Целью настоящей статьи является гражданского права в системе права России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать определение и значение гражданского права;
- изучить гражданское право в системе права России.
Частноправовые отношения основаны на принципах свободы, равенства и независимости участников правоотношений, а публично-правовые отношения основаны на принципах централизованного влияния и иерархической подчиненности участников. При регулировании частноправовых отношений субъектам предоставляется максимальная свобода, однако даже в рамках частноправового регулирования вмешательство государства в имущественный оборот полностью не исключено. Мы говорим об ограничении этого вмешательства и установлении законом его четких рамок и форм.
Гражданское право в отечественной правовой системе является основной отраслью частного права. Наряду с этим, система частного права в нашей стране включает в себя семейное право и международное частное право. Элементы частного права также присутствуют в трудовом праве (трудовые договоры), земельном праве и в некоторых других отраслях [1].
Таким образом, гражданское право является базовой отраслью, призванной регулировать частные отношения. Следовательно, нормы гражданского права могут применяться для регулирования любых отношений в сфере частного права, если эти отношения не регулируются нормами специального законодательства. Например, согласно статье 4 СК РФ, гражданское законодательство применяется к имущественным и личным неимущественным отношениям между членами семьи, которые не регулируются семейным законодательством, постольку, поскольку это не противоречит сущности семейных отношений [2].
Гражданское право – самостоятельная отрасль права, регулирующая имущественные и связанные с ними (а в некоторых случаях и не связанные между собой) личные неимущественные отношения, основанные на самостоятельности и имущественной независимости их участников [3].
Гражданское право – это самостоятельная отрасль права, имеющая самостоятельный предмет и метод правового регулирования. Кроме того, гражданское право обладает группой самостоятельных отраслевых функций и общими положениями, которые указывают на правовую однородность правовых институтов и норм, составляющих отрасль гражданского права.
Предметом правового регулирования гражданского права являются те общественные отношения, которые непосредственно регулируются им.
Предметом гражданско-правового регулирования являются имущественные, связанные с ними личные неимущественные отношения, а в некоторых случаях и несвязанные личные неимущественные отношения [4].
Очевидно, что общественный интерес должен присутствовать в гражданском праве, но через воплощенную систему институтов, ограничений и правил.
Передавая активы государственной собственности в частную собственность (например, «Русал», «Роснефть», «Газпром» и т.д.), государство в то же время не внедрило механизм защиты общественных интересов и социальных прав физических лиц. Совсем недавно крупный бизнес подарил России нескольких новоиспеченных миллиардеров: О. Дерипаску, В. Потанина, Р. Абрамовича, чьи прибыли исчисляются миллиардами. Разве это не ущемляет общественные интересы? По крайней мере, их колоссальные прибыли и миллиардные доходы облагаются той же ставкой налога (13%), что и заработок любого рабочего, уборщика, грузчика, лектора, мелкого бизнесмена, которые зарабатывают себе на хлеб физическим или умственным трудом [5].
Почему государство не вводит прогрессивное налогообложение для таких сверхбольших доходов? Здесь кроется общественный интерес в сфере частного бизнеса, который получил в свою собственность активы, находящиеся в государственной собственности.
Внесенный в Государственную Думу проект Федерального закона «О внесении изменений в первую, вторую, третью и четвертую части Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» несколько снизил напряженность гражданско-правовых дискуссий по его содержанию, но не устранил их до окончательного принятия. Внесение предлагаемых изменений в действующее гражданское законодательство посредством процедуры рассмотрения и принятия Законодательным собранием [6].
Значительные изменения предлагаются в части 1, 3, 4 Гражданского кодекса и в некоторые главы части 2 Гражданского кодекса (в так называемые «финансовые операции»). После обострившихся дискуссий минимальные значения уставного капитала для обществ с ограниченной ответственностью увеличиваться не будут: сохранен тот же самый низкий уровень – 10 000 руб., что, по нашему мнению, будет способствовать более широкому вовлечению в деловые отношения лиц со средним уровнем дохода, целеустремленных в России, которые также будут предоставлена возможность заключать такие корпоративные соглашения, как соглашения об акционерном капитале.
Справедливо предлагается разделить юридические лица на публичные и частные и ввести понятия «лицо, контролирующее юридическое лицо» и «аффилированность».
