Электроэнергетика – это основа жизнеобеспечения населения. Потребление электричества является необходимостью в жизни каждого человека и промышленного предприятия. Надежность и бесперебойное функционирование электроэнергетической отрасли «является неотъемлемой составной частью энергетической безопасности нашей страны – проблемы, которая решается с помощью политических, экономических, а также правовых средств» [1, с. 3]. Взаимоотношения субъектов в электроэнергетике определено нормативно - правовыми актами, которые многообразны и сложны. А все этапы использования электроэнергии регулируются договорами, условия и обязанности, которых распределяются между сторонами данного договора: от поставщика электроэнергии до конечного потребителя. Однако в научной литературе до сих пор отсутствует единая классификация договоров в сфере электроэнергетики.
Договор энергоснабжения – это гражданско-правовое соглашение, в котором «энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящиеся в его ведении электрических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии» (п. 1 ст. 539 ГК РФ) [9].
Значимым классифицирующим показателем договоров в электроэнергетической сфере является предмет – электрическая энергия. В плоть до настоящего периода среди ученых-цивилистов ведется обсуждение вопроса об отнесении понятия электроэнергии к понятию товара, вещи либо действию (праву). Выделяют следующие трактования данного понятия:
- П.Г. Лахно в своем труде «Энергетическое право России: становление и развитие» руководствуется следующим, что энергия – не является вещью и не может законодательно выступать как объект права собственности, хотя имеет материальные и стоимостные признаки. На наш взгляд, не совсем верно, так как энергия имеет конкретные товарные характеристики, такие как стоимость, качество и изменяемость [2, с. 86];
- В.Г. Крассов в своей диссертации «Система договорных связей в сфере организации снабжения электрической энергией» в виду того, что энергия имеет физические свойства и ряд родовых признаков, наоборот отождествляет энергию с вещью, что позволяет трактовать данное понятие как объект гражданских прав и права собственности. «Электрическая энергия, выступающая объектом договора купли-продажи (поставки) или энергоснабжения, соответственно, не может являться каким-то правом» [1, с.10]. Похожее мнение высказывают Сергеев А. П., Толстой Ю. К. в своей работе «Гражданское право» [3, с.90]. Они выделяют такие вещественные характеристики электрической энергии как движение, делимость, простота, потребляемость.
Сам термин «вещь» был определен в Германии, где немецкие юристы дали конкретное определение понятию «Вещь», а именно вещь должна быть материальна, т.е. быть физическим (телесным) предметом. К понятию электрической энергии это вряд ли применимо. Рассмотрим противоположную точку зрения:
- В.А. Лапач полагает, что со временем электроэнергию следует вывести в объекты промежуточного гражданского права (вещи – имущественные права) [4, с.11]. К такому мнению автор пришел, проанализировав особые свойства электроэнергии: - невидима (ее наличие определяется приборами учета), накопление и последующее хранение, одномоментность и бесперебойность производства и передачи, невозвратность (энергия потребляется в момент ее передачи потребителю). Аналогичные специфические свойств электроэнергии указаны в учебнике физики, где электрическая энергия определена как энергия электрического тока, а именно направленного поступательного движения заряженных частиц [5, с.114], такая энергия не имеет цвета, вкуса и запаха.
- С.М. Корнеев считает, что «энергия не наделена «телом», ее нельзя потрогать, но можно направить в хозяйственные и технологические нужды (работа станков, электродвигателей, печей)» [6, с. 45]. Из этого следует, что владение или распоряжение самой энергией – сложная задача, но при этом ее можно производить и передавать конечному потребителю. Так же относительно собственника электрической сети, оборудования для производства энергии дает возможность причислить ее к объекту права собственности, т.е. «собственник электрической сети тот, кто вырабатывает электроэнергию, либо является владельцем электрической сети, либо покупатель в момент ее потребления».
Таким образом Корнеев С.М. причисляет договор энергоснабжения к видам договоров купли-продажи.
Разумно согласиться с ним в том, что энергию нельзя причислить к вещи, но электроэнергия определённо выступает в качестве товара. Поэтому предлагается отнести договор энергоснабжения к видовой принадлежности договора купли-продажи согласно ст. 454 ГК РФ [9], где следует выделить две составляющие – электроэнергия и взаимоотношения, которые возникают между поставщиком и конечным потребителем в процессе передачи данной энергии.
