Автор(-ы):
Родыгин Дмитрий Альбертович
7 октября 2023
Научный руководитель
Полещук Максим Николаевич
Секция
Экономика и управление
Ключевые слова
Аннотация статьи
В работе рассматриваются особенности внедрения научно-инновационных центров в структуре аэрокосмического кластера.
Текст статьи
Развитие территориальных кластеров в России является одним из условий повышения конкурентоспособности отечественной экономики и интенсификации механизмов частно-государственного партнерства.
Территориальные кластеры (далее – кластеры) – объединения предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг. При этом кластеры могут размещаться на территории как одного, так и нескольких субъектов Российской Федерации [1].
Первопричиной формирования научно-внедренческого центра аэрокосмического кластера в г. Самара связана с историческими обстоятельствами.
Исторически так сложилось, что в Самарской области изначально, еще в довоенные годы, планировалось построить два авиационных завода. В годы Великой Отечественной войны эвакуируют важнейшие крупные стратегически важные предприятия. Из Москвы в Самару был перевезен самолетостроительный завод №1 (позднее ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс»), из Воронежа – завод №18 (позднее Куйбышевский авиационный завод, а ныне АО «Авиакор») и моторный завод №24 (впоследствии МПО им. Фрунзе, а ныне АО «Моторостроитель»). Ранее сюда были доставлены работники заводов из Смоленска, Киева, Днепропетровска, а также эвакуированное оборудование. Все предприятия теперь работали в составе Госавиазавода №1.
В те же годы были построены завод авиационного вооружения №525 (он же завод «Машстрой», а затем производственное объединение «Металлист»), агрегатный завод №35, завод гидроавтоматики №305, завод аэродромного оборудования №454, завод самолетных бронекорпусов №207 (механический завод), призаводской аэродром (ныне – аэродром «Безымянка») и прочие промышленные объекты, многие из которых и сегодня составляют основу индустриальной мощи всего Самарского региона.
За годы войны Куйбышев и Куйбышевская область (в настоящем г. Самара и Самарская область) превратились в крупный центр оборонной промышленности [2].
Именно в те далёкие времена был заложен научно-промышленный потенциал города, благодаря чему Самара до сегодняшнего дня стала достойно носить статус крупнейшего центра авиационной и космической промышленности.
В настоящее время стратегической целью является формирование и создание аэрокосмического кластера для вывода его на первые позиции в сфере разработок и производства высокотехнологичной, высокоэффективной продукции и услуг в авиационной и ракетно-космической отраслевой промышленности.
Для этого необходимо создать своего рода центр притяжения, объединяющий всех потенциальных участников кластера с привлечением крупных игроков из Ульяновской, Саратовская областей и Республики Татарстан. Достаточное количество участников крупных игроков, частных инвесторов и государственное финансирование позволит создать условия для реализации проекта.
Ранее уже был негативный опыт проекта технополиса "Гагарин центр", который показал, что с одним бюджетом области невозможно реализовать такой масштабный проект.
Проект технополиса «Гагарин центр» в 2014 году был подготовлен и рассматривался как площадка взаимодействия научных школ, университетов, малых, крупных и средних промышленных и технологических компаний, стартапов, финансовых, инвестиционных и консалтинговых компаний, кластеров других областей и промышленных предприятий и остальных заинтересованных участников. Аналогами подобных образований, уже построенных в нашей стране, являются такие проекты как технопарк «Сколково» в г. Москве, технополис «Химград» и Иннополис в г. Казань и др.
Проектным предложением определено место расположения научно-внедренческого центра в Красноглинском районе (г. Самара), в районе Самарской Луки, Соколиных гор, на реке Сок, которая впадает в Волгу в заброшенном карьере, в 15 км от международного аэропорта «Курумоч». (см. рис. 1). Он будет соединяться с другими городами Самарско-Тольяттинской агломерации: Самарской железнодорожной веткой, водным сообщением и двумя ветками скоростных магистралей. При разработке проекта предполагается использовать концепции энергоэффективных технологий, умного технологичного города нового урбанизма.