Невозможно не отметить четкую схему реализации отдельных положений Конституции о дальнейшем развитии гражданского законодательства в Российской Федерации в части правового статуса и видов юридических лиц, поскольку 1 сентября 2014 года часть 1 главы IV Гражданского кодекса, касающаяся юридических лиц, была скорректирована значительно. Например, в Гражданском кодексе теперь подробно перечислены все юридические лица, которые могут быть созданы в России, определен их статус и полностью указаны их возможные организационно-правовые формы: коммерческие организации (с общей юридической компетенцией) и некоммерческие (со специальной юридической компетенцией); унитарные (исполнительное управление) и корпоративные (коллективное управление – общие собрания, правления и т.д.); две формы акционерных обществ – публичное и частное, что, кстати, исключает закрытые акционерные общества (ЗАО) и компании с добавленной стоимостью [3].
Личные неимущественные отношения, связанные с имуществом, входящие в предмет гражданско-правового регулирования, возникают преимущественно в сфере создания и использования результатов интеллектуальной деятельности (произведений литературы, науки, искусства, изобретений, промышленных образцов, компьютерных программ и т.д.), а также средств индивидуализации товаров и их производителей (товарные знаки, фирменные наименования и т.д.).
Связь таких неимущественных отношений с имущественными выражается в том, что в них участвуют одни и те же лица и возникают они по поводу одного и того же объекта. В то же время имущественные отношения обусловлены, они оказываются зависимыми от неимущественных.
Личные неимущественные отношения, не связанные с собственностью, возникают по поводу личных неимущественных выгод, к которым относятся неотъемлемые права и другие нематериальные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство личности, ее доброе имя, личная и семейная тайна, неприкосновенность частной жизни и т.д.) [1]. В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации Гражданским кодексом Российской Федерации эти отношения не регулируются гражданским правом, а лишь охраняются и оберегаемы им. Действительно, гражданское право используется только для защиты большинства личных неимущественных выгод, но есть некоторые исключения. Таким образом, отношения, касающиеся коммерческой тайны, регулируются нормами гражданского законодательства [6]. Поэтому справедливо отнести некоторые личные неимущественные отношения, не связанные с собственностью, к предмету регулирования гражданского права.
Метод правового регулирования – это совокупность приемов, методик и средств, с помощью которых соответствующая отрасль права воздействует на общественные отношения, составляющие ее предмет.
Метод гражданско-правового регулирования часто упоминается в юридической литературе как метод юридического равенства сторон. Он обладает следующими присущими ему специфическими чертами:
- Юридическое равенство участников гражданских правоотношений. Это не означает, что стороны конкретного правоотношения наделены практически равными правами. Речь идет о юридическом равенстве сторон. Равенство в данном случае означает отсутствие организационной и властной зависимости сторон гражданского правоотношения друг от друга.
- Имущественная независимость участников. Смысл этой особенности выражается в возможности самостоятельно распоряжаться имуществом, принадлежащим человеку. Разные субъекты GP обладают разной степенью такой независимости.
- Судебная процедура защиты государственных предприятий и разрешения возникающих конфликтов. В основном нарушенные гражданские права восстанавливаются в судебном порядке, но существуют и способы самозащиты гражданских прав.
- Имущественный характер гражданско-правовой ответственности. Гражданско-правовая ответственность в большинстве случаев носит имущественный характер (возмещение убытков, штрафные санкции и т.д.), однако для защиты личных неимущественных выгод применяются и неимущественные меры (например, публичные извинения и т.д.).
- Диспозитивная направленность гражданско-правового регулирования. Это выражается в преобладании диспозитивных норм в гражданском праве: «...если иное не предусмотрено соглашением сторон». Стороны свободны в формировании своей воли.
Основными функциями гражданского права являются регулирующая и охранительная. Особенностью гражданско-правового регулирования является преобладание регулятивных задач.
Регулирующая функция направлена на регулирование нормальных экономических отношений в обществе и реализуется путем предоставления участникам регулируемых отношений возможностей для их самоорганизации, саморегулирования [2].
Охранительная функция гражданского права имеет основной целью защиту имущественных интересов участников гражданского оборота, поэтому реализуется в основном путем восстановления нарушенных прав или компенсации убытков, причиненных потерпевшему.
Вывод
Категория гражданского законодательства охватывает не всю совокупность нормативных правовых актов, регулирующих гражданские правоотношения, а только их часть – законы. Термин «гражданское законодательство» следует рассматривать в широком смысле, охватывающем не только законы, но и другие нормативные правовые акты в области гражданского права. Следует отметить, что гражданское законодательство находится исключительно в ведении Российской Федерации (статья 71 Конституции Российской Федерации). Это означает, что нормативные акты, содержащие нормы гражданского права, могут быть приняты только на федеральном уровне. Они расположены в соответствии со строго иерархической системой, в которой значение нормативного акта определяется его юридической силой. Чем больше юридическая сила нормативного акта, тем выше его положение в системе гражданского законодательства.