В современном мире, где знания и умения составляют основу общества, стратегии обучения на протяжении жизни нужны для того, чтобы быть конкурентоспособными на рынке труда, творчески применять новые технологии, проявлять беспокойство по глобальным проблемам, активно участвовать в их преодолении на локальном, региональном и планетарном уровне. Именно дошкольная образовательная организация должна стать организующим центром воспитательной работы [3].
Одним из основных приоритетов в подготовке будущих воспитателей дошкольных учебных заведений является развитие навыков и стратегий обучения детей, а также эффективное взаимодействие с родителями. В современных сложных экономических, социальных и политических условиях изменяется сама суть отношений между педагогами и родителями – представителями образовательной системы и защитниками прав своего ребенка. На данном этапе особенно важно разработать модель поддержки педагогов, которая бы способствовала успешной реализации образовательных программ и сформировала гармоничную личность ребенка. Однако воспитатели дошкольных учреждений часто не готовы к таким серьезным изменениям в системе образования. Им нужна тщательная подготовка, которая позволит им внедрить инновационные методики обучения и воспитания ребенка, а также вовлечь родителей в этот процесс и создать условия для продуктивного сотрудничества семьи и педагога. В связи с этим педагогические вузы сегодня ищут новые формы подготовки будущих воспитателей.
Рассмотрим поближе понятие дошкольная образовательная организация. Дошкольные образовательные организации – это учреждения, основной целью которых является предоставление дошкольного образования, а также обеспечение присмотра и ухода за детьми [2]. В свою очередь кадровый потенциал определяется способностями и возможностями ее сотрудников применять свои знания и навыки для обеспечения успешного функционирования и развития учреждения. Анализ влияния кадровой политики на состояние кадрового потенциала позволяет выделить последовательные этапы формирования состава персонала. В соответствии с законодательством, воспитатель в дошкольном учреждении является человеком, обладающим высшим образованием в области педагогики и/или профессиональной квалификацией, что гарантирует эффективность и качество работы, а также физическое и психическое состояние, достаточное для исполнения профессиональных обязанностей. Зарубежный и отечественный опыт свидетельствует, что эффективными формами работы является организация и проведение у педагогов и психологов супервизии и интервизии [1].
Концепция супервизии (лат., super – сверху, visio – видение) возникла и прочно утвердилась в области психологического консультирования, здравоохранения, широко используется в социальной работе. В русском языке в содержательном плане ближайшим понятием является «наставничество», в значении помощи, профессионального общения с более опытными коллегами. Супервизор (куратор, наставник) должен давать советы и направлять. Если игнорировать супервизионную поддержку, то появляется большая вероятность возникновения синдрома выгорания как эмоционального, так и профессионального.
Еще одной формой обучения и профессиональной поддержки педагога и психолога является интервизия (лат., inter – между, visio – видение). Интервизия представляет собой групповую работу, в которой участвуют специалисты с равным опытом и статусом, под руководством опытного преподавателя или руководителя. Следует отметить, что интервизия частично происходит между коллегами дошкольных образовательных организаций: она выглядят как консультация с коллегой, но при этом педагоги не учитывают эмоциональную составляющую друг друга, чувства, влияние на других членов общества. Проведение интервизии может включать в себя четыре составные части:
- Представление проблемы. Педагог (психолог, социальный педагог) представляет сложный случай из практики.
- Восприятие. Все участники делятся своими впечатлениями.
- Обработка информации. Возможность поделиться идеями, мнениями, собственным опытом, не давая совета. При этом главный заказчик молчит и слушает.
- Заключительная часть. Специалист, представлявший сложный случай, делится своими впечатлениями: как все воспринял? Что было для него полезно? Какие методики будет использоваться в дальнейшей работе? Во время интервизии педагоги получают возможность обменяться опытом, оценить уровень понимания проблемы и их интерпретацию, провести дискуссии, привести примеры из собственного опыта, а также представить и решать проблемы, возникающие в процессе работы.
В целом профессиональное развитие педагога представляет собой процесс формирования профессиональной направленности, компетентности педагога, социально необходимых и профессионально значимых качеств с их интеграцией, стремление к постоянному росту, нахождению оптимальных приемов качественной и творческой реализации деятельности с учетом индивидуально-психологических особенностей. Надо отметить, что образовательные организации, которые стремятся повысить профессиональный уровень своих работников, преимущественно используют кратковременные методы обучения персонала, построенные на основе курсов. Следовательно, продуманная и надлежащим образом подготовленная система наставничества помогает развивать человеческие ресурсы, налаживает механизмы обучения и интегрируется с другими системами управления персоналом в дошкольном образовательном учреждении.