Определяя содержание взаимодействия ДОУ и семьи, можно выделить ведущей задачей педагогического коллектива – создание условий для появления у родителей желания включиться в жизнь группы. Воспитателям нужно в первую очередь завоевать авторитет у родителей, чтобы предоставляемая помощь, знания и опыт могли быть восприняты и применены в жизни. Система дошкольного учреждения в направлении взаимодействия с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогами условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Однако без обоюдного желания родителей и воспитателей поддерживать контакты друг с другом реализовать такую систему будет трудно.
Таким образом, чтобы обеспечить ребенка необходимыми педагогическими условиями для его полноценного развития нужно создать условия для объединения усилий детского сада и родителей. Работа с родителями – это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Естественно, в любом детском саду могут возникнуть проблемные ситуации во взаимоотношениях педагогов и родителей. Существует несколько важных моментов, предупреждающих, возникновение проблемных ситуаций:
- установление личного контакта педагога с родителями;
- ежедневное информирование родителей о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг;
- отсутствие информации порождает у родителя желание получить ее из других источников, например, от других родителей, детей группы. Такая информация может носить искаженный характер и привести к развитию конфликтной ситуации;
- перевод статуса родителя из пассивного потребителя услуг в активного помощника воспитателей. Придание им уверенности в том, что взаимодействие между семьей и воспитателями необходимо.
Организацию взаимодействия с родителями можно условно разделить на несколько этапов:
- Первый этап – демонстрационный. Главная задача педагогов на данном этапе – демонстрация родителям положительного образа ребенка. Это создаст между родителями и воспитателями доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество. По нашему мнению, такая работа обусловлена тем, что зачастую родители фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях развития и поведения ребенка.
- Второй этап – практический. Команда специалистов дошкольного учреждения проводят ряд мероприятий, направленных на формирование у родителей представлений о психолого-педагогических особенностях воспитания ребенка на определенном этапе развития и дают практические знания.
- Третий этап – персонифицированный. Здесь происходит углублённое ознакомление педагога с проблемами конкретной семьи в вопросах воспитания ребенка. Проявляя личную заинтересованность и желание помочь, воспитатель подводит родителя к актуализации решения проблем детско-родительских отношений. Здесь очень важно установить доверительные отношения между родителем и воспитателем. Выговариваясь, родитель может рассказать о волнующих его индивидуальных особенностях ребенка, попросить совета у воспитателей по интересующим их проблемам.
Таким образом, на этом этапе важно подобрать такие формы работы, которые помогли бы направить родителей на внимательное отношение к деятельности ребёнка, исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка.
Для успешного взаимодействия ДОУ и семьи мы выделяем следующие условия:
- Отношения с родителями должны строиться на высоком уважении интересов семьи, родительского авторитета, на всемерном содействии семьи в ее духовном обогащении и тем самым в ее культурном и моральном влиянии на детей.
- Предоставление возможности проявить инициативу и поддержка родителей во всех делах в группе.
- Проявление педагогом учтивости и корректности, умения сдерживать свои эмоции в общении с коллективом родителей.
Проследить результаты работы воспитателя по взаимодействию семьи и детского сада можно, пронаблюдав, улучшения взаимоотношений родителей с ребенком, в понимании родителями, места, которое занимает ребенок в их жизни родителей. Проявление осознания родителем значимости роли мамы или папы, а затем своей деятельности, родительской ответственности, распространяющейся не только на своего ребенка, но и на других детей. В оптимистическом взгляде родителей на решение семейных проблем и формировании педагогической рефлексии родителей. В проявлении родительской солидарности, сплоченности, активности в учебно-воспитательном процессе.
Важно не только спокойно, внимательно слушать родителя, но и услышать родителя, дать ему почувствовать готовность воспитателя профессионально разобраться в ситуации. Таким образом, главная цель всех форм и видов взаимодействия – установление доверительных отношений между детьми, родителями и воспитателями, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
С целью формирования общих представлений у родителей о деятельности детского сада организуется день открытых дверей. Эта форма работы достаточно распространена. Во время экскурсии, которую проводит заведующий или старший воспитатель, родители знакомятся с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, это вызывает интерес и стимулирует их участие в жизни детского сада.
Альтернативой таким дням может быть видеоролик, размещенный на сайте. Наибольшим преимуществом видеоэкскурсии для учреждения является возможность показа в полном объеме наиболее ярких, информационных мероприятий, представления непосредственной деятельности сотрудников, специфики их работы.
Организация консультаций в традиционной форме малоэффективны, поэтому в современном ДОУ специалистами, стремящимися повысить свой уровень работы была проведена модификация: включение интерактивных средств. Как правило, это может быть, как одна консультация, так и несколько, для группы родителей, объединенных общим интересом, так и индивидуально. На индивидуальных консультациях родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях и беспокойствах, которые их тревожат.
Практические формы работы дают возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др. Также позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности.
Таким образом, методы взаимодействия родителей и воспитателей условно можно разделить на традиционные и нетрадиционные методы сотрудничества. К традиционным методам относятся: родительские собрания, посещение дома ребенка, взаимодействие детского сада с родителями, с родительским комитетом, проведение консультирования и бесед, организация семинаров, тренингов и конференций, проведение круглых столов.
К нетрадиционным методам относятся: организация различных акций, открытие сайта, проведение мини-собраний, организация обучающих игр для родителей, совместная с родителями проектная деятельность, ведение устного журнала.