Главная
АИ #40 (170)
Статьи журнала АИ #40 (170)
Особенности проявления тревожности ребенка в дошкольном возрасте

Особенности проявления тревожности ребенка в дошкольном возрасте

Научный руководитель

Велиева Светлана Витальевна

Рубрика

Психология

Ключевые слова

тревожность
тревога
страх
эмоция
самооценка
гиперопека

Аннотация статьи

В статье рассмотрены особенности тревожности ребенка в дошкольном возрасте. Рассмотрено определение тревожности, причины тревожности, рассмотрены механизмы развития тревожности и описаны мероприятия по профилактике тревожности у детей дошкольного возраста.

Текст статьи

Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, которая проявляется в беспокойстве по незначительным поводам. Тревожность рассматривается либо как личностное образование, непосредственно связанные с нервными процессами, либо проявляется в особенностях темперамента, либо связано с теми и другими процессами одновременно.

Особенностью тревожных людей состоит в том, что у таких людей постоянно присутствует страх без причины. Общие симптомы тревожности как у детей, так и у взрослых, проявляются практически одинаково. У детей эти симптомы проявляются в неуверенности в себе, самооценка, как правило, у них нестабильна. Дети, испытывающие тревогу, боятся разочаровать родителей, учителей, не проявляют инициативу и активность. Дети, которые испытывают тревожность, считают, что не имеют права на ошибку. Дошкольники, с повышенным уровнем тревожности, как правило имеют примерное поведение как в дошкольном учреждении, так и дома, не нарушают дисциплину, постоянно соглашаются с воспитателями и родителями, даже если с чем-то несогласны. Зачастую, дети боятся высказать собственное мнение. Однако их примерное поведение связано с защитной реакцией – ребенок боится избежать неудачу.

Рассматривая классификацию причин, влияющие на повышенную тревожность, принято выделять генетические факторы и социальные факторы.

В. М. Астапов определил основные причины возникновения высокого уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста:

  • нарушение отношений между родителями и детьми;
  • высокие требования к ребенку со стороны взрослых (воспитателей и учителей);
  • сложные отношения со сверстниками;
  • нарушение физического и эмоционального здоровья ребенка.

Тревожность родителей, как правило, передается к ребенку. В основном тревожные родители склонны к гиперопеке. У таких родителей постоянно присутствует страх за своего ребенка, обычно проявляется у матерей. Устанавливая тесную гиперопеку, как прямыми словами, наставлениями, указаниями, либо невербальными средствами: мимикой и жестами на конкретную ситуацию, родитель собственную тревожность передает ребенку. Как следствие, ребенок становится тревожным по подобию своего родителя.

Тревожный ребенок старается быть во всем первым, иметь большие достижения, прилагать много усилий даже к тому, что ему не нравится. Ему необходимо получить одобрение со стороны взрослого, чтобы не расстроить никого, не подвести, проявляется гиперответственность. Ребенку кажется, что если не преуспеет в той или иной деятельности, и не проявит ответственности в определенном порученном деле, то, тем самым он не оправдает ожиданий взрослых и будет отвергнут. Как следствие, ребенок, переутомляясь, быстрее выгорает, становится плаксивым и терпит еще более неудач.

Тревожность у детей появляется в несколько этапов. Вначале тревога только зарождается, развивается за счет определенных психических процессов, влияющие на уровень тревожности ребенка. Далее эти процессы закрепляются за ребенком. Как следствие формируется тревожная личность, то есть тревожность имеет определенный накопительный эффект, который отрицательно влияет на эмоциональный фон ребенка, а в дальнейшем проявляется это во взрослом возрасте.

Рассматривая профилактику тревожности в дошкольном возрасте, одним из главных способов профилактики является игра. В процессе игры ребенок чувствует себя полноценной личностью, имеет свободу творчества, проявляется мотивация, позитивные эмоции, восторг и радость. Игра дает определенную свободу к экспериментированию, ребенок налаживает контакт с другими детьми, проявляется способность к умению договариваться, как со взрослыми, так и с детьми.

По мнению Г. Г. Аракелова и Н. Е. Лысенко у детей формируется определенная «положительная эмоциональная база», которая раскрывает в детях положительные качества – доброта, бескорыстность, умение сопереживать и сочувствовать.

Для профилактики тревожности мало наблюдать за поведением ребенка, а применять определенные педагогические инструменты и проявлять определенный такт общения. У дошкольников, как правило бурно развита фантазия, они имеют специфическое мышление, что побуждает их к активному сотрудничеству как со своими сверстниками, так и с родителями и воспитателями.

Таким образом, высокий уровень тревожности негативно сказывается на развитии творческих и волевых способностей ребенка, приводит к формированию невротической личности. Однако у дошкольников состояние тревожности ещё не сформировано в черту характера и поэтому поддается коррекции при проведении надлежащей психолого-воспитательной работы. Если родители и педагоги будут следовать в общении с ребенком правильной линии воспитательного поведения, то возможно значительно снизить, а то и полностью нивелировать высокий уровень тревожности у ребенка.

Список литературы

  1. Аракелов, Г. Г. Психофизиологический метод оценки тревожности / Г. Г. Аракелов, Н. Е. Лысенко // Психологический журнал. - 2020. - № 4. - С. 111.
  2. Астапов, В. М. Тревожность у детей. - Саратов: Глассмедиа, 2017. - 160 c.
  3. Битнер, А. Д. Страхи дошкольников / А. Д. Битнер // Научные достижения и открытия современной молодежи: сборник статей победителей международной научно-практической конференции. - 2017. - № 9. - С. 1033.
  4. Велиева, С. В. Типичные психические состояния дошкольников: учебное пособие / С. В. Велиева. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2014. – 134 с.
  5. Кирьянова, О. Н. Причины возникновения высокого уровня тревожности у детей дошкольного возраста / О. Н. Кирьянова // Психология в России и за рубежом: материалы международной научной конференции. – 2018. - № 7. - С.19.
  6. Петровский, А. В. Психология. Словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - Москва : Политиздат, 2010. - 494 с.

Поделиться

1878

Игнатьева А. Н. Особенности проявления тревожности ребенка в дошкольном возрасте // Актуальные исследования. 2023. №40 (170). Ч.II.С. 71-73. URL: https://apni.ru/article/7137-osobennosti-proyavleniya-trevozhnosti-rebenka

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря