Главная
АИ #41 (171)
Статьи журнала АИ #41 (171)
Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе

Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе

Рубрика

Математика

Ключевые слова

функциональная грамотность
логические приемы мышления
развитие математической грамотности
методы обучения
задачи

Аннотация статьи

Данная статья рассматривает вопрос формирования функциональной грамотности у детей младшего школьного возраста. Функциональная грамотность определяется, как способность применять знания и навыки в решении практических задач в различных сферах деятельности и общения.

Текст статьи

Способность в постоянном использовании приобретенных в жизни знаний и навыков для решения жизненных задач в разных сферах деятельности человека, социальной деятельности и общения считается функциональной грамотностью.

Формирование и развитие функциональной грамотности можно через учебные предметы и начальные классы. Основываясь на предметных знаниях, навыках и навыках, функциональное знание осуществляется на базе формирования навыков мышления.

В начале необходимо развивать способности каждого ребёнка мыслить логическими приемами, например синтезом и анализом, сравнением и классификацией умозаключений, обобщением, систематизации, отрицанием.

Задания соответствующих уровня логических приемов помогут сформировать функциональную грамотность на уроках начальной школы.

Таблица

Логические приемы

Примеры заданий

Знание

Составьте список, выделите, покажите, назовите, расскажите

Понимание

Другими словами, описывать, объяснять, определять признаки

Использование

Проиллюстрируйте, применяйте, решайте

Анализ

Анализ, проверка, эксперимент, сравнение, выявление различий

Синтез

Составьте план перевода

Оценка

Защита точек зрения, предоставив аргументы и доказательство

Виды заданий, которые применяются на занятиях по математике. Они помогают развивать функциональную математическую грамотность младшего школьного возраста.

1. Решение задач разными способами.

Умение разных способов решить задачи свидетельствует, что достаточно высокий математический уровень развития. Хорошо, хорошо, хорошо. Но, несмотря на недостаток времени, мало внимания уделяется развитию этой способности.

2. Деление текста задачи на значимые части.

3. Работа над задачей.

Повторение позволяет многим ученикам понять план решения проблемы. Повторные анализы – это путь к получению твердых математических знаний.

4. Представление ситуации, описанной в задачи и её моделирование:

  • Реши с помощью отрезков.

Маша встречала гостей. Алиса пришла раньше Пети, Сережа позже Карины, Данил раньше Карины, Игорь позже Сережи.

Кто из ребят пришёл позже всех? Кто пришёл раньше всех? В каком порядке приходили ребята?

  • с помощью рисунка.

В гараже стояло 12 машин. К ним приехали еще 4. Одну машину отправили в рейс. Сколько машин осталось в гараже?

  • Решение задач с помощью чертежа. Нужно обратить внимание на все данные, которые нужно оформить на чертеже

5. Решение задач с лишними, недостающими данными.

На первой полке стоят книги сказки. Это на 12 книг больше, чем на второй полке. Сколько книг на двух полках?

6. Объяснение готового решения задачи.

С одной грядки собрали 20 кг картофеля, а с другой – на 5 кг больше. Объясни, что узнаешь, выполнив вычисления:

20+5 20+(20+5)

7. Изменение вопроса задачи.

Ваня собрал 8 стаканов малины, а его сестра – на 2 стакана меньше. Сколько стаканов собрала сестра?

Измени вопрос так, чтобы задача решалась в 2 действия.

8. Самостоятельные задачи для учеников.

  • с использованием слов: больше на одну, больше на одну, больше на одну, больше на одну, больше на одну;
  • по этому плану его решения;
  • действия и ответы;
  • по выражении и так далее.

9. Составление разных выражений к данным задачам

10. Выбор слов, которые решают задачу.

11. Выбор метода записи задачи выражения, уравнения, действия, пояснения, вопросов

12. Использование приёма сравнения задач с их решениями.

13. Выберите решение из двух предложений - верное и неверное.

14. Изменение условий задачи для решения задачи другим способом.

15. Решить задачу.

16. Составление такой же задачи с изменениями данных.

17. Создание и решение обратной задачи.

18. Решение комбинаторных задач:

Задача 1. Пятачок хочет вставить в три разные рамки портреты Винни-Пуха, Тигры и Иа-Иа. Он может разместить портрет Винни-Пуха в розовой рамочке, Тигры – бирюзовой, а Иа-Иа - в коричневой. А сколько всего разных способов есть у Пятачка, чтобы разместить портреты своих друзей?

Задача 2. У Винни-Пуха в запасе 5 горшочков с липовым мѐдом и 4 с цветочным.

  1. Раскрасьте горшочки с липовым мѐдом в жѐлтый цвет, а с цветочным – в коричневый.
  2. Три горшочка он подарил Пятачку. С каким мѐдом могли быть эти горшочки? Закрасьте возможные варианты. Сколько вариантов у вас получилось?

Постоянное применение специальных заданий и задач, направленных на развитие логики, формирует и развивает функциональную грамотность младшего школьного возраста. Также дает возможность более точно ориентироваться на простейшие закономерности окружающей реальности и активно использовать математику в повседневном применении.

Список литературы

  1. Казакова, Р.А. Развитие функциональной грамотности на уроках математики [Текст]: учебно-методическое пособие/ Р.А.Казакова, О.И.Кравцова, 2017. 185 с.

Поделиться

625

Карпова М. А., Филатова И. Н., Бутова М. Н. Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе // Актуальные исследования. 2023. №41 (171). Ч.II.С. 58-60. URL: https://apni.ru/article/7158-formirovanie-funktsionalnoj-gramotnosti-na-ur

Похожие статьи

Актуальные исследования

#40 (222)

Прием материалов

28 сентября - 4 октября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

9 октября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 октября