Современные научные исследования говорят о том, что устойчивость и активность таких показателей умственной деятельности, как память, внимание, восприятие и быстрота передачи информации можно качественно изменить, используя двигательную деятельность. Улучшить продуктивность мозга способны дозированные физические нагрузки в виде динамических пауз. Оптимальное распределение мышечной нагрузки не только повышает общий эмоциональный тонус, но и способствует устойчивому настроению, которое является благоприятным фоном для познавательной деятельности не только в группах общего развития, но и в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) в сочетании со словом и внедрением логоритмических упражнений, успешно используется в группах компенсирующей направленности МБДОУ д/с №34 города Белгорода. Такие занятия включают в себя речевой материал, над качеством которого работает логопедическая ритмика и мнемотехника – зашифрованные графические символы.
Логоритмика – это комплексная методика, построенная на системе физических упражнений, в основе которой лежит связь между словом (речью), музыкой и движением.
Объектом логопедической ритмики является структура речевого дефекта, неречевые психические функции и речевые нарушения у лиц с речевой патологией.
Предметом логоритмики выступают многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций и система движений в сочетании с музыкой и словом.
В настоящее время ощущается дефицит сенсорного воспитания детей с речевой патологией. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. В процессе образовательной деятельности ребенок опирается одновременно на несколько анализаторов (тактильное восприятие, зрение, слух), которые оказывают положительное влияние на развитие речи. Речь начинает предварять действия. Освоение речи приводит к развитию рассуждений как способа решения мыслительных задач. Именно благодаря таим упражнениям дети хорошо усваивают последовательность действий и причинно-следственные связи различных событий и явлений.
В процессе коррекционно-развивающей деятельности наши учителя-логопеды на каждом индивидуальном и групповом занятии включают различные логоритмические упражнения, зашифрованные в мнемотаблице.
Например:
- Слого-музыкальные композиции: на материале автоматизированного изолированного звука используется слоговые рифмовки с музыкальным сопровождением и двигательным оформлением.
- Артикуляционные попевки: произнесение заданного звука произносятся пять раз – вначале в медленном темпе, а затем ускоряя, и наоборот. При этом дети сами дирижируют (жестикулируют) себе руками и головой.
- Речедвигательные физминутки: синхронизация звуковых и двигательных действий, также произносятся слова с заданным звуком, одновременно отхлопывая их, где на ударный слог дети хлопают громче, чем на безударный слог.
- Артгимнастические упражнения: автоматизированный звук в словах используется в виде движений губ, языка, щек, гортани.
- Кинестетические чистоговорки: произнесение чистоговорок с заданным звуком в сопровождении с меняющимися движениями всего тела.
В ходе систематической интеграции двигательной и речевой деятельности в коррекционной работе логопеда с дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи, нами выявлена положительная динамика по формированию познавательных способностей, замечено ускоренное исправление дефектных звуков и опорно-двигательных нарушений, наблюдаются улучшения двигательной координации, а также наметился прогресс в способностях дошкольников к обучению и управлению своими эмоциями.