Главная
АИ #41 (171)
Статьи журнала АИ #41 (171)
Использование элементов семейной геральдики в патриотическом воспитании детей ст...

Использование элементов семейной геральдики в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста в ДОО

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

патриотическое воспитание
дети дошкольного возраста
семья
семейные ценности
семейный герб
история семьи
гражданское достоинство

Аннотация статьи

В статье обсуждается актуальность патриотического воспитания детей дошкольного возраста, подчеркивая важную роль семьи в этом процессе. Она рассматривает семейные ценности как основу гражданского достоинства и исторической преемственности, а также выделяет создание семейных гербов как способ формирования у детей чувства уважения и любви к своей семье и Родине.

Текст статьи

Тема патриотического воспитания детей дошкольного возраста имеет особую актуальность для всей системы дошкольного воспитания в нашей стране в настоящее время. Безусловно, детский сад играет огромную роль в патриотическом воспитании детей, но главную роль играет семья – самые первые и важные люди в жизни ребенка. Проводя занятия по патриотическому воспитанию детей в детском саду, мы всегда обращаемся к теме семьи, родных людей.

Семья, как основной элемент государства, была и остается главной хранительницей человеческих ценностей, культуры и исторической преемственности поколений, фактором стабильности и развития нашего государства. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит его формирование, как гражданина своего государства. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании человека основную, долговременную и важнейшую роль. Именно в семье прививается ребенку любовь к Родине и чувство гордости за нее.

Семья, семейные ценности – это источник любви, уважения, солидарности и привязанности, того, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Создавая семью, люди, стремящиеся скрепить свой брак не только печатью в паспорте и контрактом, но и укрепить, защитить свой союз романтикой традиций, все больше стали обращать свое внимание на исключительность и торжественность обрядов, на вековую мудрость наших предков. Ничто так не цементирует семейные узы, как фамильный герб – символ особой ответственности за свое будущее. За будущее своих близких и детей, за будущее всего рода, своей Родины.

Родословие – неотъемлемая составляющая истории каждой семьи, каждого человека, зарождения чувства принадлежности к своему роду и через него – к своей Родине. К сожалению, чаще всего история семьи, происхождение рода и фамилии сокрыто в глубине веков, не сохранено в человеческой памяти. Знать свою родословную до «7-го колена» сейчас практически невозможно, но начать её создание вполне по силам даже дошкольникам. Раньше Герб передавался из поколения в поколение, был для человека символом семьи, дома, Родины.

Создание личных, семейных и фамильных гербов уже несколько лет является не просто данью моды, но и огромным интересом людей к своему прошлому, к своим корням. В основе интереса россиян к личным гербам лежит чувство собственного гражданского достоинства. Сегодня герб уже не выполняет функцию определения имущественного статуса. Каждый индивид творит свою историю и продолжает свой род, который накапливает не только материальные, но и моральные, духовные ценности. С помощью личного герба люди хотят дать окружающим представление о том, какие у них корни, что они собой представляют, каково их историческое предназначение. На личных и семейных гербах отражается символически обработанная информация о качествах, достоинствах и достижениях одного человека или целого рода.

Целью своей работы по патриотическому воспитанию детей я определила формирование у дошкольников ценностного отношения к семейным традициям, воспитание чувства уважения и любви к своим родным и близким, к своей семье и к своей Родине. Разработка и составление семейного герба является одной из задач патриотического воспитания детей, а также формой объединения семьи.

Фамильный, семейный герб – это символ семьи. Он показывает интересы, увлечения, желания членов семьи, рассказывает о прошлом и настоящем семьи, формирует будущее.

Составление собственного герба оказалось делом непростым, но очень увлекательным для большинства семей воспитанников нашей группы. Участвуя в этом мероприятии, родители и дети узнавали много нового не только о себе, но и о своих предках. А, узнав, стали еще больше любить и уважать историю своей семьи. В составлении семейного герба принимали участие все члены семьи. О каждом родственнике нужно было собрать информацию. Обязательным условием было участие детей в создании герба. Составляя герб, родители отдавали детям свою любовь. А дети чувствовали это и становились более уверенными в себе. Если дети были слишком малы, для того чтобы высказывать собственное мнение, родители сами придумывали художественный элемент, который их характеризовал.

В гербах нашли отражение особенности каждой семьи, труд родителей, дедушек, бабушек, семейные традиции. Многие семьи написали свой семейный девиз.

Ничто так не объединяет людей, как общее дело. Изготовление семейного герба увлекло и родителей, и детей. Фантазия родителей и детей оказалась безграничной: гербы были нарисованы, сделаны аппликативно или выполнены на компьютере. Появились целые шедевры.

Было очень приятно наблюдать, как дети делились своими впечатлениями о проделанной работе. Они узнали много о своих семейных традициях, важных событиях, о прошлом семьи, многие с гордостью рассказывали о своих прадедушках и прабабушках.

Такая работа по составлению семейных гербов проводится мною уже с двумя поколениями детей, и каждый раз я радуюсь, видя счастливые лица детей и их родителей. Они всё ещё не верят в то, что у них получилось чудо! А у меня появилась новая коллекция семейных гербов. И пусть эти работы не выстроены в основных принципах геральдики, но они отразили главные ценности современной молодой семьи – любовь друг к другу и детям, уважение к старшему поколению в семье и перспективы на будущее развитие семьи.

Хорошее настроение, любовь к своей семье, гордость за принадлежность к своему роду, развитие нравственных чувств – вот итог нашей совместной работы.

Ну а мы, воспитатели детского сада, узнали, насколько талантливы родители наших воспитанников. «Когда семья вместе, и сердце на месте» – говорят с древних времен.

Список литературы

  1. Далецкая В. Знакомим детей с прошлым / Мой ребенок – 2004.3. – С. 20-22.
  2. Козлова С.А. Дошкольная педагогика. – М.: «Академия», 1998.
  3. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников /Р.С. Буре и др. – М.: Просвещение, 1989. – 96 с.
  4. Воспитателю о работе с семьей / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989. – 192 с.
  5. Лунина Г.Н. Гуманистические идеи русской народной педагогики. – М., 1995.
  6. Алешина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом. – М.: ТЦ Сфера, 1999. – 122 с.
  7. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2004.– 156 с.
  8. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания // Дошкольное воспитание 2003г., № 6. – С. 45-55.
  9. Якушева Т.А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребенка старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика 2006, №6.

Поделиться

470

Прочан Е. А. Использование элементов семейной геральдики в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста в ДОО // Актуальные исследования. 2023. №41 (171). Ч.II.С. 69-71. URL: https://apni.ru/article/7146-ispolzovanie-elementov-semejnoj-geraldiki

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#29 (211)

Прием материалов

13 июля - 19 июля

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

24 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

6 августа