Главная
АИ #40 (170)
Статьи журнала АИ #40 (170)
Роль предметно-пространственной среды в нравственно-патриотическом воспитании до...

Роль предметно-пространственной среды в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

нравственно-патриотическое воспитание
дети
предметно-пространственная развивающая среда
гуманизм
образовательная деятельность
ФГОС
культурное поведение

Аннотация статьи

Статья обсуждает важность нравственно-патриотического воспитания детей и его влияние на формирование ключевых качеств, таких как любовь к семье, уважение к взрослым, чувство привязанности к Родине и способность справедливо оценивать поступки.

Текст статьи

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
Д.С. Лихачёв

Нравственно-патриотическое воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка, в ходе которого формируются такие качества как любовь к своей семье, уважение к взрослым, чувство любви и привязанности к Родине, сострадание, потребность совершать добрые дела. Развивается гуманизм, представление этики, навыков культурного поведения, социально-общественные качества, формируется способность справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.

Поскольку нравственно-патриотические чувства не возникают сами по себе, перед взрослыми стоит задача создать определенную среду, условия, в которых ребенок будет формироваться как личность, как гражданин своей Родины.

Одним из важнейших условий, без которого невозможно полноценное нравственно-патриотическое воспитание детей, является организация предметно-пространственной развивающей среды.

При организации нравственно-патриотического центра необходимо руководствоваться следующими правилами:

  • достаточная информативность представленного материала с учётом возраста дошкольников;
  • обновление представленного материала для поддержания интереса детей (в зависимости от возраста детей);
  • использование этих материалов в непосредственной образовательной деятельности;
  • соответствие требованиям ФГОС;
  • многофункциональность, заключающаяся в возможности применения разных составляющих для моделирования обстановки для всестороннего развития детской активности;
  • возможность вариативности создание условий для игр, моделирования, конструирования.

Содержание предметно-развивающей среды должно соответствовать интересам мальчиков и девочек, периодически изменяться, постоянно обогащаться, обеспечивать «зоны ближайшего развития» детей.

Во всех группах детского сада в предметно-пространственной развивающей среде созданы условия для реализации задач нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Предметно-пространственная развивающая среда групп отвечает требованиям безопасности, эстетики и учитывает возрастные особенности воспитанников.

Организация развивающей среды в различных возрастных группах имеет отличительные признаки. Например, в центре по нравственно-патриотическому воспитанию младших групп размещен такой материал: альбомы «Я и моя семья», «Мой детский сад», «Мой родной город», куклы в национальных костюмах; книги с русскими народными сказками, потешками по возрасту, русские народные игрушки (матрешки, неваляшки, волчки, деревянные свистульки, дудочки), иллюстрации с изображением природы по временам года, животные и растительный мир наших лесов. В младшем возрасте дети знакомятся с художественной литературой по нравственно - патриотическому воспитанию и начинают расширять знания о своей семье, родном городе, стране. Через художественное слово воспитывается понятия «что такое хорошо и что такое плохо».

В группах среднего возраста центр пополняется предметами декоративно-прикладного искусства (вышитые скатерти, полотенца, керамическая утварь, изделия из соломы, бересты, матрешки, дымковские игрушки, городецкая роспись, гжель, хохлома), иллюстрациями и альбомами с изображением памятников архитектуры, современных зданий родного города, развивающими и дидактическими играми, созданными детьми вместе с родителями, картотекой народных подвижных игр, материалом для ознакомления с защитниками Отечества – подбор иллюстраций, тематические папки, макеты, видео презентации, наборы военной техники. Обязательно должны присутствовать атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Пожарные», «Полиция», «Моряки». В центре книги представлена различная литература, через которую дети осознают принадлежность к своему городу, национальности, формируют понятия гуманного и культурного поведения, соблюдение моральных норм, доброжелательных отношений между людьми. Произведения таких авторов как А. Барто, В. Маяковский, К. Ушинский, воспитывают положительное отношение к труду, желание учиться, а знаменитые стихи В. Орлова и А. Пришельца формируют представление о природе родного края.

