Главная
АИ #41 (171)
Статьи журнала АИ #41 (171)
Особенности организации пространственной среды в ДОУ для детей с ОВЗ

Особенности организации пространственной среды в ДОУ для детей с ОВЗ

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

интеграция
инклюзивное образование
дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
среда

Аннотация статьи

В статье рассмотрены особенности по созданию предметной среды в детских садах компенсирующего типа для детей с ОВЗ.

Текст статьи

Двадцать первый век по праву считается периодом интенсивного развития в сфере инновационных технологий, внедряющиеся активным образов в различные жизненные сферы деятельности человека. Образовательная среды так же не осталась в этом вопросе в стороне.

Политика нашего государства в образовательной сфере расширяет возможности предоставления образовательных услуг детям имеющим ограниченные возможности по здоровью. На сегодняшний деть, ребенок с ОВЗ имеет возможность посещать любое образовательное учреждение независимо от его состояния здоровья. Такое образование называется инклюзивным.

Р.Р. Калинина указывает, что интеграция же предполагает включенность в социум, иными словами ребенку предоставляется возможность участия в различных видах социальной жизни детского сообщества на равных условиях вместе с другими детьми, с учетом его возможностей [4, с.99].

В России существует достаточно широкая сеть детских дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида, комплектование в которых строится исходя из принципа ведущего отклонения в развитии - указывает Н.Д. Соколова [9, с.301].

Таким образом, созданы сады и группы для детей, слабослышащих и глухих, слабовидящих, страдающих косоглазием или с диагнозом амблиопия, имеющих различные речевые нарушения, например, заикание общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие, страдающие умственной отсталостью, с задержкой психического развития, с различными нарушениями со стороны опорно-двигательного аппарата [1, с.222].

Такие сады отличаются от обычных меньшей наполняемостью групп, в среднем по 9-11 человек.

В таких садах основная нагрузка приходится на дефектологов, олигофренопедагогов, сурдологов, тифлопедагогов, логопедов [2, с.117].

Для успеха образовательной интеграции большое значение играет созданная среда, которая направлена на помощь в социальной адаптации и коррекции отклонений у детей с ОВЗ.

Лестницы в таких детских садах обязательно оборудуются периллами, ориентироваться детям-инвалидам по зрению помогают выкрашенные в контрастные цвета крайние ступеньки лестницы при входе в здание.

Дверь так же должна быть контрастно-яркой или иметь ярко-контрастную окантовку. Если двери стеклянные, необходимо яркой краской пометить открывающиеся части двери.

Раздевалка должна иметь выделенную зону, которая должна располагаться поодаль от проходов и быть оборудована скамейками, поручнями, полками и крючками.

Так же необходимо учитывать требования к освещению рабочего стола, за которым ребенок-инвалид по зрению будет сидеть и весь наглядный материал, который будет ему предоставлен, необходимо озвучивать с целью получения этим ребенком нужной информации [7, с.400].

Детей, имеющих инвалидность по слуху, обеспечивают индивидуальными слуховыми аппаратами.

Для того чтобы обеспечить детям с ОВЗ беспрепятственное и безопасное перемещение нужно учесть, что покрытие должно быть нескользящим и ровным, на территории ДОУ дорожки должны быть асфальтированы, а имеющиеся перепады уровней необходимо сгладить.

Покрытие поверхности дорожки сделать рельефными направляющими полосами с ярко-контрастным окрашиванием. Самый оптимальный цвет для этих задач обычно ярко-оранжевый, ярко-оранжевый и ярко-красный цвета.

Таким образом, использование инновационных подходов и инновационных, безопасных для здоровья материалов при создании и оформлении пространства и среды детского дошкольного учреждения и его помещений, в которых будут находиться дети с ОВЗ значительно облегчают их социальную адаптацию, позволяя им чувствовать себя в этой среде уверенно и комфортно.

Список литературы

  1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2019. С.222.
  2. Воложин А.И., Субботин Ю.К. Адаптация и компенсация – универсальный биологический механизм приспособления. М., 1987. С.176.
  3. Екжанова Е.А. Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. М., 2013. С.117.
  4. Калинина Р.Р. Адаптация дошкольников к условиям детского сада. СПб., 2012. С.99.
  5. Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие речи детей в процессе их адаптации к ДОУ. М., 2015. С.59.
  6. Морозова Е.И. Психологические подходы к изучению процесса адаптации детей раннего возраста // Дефектология, №4 -2020. С. 68-81.
  7. Назарова Н.М. Специальная педагогика. М., 2021. С.400.
  8. Неретина Т.Г. Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях ДОУ. М., 2014. С.118.
  9. Соколова Н.Д., Калинникова Л.В. Дети с ограниченными возможностями: Хрестоматия. М., 2015. С.301.

Поделиться

786

Пяткова И. В., Мочалова Н. А., Михайлюкова И. С. Особенности организации пространственной среды в ДОУ для детей с ОВЗ // Актуальные исследования. 2023. №41 (171). Ч.II.С. 72-73. URL: https://apni.ru/article/7155-osobennosti-organizatsii-prostranstvennoj-sre

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#48 (230)

Прием материалов

23 ноября - 29 ноября

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

4 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 декабря