Рис. 1. Карта транспортного сообщения
Рис. 2. Общий вид. Проектное месторасположение ИНВЦ в рассматриваемой градостроительной ситуации
Целью создания инновационного научно-внедренческого центра в структуре регионального кластера является объединение всех предприятий, малых, средних кластеров авиационной направленности в единую целостную сеть, которая будет отличаться преемственностью наукоемких технологий и обеспечит лидерство Самарско-Тольяттинской агломерации в производстве авиационной и ракетно-космической техники на мировом уровне [3].
В рамках данной исследовательской работы был изучен отечественный и зарубежный опыт, из которого выделяется ряд основных принципов формирования научно-внедренческого центра:
Градостроительная организация проекта является важной частью его реализации. Планирование и организация пространства выполнены таким образом, чтобы обеспечить эффективное использование ресурсов, удобство и безопасность для пользователей и соответствие всем необходимым требованиям и нормам. Доступность к месту интереса в пределах 30-60 минут обеспечивается за счет железнодорожного и автомобильного сообщения в рамках Самарско-Тольяттинской агломерации. Отрезок от рассматриваемого центра до международного аэропорта «Курумоч» им. Сергея Королева занимает 20 минут. Транспортная сеть обеспечивает удобные подъезды, съезды и выезды. Железнодорожная станция и автобусные остановки находятся в шаговой доступности ИНВЦ, университетских кампусов, общественных зон, жилой и коммерческой застройки. Общественные зоны в себя включают: ТЦ, МФК, выставочные центры и зоны парковочных мест (см. рис. 1).
Проект предусматривает рекультивацию карьеров, где будут созданы общественные пространства, инновационный научно-внедренческий центр, офисы, здания опытного производства 1-го и 2-го этапа строительства.
В северо-восточной части проектной застройки обозначена жилая зона резидентов центра. Общественная зона располагается между карьером и коммерческими и жилыми застройками. В восточной части территория соседнего карьера также предусматривает рекультивацию участка для размещения в нем территорий аэрокосмического университета (см. рис. 2).
При проектировании городской среды особенно важно уделить внимание зеленым зонам, таким как парки, скверы и другие открытые пространства, а также созданию пешеходных и велосипедных дорожек.
Формирование объемно-пространственной модели научно-внедренческого центра является важным этапом в процессе градостроительного проектирования. Для его формирования необходимо учесть ряд факторов:
Объемно-планировочные решения для инновационного научно-внедренческого центра должны быть запроектированы с учетом его функциональных потребностей, уникального характера и особенностей работы:
Конструктивные решения для зданий, выполненных на сложном рельефе, склонах карьеров или горах требуют особого внимания к геологическим, геотехническим и геометрическим особенностям местности. Важно создать конструкции, которые будут обеспечивать прочность, устойчивость и безопасность здания в таких условиях.
Ряд конструктивных решений:
Конструктивные решения для зданий на сложном рельефе требуют глубокого анализа и понимания особенностей местности, геологии и климата. Рекомендуется провести геотехнические и инженерно-геологические исследования перед началом проектирования, чтобы определить наиболее подходящие строительные методы и решения для обеспечения безопасности, устойчивости и долговечности здания в таких условиях.
Резюме данного исследования обозначает основные цели и задачи развития инновационного научно-внедренческого центра (ИНВЦ) в среде аэрокосмического кластера г. Самары:
Необходимо регулярно оценивать эффективность работы центра и вносить коррективы в стратегию и планы развития при необходимости.
Успешная реализация этих принципов будет способствовать развитию инноваций и оживлению рассматриваемой отрасли в данном регионе и в стране в целом [4].
Список литературы
Поделиться
Родыгин Д. А. Принципы формирования инновационного научно-внедренческого центра в среде аэрокосмического кластера г. Самары // Актуальные исследования. 2023. №40 (170). Ч.I.С. 33-38. URL: https://apni.ru/article/7136-printsipi-formirovaniya-innovatsionnogo-nauch