В старшем дошкольном возрасте основное направление работы – это краеведение, знакомство с родной страной, символикой государства – флаг, герб, гимн, а также историческим прошлым России. Дети знакомятся с такими понятиями как родословная, генеалогическое древо семьи, осознают принадлежность к своему народу, государству. Знакомятся с достопримечательностями и с историей своего города, государственными и народными праздниками.

Таким образом, в старших и подготовительных группах детского сада присутствуют: государственная символика России (флаг, герб, текст гимна), портрет президента, карта города, страны, глобус, альбомы с архитектурными памятниками России, альбомы: «Моя семья путешествует по России», «Наш детский сад», «Москва – столица России», «День Победы», «Я помню! Я горжусь!», генеалогические древа детей, герб семьи, красная книга России, материалы о героях и событиях Великой Отечественной войны, о памятниках воинской славы. Также в центре книги присутствует художественная литература по нравственно-патриотическому воспитанию. Например, сказки и былины о русских богатырях, из которых дети усваивают, что добрый и правый сильнее злого, рассказы и стихи о годах Великой Отечественной войны, из которых дети узнают о нелегких временах и героях.

Нравственно-патриотическое воспитание реализуется не только через содержание одноименного центра, но и через содержание других зон самостоятельной деятельности. Так, центр ряженья в старшей группе пополняется костюмами «Солдаты». А для центра сюжетнo-ролевых игр совместно с родителями изготавливаются макеты улиц родного города, макет столицы России. В каждой группе детского сада есть мини-музей. Это и музей «Национальные костюмы России», и музей «Русская матрешка», также есть музеи «Русское деревянное зодчество» и «Русская березка». Включение мини-музея в образовательное пространство обогащает развивающую среду. Здесь для ребенка открывается возможность прикоснуться к истокам русской культуры, узнать с чего начинается Родина. Также в саду проводится мероприятие «Разговоры о важном». Это беседы с детьми патриотической, социальной, духовно-нравственной, познавательной, трудовой и физической направленности. «Разговоры о важном» помогают формировать у дошкольников ценностное отношение к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью. В старшие и подготовительные группы приглашаются родители детей, их бабушки и дедушки. Они знакомят детей со своими профессиями, рассказывают о своем детстве. Такие встречи позволяют детям еще больше гордиться своими родителями, уважать их.

Еще одним средством формирования нравственно-патриотического воспитания является игра «Папа, мама, я – спортивная семья!», проводимая в дошкольном учреждении. Много задач реализуется в ходе такой игры: сплочение семьи, формирование здорового образа жизни, интереса к спорту, чувства коллективизма и ответственности.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения. Эта достаточно кропотливая работа ведется систематически, планомерно во всех возрастных группах, в разных видах деятельности. Помимо создания мини-музеев и предметно-развивающей среды, ведется и экскурсионная деятельность. Воспитатели с родителями и детьми посещают музеи и выставки родного города, различные достопримечательности. Фотографии, сделанные во время экскурсий, пополняют предметную среду, служат демонстрационным материалом во время занятий.

Таким образом, предметно-пространственная развивающая среда дошкольного учреждения, созданная совместно с родителями, становится близкой и понятной каждому ребенку. Она становится основой для увлекательной и содержательной игры, интересных занятий и разностороннего развития детей. Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся, требующая пополнять и обновлять материал в зависимости от возраста детей и их потребностей.

Воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии патриот нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи нравственно-патриотического воспитания, во многом зависит будущее нашей страны.

Поделиться

690

Андриянова Т. Н. Роль предметно-пространственной среды в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников // Актуальные исследования. 2023. №40 (170). Ч.II.С. 32-34. URL: https://apni.ru/article/7142-rol-predmetno-prostranstvennoj-sredi

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#46 (228)

Прием материалов

9 ноября - 15 ноября

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

20 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

3 декабря