Во все времена одним из главных показателей цивилизации был не уровень благосостояния, не размеры городов и не обилие урожаев, а внешний вид человека, воспитанного на земле. Следовательно, они являются «талантами, которые измеряют успех цивилизации, а также представляют собой вехи истории, служащие телеграммами от предков и современников потомкам». Такими людьми считаются Ч. Дарвин, Л. Толстой, И. Репин и многие другие, чьи предметы духовного производства составляют вехи в истории мировой культуры. В результате мы приходим к выводу, что прогресс общества возможен только в прогрессе личностей. Однако научные открытия, романы, картины или музыкальные произведения могут быть безвозвратно утеряны или остаться малоизвестными, если они не будут сохранены или воспроизведены в материальной форме для будущих поколений.
Поэтому неудивительно, что человек желает не только сохранить плоды своего труда, но и закрепить за собой блага и выгоды, полученные от создания произведений искусства. Именно эти вопросы и проблемы решает закон об авторском праве. Авторское право помогает авторам не только распространять духовные богатства, но и защищать результаты своего труда от незаконного использования, что является одним из важнейших его преимуществ. Более того, авторское право способствует свободе информации и выражения мнений, поощряя авторов создавать значительные произведения и облегчая их коммерческое использование.
Эта отрасль права способствует развитию русской национальной культуры, которой сложно существовать и функционировать без соответствующей защиты авторских прав. Излишне говорить, что детальные исследования и исследования по теме «Авторское право в РФ» по-прежнему весьма актуальны. И дело не в национальной гордости, а в серьезности проблемы.
Авторское право – часть гражданского законодательства, регулирующая и защищающая права создателей произведений науки, литературы и искусства. Авторское право рассматривается в России как институт гражданского права [3].
Институт авторского права содержит определенные особенности, отличающие его от всех других институтов гражданского права. Этот институт защищает не только имущественные интересы авторов, но и их права и личные права – моральные и духовные. В то же время этот институт затрагивает общественные интересы – интересы культуры и образования.
Наше время – это время бурного развития интеллектуальной собственности во всех сферах человеческой жизни. И каждая деятельность (развивающаяся все более успешно) обычно приносит свой хороший доход. В результате появляются люди, которые вообще зарабатывают «легкие деньги», выдают чужие произведения или их части за свои или продают контрафактную продукцию с очень высокими доходами. При этом значительную роль как среди граждан, так и среди авторов произведений играет несовершенство законодательства в интеллектуальной сфере, а иногда и незнание самих законов. Сегодня легкий доступ к информации, включая авторские права, смежные права и другие права, привел к тому, что многие произведения и изобретения считаются общественным достоянием, хотя на самом деле каждое из них имеет своего автора.
По данным статистики, в нашей стране в последние годы наблюдается значительный рост количества нарушений авторских и смежных прав, несмотря на совершенствование законодательства и усиление работы сотрудников правоохранительных органов по борьбе с преступниками.
По новым, даже скромным оценкам, с 2000 года Россия ежегодно теряет не менее $1 млрд из-за неэффективности борьбы с нарушениями различных прав интеллектуальной собственности. Параллельный оборот пиратской продукции в стране сегодня составляет 30 миллиардов рублей (около миллиарда долларов). По данным Microsoft, только из-за упущенных налоговых преступлений Россия теряет 731 миллион долларов в год. Таким образом, нарушаются гражданские права, а, следовательно, авторские и смежные права; права самих создателей продуктов интеллектуальной собственности; права государства, которое не получает огромных налоговых поступлений из бюджета.
Авторское право – гражданско-правовые отношения, регулирующие процесс создания и использования произведений науки, литературы и искусства.
Эти отношения регулируются и защищаются нормами конституционного, административного и уголовного права. Исходя из этого, можно сделать вывод, что авторское право является сложным правовым институтом.
Е. А. Моргунова отмечает, что законодатель не использует термин «авторское право» как некий единый монолитный закон, состоящий из ряда прав. В нем указывается, какие права могут существовать на произведение, каким лицам и в какой степени они могут принадлежать. Законодатель требует определенных прав относительно авторского права на произведение. Однако в образовательных и доктринальных целях используется термин «авторское право».
