ вопроса о тяжести насилия, которое охватывается составом массовых беспорядков.
Существует закон «Об участии граждан в охране общественного порядка», который предусматривает возможность народных дружинников оказывать правоохранительным органам помощь в целях защиты жизни, здоровья, чести и достоинства человека, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, совершаемых в общественных местах [4]. Тем самым видится целесообразным предусмотреть ответственность не только за оказание сопротивления представителям власти, но и иным лицам, исполняющим обязанности по пресечению массовых беспорядков.
Рассмотренные выше проблемы указывают на то, что состав массовых беспорядков требует детальной доработки законодателем с учетом уже сложившейся практики и системности уголовного права. Разрешение вышеобозначенных проблем имеет не только теоретическое, но и практическое уголовно-правовое значение, поскольку от успешности их решения зависит в целом эффективность уголовно-правового регулирования в РФ.