Главная
Конференции
Актуальные проблемы современной науки: экспериментальный и теоретический поиск
Краеведческая деятельность как средство приобщения детей старшего дошкольного во...

Краеведческая деятельность как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истории родного края

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

дети старшего дошкольного возраста
краеведческая деятельность
приобщение к истории родного края

Аннотация статьи

Актуальность данной темы характеризуется ознакомлением дошкольников с историей родного края и является одним из факторов формирования исторического и патриотического сознания. Социальный запрос общества связан с необходимостью развития интересов дошкольников в этой области: чем полнее и содержательнее будут знания детей о родном крае, его жителях, традициях, природе, тем более действеннее окажутся они в приобщении к культуре родного края.

Текст статьи

Воспитание любви к родному краю, Родине, чувства гордости за нее является одной из основных задач воспитания дошкольников. Интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности происходит в дошкольном возрасте. Краеведческая деятельность должна вестись в контексте социализации и становления личности, потому что дети усваивают ценности того общества, в котором они живут.

Краеведение – социально-значимое и необходимое направление в работе с детьми. В этом вопросе мы разделяем точку зрения Е.Ю. Александровой, Т.М. Стручаевой, Н.Д. Епанчинцевой, Г.А. Ковалевой. Значение краеведения трудно переоценить. Мы формируем глубокую привязанность к родному краю, чувство гордости за страну, в которой живем, воспитывая детей на событиях, которые тесно связаны с историей, природой и традициями родной земли.

В старшем дошкольном возрасте особое место занимает проектная деятельность по приобщению детей к истории родного края. Мы разработали долгосрочный проект «Мой родной город».

Основная идея такой деятельности заключается в формировании у воспитанников системных знаний по истории и культуре родного города – Старый Оскол, воспитании любви к своей малой родине и гордости за нее.

Цель проекта: воспитание патриотических чувств в процессе ознакомления старших дошкольников с историей и культурой родного города Старый Оскол Белгородской области.

Задачи: создать условия для формирования нравственных чувств, чувств патриотизма у воспитанников, формировать элементарные представления об истории родного города, познакомить с достопримечательностями Старооскольского городского округа и людьми, прославившими свой родной край, воспитывать бережное отношение к культурным ценностям, природе края, воспитывать чувство гордости за своих земляков.

Направление проекта: воспитание гражданско-патриотических чувств дошкольников, любви к родному краю.

Предмет проекта: история малой Родины.

Участники проекта: воспитанники ДОУ 5-7 лет, родители и педагоги.

Планируемые результаты: воспитанник может рассказать о народных промыслах своего края, проявляет уважение к истории малой родины, знает родословную своей семьи, имеет представление о народных традициях, знает символы города Старый Оскол и Белгородской области.

Сбор информации мы начали с домашних библиотек. Замечательные книги об истории Оскольского края, две из них написал старооскольский краевед, кандидат исторических наук Анатолий Павлович Никулов, оказались в библиотеке нашей группы. Продолжили поиски информации в интернете.

Начиная работу, мы обратились к истории своего города. Как оказалось, между прошлым и современным миром существует незримая связь. Названия слобод так и не изменились. Это слободы: Казацкая, Ямская Ламская, Ездоцкая, Стрелецкая, и Гумны. Город состоит из трех частей: юго-западной, северо-восточной и центральной, к которой примыкают слободы, входящие в состав города.

Потом мы приступили к изучению достопримечательностей. В каждой слободе был свой храм. Храм во имя Святого благоверного князя Александра Невского в слободе Гумны, Свято-Троицкий храм в слободе Стрелецкой, храм Вознесения Господня в Казацкой слободе, храм Воздвижения Креста Господня в слободе Ямской.

Кроме старинных названий в Старом Осколе сохранились деревянные купеческие домики XIX века.

Прогуливаясь по различным частям города, нашего внимания заслуживают такие здания, как памятник архитектуры конца XIX века – Дом купца Кобзева, здания реального училища, бывшей женской гимназии, Восточноазиатского банка, Дворца торжеств, а также на административные здания по улицам Комсомольская и Ленина. Дворец Торжеств – это жемчужина нашего города. Торжественное открытие состоялось зимой 2003 года.

