Двадцать первый век по праву считается периодом интенсивного развития в сфере инновационных технологий, внедряющиеся активным образов в различные жизненные сферы деятельности человека. Образовательная среды так же не осталась в этом вопросе в стороне.
Политика нашего государства в образовательной сфере расширяет возможности предоставления образовательных услуг детям имеющим ограниченные возможности по здоровью. На сегодняшний деть, ребенок с ОВЗ имеет возможность посещать любое образовательное учреждение независимо от его состояния здоровья. Такое образование называется инклюзивным.
Р.Р. Калинина указывает, что интеграция же предполагает включенность в социум, иными словами ребенку предоставляется возможность участия в различных видах социальной жизни детского сообщества на равных условиях вместе с другими детьми, с учетом его возможностей [4, с.99].
В России существует достаточно широкая сеть детских дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида, комплектование в которых строится исходя из принципа ведущего отклонения в развитии - указывает Н.Д. Соколова [9, с.301].
Таким образом, созданы сады и группы для детей, слабослышащих и глухих, слабовидящих, страдающих косоглазием или с диагнозом амблиопия, имеющих различные речевые нарушения, например, заикание общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие, страдающие умственной отсталостью, с задержкой психического развития, с различными нарушениями со стороны опорно-двигательного аппарата [1, с.222].
Такие сады отличаются от обычных меньшей наполняемостью групп, в среднем по 9-11 человек.
В таких садах основная нагрузка приходится на дефектологов, олигофренопедагогов, сурдологов, тифлопедагогов, логопедов [2, с.117].
Для успеха образовательной интеграции большое значение играет созданная среда, которая направлена на помощь в социальной адаптации и коррекции отклонений у детей с ОВЗ.
Лестницы в таких детских садах обязательно оборудуются периллами, ориентироваться детям-инвалидам по зрению помогают выкрашенные в контрастные цвета крайние ступеньки лестницы при входе в здание.
Дверь так же должна быть контрастно-яркой или иметь ярко-контрастную окантовку. Если двери стеклянные, необходимо яркой краской пометить открывающиеся части двери.
Раздевалка должна иметь выделенную зону, которая должна располагаться поодаль от проходов и быть оборудована скамейками, поручнями, полками и крючками.
Так же необходимо учитывать требования к освещению рабочего стола, за которым ребенок-инвалид по зрению будет сидеть и весь наглядный материал, который будет ему предоставлен, необходимо озвучивать с целью получения этим ребенком нужной информации [7, с.400].
Детей, имеющих инвалидность по слуху, обеспечивают индивидуальными слуховыми аппаратами.
Для того чтобы обеспечить детям с ОВЗ беспрепятственное и безопасное перемещение нужно учесть, что покрытие должно быть нескользящим и ровным, на территории ДОУ дорожки должны быть асфальтированы, а имеющиеся перепады уровней необходимо сгладить.
Покрытие поверхности дорожки сделать рельефными направляющими полосами с ярко-контрастным окрашиванием. Самый оптимальный цвет для этих задач обычно ярко-оранжевый, ярко-оранжевый и ярко-красный цвета.
Таким образом, использование инновационных подходов и инновационных, безопасных для здоровья материалов при создании и оформлении пространства и среды детского дошкольного учреждения и его помещений, в которых будут находиться дети с ОВЗ значительно облегчают их социальную адаптацию, позволяя им чувствовать себя в этой среде уверенно и комфортно.