Подтверждает вышесказанное то, что расположение данного договора находится в главе 30 ГК РФ «Купля – продажа», где в статье 539 ГК РФ указано, что одна сторона передает другой стороне за плату определённый товар (энергию). Это вполне разумное решение, так как специфические свойства товара (электрической энергии, как предмета договора) и субъекты договора (энергоснабжающая организация и потребитель электрической энергии) определяют особенности данного договора, что позволяет отделить его от других договоров купли-продажи.
Из формулировки статьи 539 ГК РФ также определены обязанности потребителя, а именно: оплачивать принятую энергию, соблюдать режим потребления энергии, обязанностях соблюдать безопасную эксплуатацию и поддерживать в исправном состоянии, находящихся в его зоне эксплуатационной ответственности оборудование и электрическую сеть.
Но взаимоотношения по подаче и передаче электрической энергии регулируются и ст. 26 Закона «Об электроэнергетике» [10], так как передачу электроэнергии потребителю осуществляет не энергоснабжающая организация, сетевая организация, которая владеет линиям электропередачи на праве собственности или ином праве. Сетевая организация не является продавцом или покупателем электрической энергии, он лишь оказывает услуги по передаче электрической энергии. В связи с чем предметом данного договора является не товар, не вещь, а услуга.
Таким образом можно выделить два типа договоров энергоснабжения, регулирующих отношения в электроэнергетической сфере:
- основной договор (договор, без которого невозможно наладить процесс между выработкой электроэнергии и ее потреблением). Это договоры купли-продажи, поставки электроэнергии и договор электроснабжения;
- вспомогательные договоры (договоры на оказание услуг, без которых невозможно заключить основной договор). Это договоры по оперативно-диспетчерскому управлению, договор на присоединение к электрическим сетям, договор на передачу электрической энергии и пр.
Подобная классификация представлена в диссертационной работе Крассова Е.О.: «Первый критерий – это основная цель, достижение которой преследуется при заключении договора, который регулирует соответствующий вид деятельности. Второй критерий связан с тем, в какой сфере электроэнергетики заключается тот или иной договор. Речь идет о сферах производства, передачи (распределения), реализации (сбыта) и потребления электрической энергии, либо сфера действия договора касается всей электроэнергетической системы страны или соответствующих энергетических систем» [1, с. 12].
Договор по оказанию услуг по передаче электроэнергии не урегулирован в ГК РФ [9]. В гл. 39 данного законодательства содержаться только общие нормы о договорах оказания услуг, но в других подзаконных актах статьи, посвященные данному типу договора имеются, а именно:
- в Законе «Об электроэнергетике» в ст. 9 и ст. 26 [10]. Законодатель прямо говорит, что оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора оказания услуг и данный договор является публичным;
- в Законе «Об естественных монополиях деятельность по передаче электроэнергии и деятельность по оперативно-диспетчерскому управлению» отнесены к естественным монополиям [11];
- в «Правилах недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг» дана развернутая формулировка рассматриваемого договора, включая порядок его заключения и исполнения [12].
Дополнительно отметим, что для заключения договора по оказанию услуг по передаче электроэнергии необходимо заключить еще ряд дополнительных договоров, так называемых договоров-предпосылок предыдущему [7, с. 189]:
- договор оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению, если передачи электрической энергии осуществляется посредство единой национальной электрической сети;
- договор об осуществлении технического присоединения оборудования потребителя к электрической сети, принадлежащей сетевой организации. Однако нормы по данному виду договоров следует отнести к 4 разделу ГК РФ [9], что в большей мере соответствовало бы роли и значению такого основополагающего акта, каким является ГК РФ.
В заключении отметим, что в связи с принятием в 2003 году Закона «Об электроэнергетике» были внесены изменения в ГК РФ [9], где в параграфе 6 главы 30 ГК РФ указано, что данные нормы будут применяться к регулированию отношений по договору энергоснабжения в том случае если законом или иными правовыми актами не установлено иное. Таким образом регулирование отношений по договору оказания услуг по передаче электрической энергии, а также подобные ему вспомогательные договоры выходят за рамки ГК РФ.
Автор статьи предлагает следующее: в параграфе 6, гл. 30 ГК РФ указывать положения по разграничению договоров по видам деятельности: отграничить производство и продажу электроэнергии от ее передачи. А до внесения изменений в данный законодательный акт его положения должны применяться только к отношениям в рамках снабжения электрической энергией, остальные взаимоотношения должны регулироваться статьями Закона «Об электроэнергетике» и иными подзаконными актами.