В Старом Осколе огромное количество памятников и мемориальных комплексов. Самые крупные из них: мемориальный комплекс «Атаманский лес» (1965г.), построенный в память погибших в ходе обороны Старого Оскола и освобождении города от германо-венгерских оккупантов, Стелла «Город воинской славы» (2011г.), памятник Г.К.Жукову (1988г.) – первый памятник Г.К.Жукову в СССР, аллея Славы старооскольцев – Героев Советского Союза (2005г.).

Говоря о достопримечательностях родного города, следует отметить Старооскольский зоопарк – один из самых молодых зоопарков России. Он был открыт 12 сентября 2008 года. В зоопарке живут почти 500 животных и более 1500 птиц. Особая гордость зоопарка – это фазаны, которых насчитывается около 20 видов.

Старооскольский дендропарк расположен в хуторе Ильины. На его территории создана экологическая тропа «Восьмое чудо света».

В Старом Осколе открыт художественный музей для всех желающих полюбоваться настоящими произведениями искусства. Краеведческий музей, расположенный в красивом трехэтажном здании XIX века, рассказывает об истории города во все исторические периоды.

В городе работает Старооскольский театр для детей и молодежи, кинотеатр «Быль» и кинозалы «Маскарад», «Боше». Кинотеатр «Октябрь» (с 1961 по 2009гг.), с 2015 года, в этом здании разместился Центр молодежных инициатив.

Вообще, в Старом Осколе очень много разного рода необычностей. Например, в городе есть так называемые «Китайские стены». Это целый ряд многоэтажных домов, пристроенных цепочкой один к другому.

Здесь ездят скоростные трамваи, связывающие город с металлургическим комбинатом.

Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста сегодня очень актуальна. Чтобы привить детям чувство патриотизма, необходимо проводить целый комплекс мероприятий.

Встречи с ветеранами, беседы о героях Великой Отечественной войны, конкурсы рисунков, стихов – всё это помогает воспитать патриота своей Родины.

У нас в городе находится краеведческий музей, один из залов которого посвящен военно-историческим событиям. Экскурсия в музей – это одно из мероприятий по воспитанию у детей чувства патриотизма. Экспозиция военно-исторического зала ярко показывает, какой огромный вклад внесла Белгородчина вместе со всей страной в дело победы над фашистской Германией. Здесь представлены фотографии, репродукции, отражающие события военных лет, ксерокопии документов той эпохи, предметы, имеющие отношение к ней (образцы военной формы, снаряды, боевое обмундирование, награды). Большая часть экспозиции посвящена битве на Курской Дуге. В преддверии решающих боёв под Прохоровкой для бесперебойного подвоза грузов к фронту за 32 дня была построена железная дорога Старый Оскол – Ржава, дорогу построили в кратчайшие сроки. В нашем городе есть памятник героям-строителям. Одним из подвигов, который будет жить всегда в наших сердцах – это подвиг 17 героев у разъезда Набокино, которые противостояли 500 фашистам. Фотографии героев и подлинные документы, хранятся в музее. Сейчас на месте подвига у Майсюковой будки находится памятник. Одна из самых героических страниц в истории края – его освобождение 5 февраля 1943 года.

Более 15 тысяч старооскольцев ушедших на фронт и стоявших на берегах Отчизны от Баренцева до Чёрного морей, так и не увидели больше родного края.

Маленькие старооскольцы должны знать свою историю, своих героев. Экскурсия в музей поможет детям наглядно представить события военных лет, а также внесет свой вклад в воспитание у детей чувства любви к своей Родине, развитие любознательности, внимательности, наблюдательности.

При организации работы по патриотическому воспитанию обязательно следует учитывать возраст дошкольников и их возможности.

Экскурсия – одна из форм образовательно-воспитательной работы с детьми, которая формирует у детей отношение к своей стране, своему краю, своему городу.

Список литературы

  1. Ковалева Н.Н. Оскола Старого Ламская слобода: Сборник стихотворений. – Старый Оскол: «ТНТ», 2002.
  2. Машкара А.В. Год беспокойного сердца: стихотворения [Текст] / Старый Оскол, – 1992.
  3. Никулов А.П. Оскольский край: Историческое исследование Оскольского края. – Курск: ГУИПП «Курск», 1997.

Поделиться

686

Малахова Н. Е., Борзенкова М. И., Васильева О. В., Аброскина А. А. Краеведческая деятельность как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истории родного края // Актуальные проблемы современной науки: экспериментальный и теоретический поиск : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 октября 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 54-57. URL: https://apni.ru/article/7147-kraevedcheskaya-deyatelnost-kak-sredstvo

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря