Сфера услуг является важным элементом функционирования общества, поскольку именно она занимает большой сектор экономики страны. Она обеспечивает не только конечных потребителей качественным сервисом, но и работников рабочими местами. Для данной сферы сотрудники должны владеть высоким уровнем коммуникативной компетенции, так как во многом эта работа связана именно со взаимодействием между людьми.
Актуальность темы исследования заключается в том, что на сегодняшний момент работа в коллективе является одной из стрессовых ситуаций для сотрудников, во избежание конфликтных ситуаций, а также повышению работоспособности коллектива и как следствие его производительности в рамках предприятия, необходимо проводить мониторинг и мероприятия на сплоченность коллектива.
Тематику сплочения коллектива в своих работах рассматривали многие отечественные авторы А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.К. Крупская, А. В. Петровский, среди зарубежных исследователей были К. Фопель, Д. Максвелл, П. Ленсиони. Рассмотрением сплочения коллектива работников в сфере услуг занимались: Э. Шайн и Д.Э. Гордовский.
Важную роль также играет корпоративная сплоченность коллектива. Именно от этого зависит насколько быстро будут выполнены все поставленные задачи. Руководители компаний сервиса и услуг обязаны обеспечить психологически комфортные условия каждому из сотрудников, так как от этого напрямую зависит их работоспособность. Коллектив должен иметь одинаковые возрастные границы, ведь сотрудники разного возраста могут столкнуться с проблемами коммуникативного плана, зачастую у таких лиц разные взгляды на выполнение одной и той же работы, одни владеют современными методами, другие предпочитают выполнение задачи по старым методам.
Однако, корпоративная сплоченность сотрудников зависит не только от руководства компании, но и от самих работников. Для создания благоприятной дружеско-рабочей атмосферы в коллективе сотрудники должны уметь слушать и что немало важно слышать друг друга, от этого зависят такие важные показатели компании как прибыльность, производительность и, как следствие, рентабельность компании.
Для формирования сплоченности коллектива необходимо придерживаться следующих правил:
- Обеспечить возможность выезда сотрудников на мероприятия, не связанные с рабочими делами.
- Исключить текучесть кадров.
- Работники компании должны строго следовать правилам работы для создания дисциплины внутри коллектива.
- Периодически проводить психологические тренинги и консультации.
- Ввести материальное и моральное стимулирование и штрафы за нарушение правил компании.
- Не допускать развития конфликтных ситуаций в коллективе.
Данные правила позволят сформировать в коллективе не только дружественную атмосферу, но и сохранить дисциплину внутри коллектива, что немало важно для достижения миссии и целей компании.
Прежде, чем определить способы сплочения коллектива необходимо рассмотреть модель сплоченного коллектива, которая представляет собой группу сторонников, которые имеют единый подход к рабочему процессу. Необходимость сплочения коллектива заключается в следующих аспектах:
- честность в отношениях межу сотрудниками. Это позволит решить возникающие проблемы между ними и сразу их устранить;
- четкая система контроля. Руководитель один, необходимость соблюдения субординации, а также быстрое реагирование на поставленные задачи лидером;
- использование мотивационных инструментов. Это позволит стимулировать работников на увеличения продуктивности работы;
- соблюдения правил. Это позволит сохранить дисциплину внутри коллектива.
Эти аспекты чётко определяют необходимость сплочения коллектива и объединяют в одну общую цель повышения прибыльности компании.
Для формирования сплоченного коллектива необходимо пройти пять основных стадий:
- Стадия притирки. Новый коллектив всегда наполнен людьми с разными темпераментами на данной стадии люди узнают друг друга.
- Стадия конфликтов. Разные темпераменты могут встретиться с сопротивлением со стороны других сотрудников.
- Стадия эксперимента. Данный этап предполагает формирование рабочего процесса, где могут быть совершены ошибки и сбои.
- Стадия творчества. Она предполагает поиск подхода к решению поставленных задач работниками компании.
- Стадия зрелости. Рабочий процесс налажен коллектив сплочен.
Итак, для сплочения коллектива необходимо проводить следующие мероприятия:
- Собрания. В ходе таких мероприятий каждый сотрудник открыто может выражать собственное мнение по рабочим моментам, что позволит постоянно совершенствовать рабочий процесс.
- «Мозговой штурм». Сотрудники должны демонстрировать свои идеи, которые приходят им в голову при постановке задач.
- Тимбилдинг. Может включать несколько направленный, например, творческий (посещение выставок, музыкальных концертов), интеллектуальный (викторины, квест-игры), спортивный (соревнования по бегу).
- СМИ. Ведение газетных новостей о достижениях сотрудников компании. Важно, что издания должны быть сделаны именно собственноручно, отделы могут их делать по очереди.
- Тренинги, которые носят образовательный или психологический характер.
Таким образом, резюмируя, мы можем говорить о том, что сплоченный коллектив автоматически обеспечивается коммуникативным навыком, позволяя компании повышать свои показатели за счет чётко сформированного рабочего процесса, при этом клиенты, которые обращаются в такие компании, оставляют положительные отзывы, поскольку ситуативные проблемы сплоченная команда решает намного быстрее.