Авторские интересы понимаются как объективные, а авторские интересы как субъективные. В объективном законе авторское право требует рассказов – другие являются предметом ряда правовых норм, произведений, регулирующих трудовые отношения, авторских прав, связанных с литературным творчеством, и планов использования фотографических литературных, научных текстов и художественных пантомимических произведений автора. В субъективном праве законодательство в смысле пантомимы, авторское произведение, закон – образы представляют собой совокупность декоративных субъективных авторских прав, макетов, возникающих у автора в рассказах, связанных с правами на создание самостоятельно определяемого открытого текста.
Основная задача авторского права – с одной стороны гарантировать интересы авторов и их правопреемников, а с другой – гарантировать интересы общества в целом и обеспечить доступ к мировой культуре.
Согласно п. 1 ст. 1259 ГК РФ [1] объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения. Таким образом, в Кодексе не дается четкого определения понятия «произведения», однако закрепляется открытый перечень произведений, которые следует считать объектами авторского права, а именно:
- литературные произведения;
- драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
- хореографические произведения и пантомимы;
- музыкальные произведения с текстом или без текста;
- аудиовизуальные произведения;
- произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
- произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
- произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
- фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
- географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам; другие произведения.
Гражданский кодекс Российской Федерации также классифицирует компьютерные программы как объекты, защищенные авторским правом, которые охраняются как литературные произведения.
Кроме того, объекты, защищенные авторским правом, включают:
- производные произведения, то есть произведения, являющиеся модификацией другого произведения;
- композитные произведения, т.е. те, которые являются результатом творческой работы по подбору или расположению материалов.
При рассмотрении вопроса о том, подлежит ли тот или иной результат авторскому праву, важно помнить, что только результат создает творчество. Обратите внимание, что до тех пор, пока не доказано обратное, результаты интеллектуальной деятельности считаются результатом творческого труда.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 5, Пленум Верховного Суда Российской Федерации №. 29 от 26.03.2009 «О некоторых вопросах, вытекающих из введения части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» [2] поясняет, что отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что данный результат does был создан творческой работой и, следовательно, не подлежит авторскому праву.
Авторское право распространяется как на опубликованные, так и на неопубликованные произведения.
Произведение, возникающее в результате творческой деятельности, признается объектом авторского права, если оно выражено в какой-либо объективной форме. В пункте 3 ст. 1259 ГК РФ установлены общие требования к форме произведения: письменная, устная форма (публичное заявление, публичное выступление и иные подобные формы), изображение, аудио- или видеозапись, объемная форма.
В научной литературе ведутся споры о том, что именно является непосредственным объектом авторской охраны: форма или содержание произведения. Некоторые исследователи считают, что авторское право должно защищать все созданное произведение как по форме, так и по содержанию. Другие полагают, что суть закона об авторском праве заключается в защите формы произведения, а не его содержания [5, с. 13].
На наш взгляд, пока мысль автора не получила определенного внешнего выражения (объективной формы), нет объекта авторского права, поэтому стоит придерживаться второй позиции. В пункте 21 Постановления Пленума ВС РФ от 19.06.2006 года № 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах», установлено: «Правовой охране в качестве объекта авторского права подлежит произведение, выраженное в объективной форме, а не его содержание» [4, с. 67].
Также стоит отметить, что согласно п. 5 ст. 1259 ГК РФ авторское право не распространяется на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, методы, решения технических, организационных или иных проблем, открытия, факты, языки программирования.
Не подлежит авторскому праву:
- официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, иные постановления, судебные решения, другие материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;
- государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, знаки и т. д.), а также символы и знаки муниципальных образований;
- произведения народного искусства (фольклора), не имеющие конкретных авторов;
- сообщения о событиях и фактах исключительно информативного характера (сообщения о текущих событиях дня, телепрограммы, расписание движения транспорта и т. д.) [6, с. 89].
Подводя итог сказанному, отметим, что авторское право регулирует отношения, связанные с созданием и использованием результатов интеллектуальной деятельности – научных, литературных и художественных произведений. Отсутствие законодательного обеспечения понятия труда является серьезным недостатком законодательства Российской Федерации. Работа должна отвечать двум требованиям: быть творческой и существовать объективно. Надо различать сами произведения, имеющие нематериальную сущность, и материальную форму, в которой они воплощены.